|
Психология критики в сетиАвтор статьи: Сокуренко Анна
Критика (от греч. kritike – искусство суждения) – оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий, заблуждений и ошибок. Мы воспринимаем окружающий мир сквозь призму своего собственного сознания. Мы отличаемся друг от друга, у нас разные взгляды, мнения, вкусы и пристрастия. И почему-то для нас так важно дать оценку другому человеку, пусть даже мы не всегда ее высказываем, но внутренне всё равно оцениваем, анализируем, по-своему интерпретируем. Мы привыкли к тому, что если человек что-то делает не так (с нашей точки зрения), нужно обязательно ему об этом сказать. Реакция на критику у всех разная и зависит от ряда обстоятельств: самооценки, убеждений, ценностей, воспитания, уровня профессионализма, эмоционального фона в данный момент. Кто-то извлекает из нее уроки и относится спокойно, терпимо относится к замечаниям. Других критика может злить, заставлять оправдываться, сомневаться в своей компетентности и т.п. Умение правильно реагировать на критику, оценивать и делать выводы является одним из важнейших аспектов развития личности. Конструктивная критика направлена на устранение недостатков или предложение альтернатив, решений, помогающих изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть затруднения. Предметом такой критики являются конкретные дела и поступки (ошибки, неверные умозаключения или высказывания), а не личность человека в целом. При этом главным моментом является проявление такта и уважения к человеку, не задевается чувство его собственного достоинства. Поэтому такая критика, как правило, воспринимается доброжелательно и мотивирует человека на действия по улучшению, изменения, достижению результатов более высокого качества. А если критика высказана в некорректной форме? Деструктивная критика характеризуется отсутствием позитивности, может преподноситься открыто, но чаще – в завуалированной форме. При этом критикуется личность человека в целом, что может снижать самооценку критикуемого, вызывать ощущение некомпетентности и неполноценности, подрывать результативность дела, которым человек занимается. Как определить, конструктивная критика или деструктивная? Настоящая конструктивная критика, несмотря на указание недостатков и ошибок, приводит к позитивным чувствам, к ощущению способности что-то изменить, улучшить, не вызывает у человека желания оправдываться. Критика в Интернет-пространстве имеет свои особенности. Все наше общение, проходит ли оно в онлайн или оффлайн, наполнено проекциями. Мы пропускаем события через фильтр наших ожиданий, убеждений, установок и осознанно или нет, проецируем их на других людей. Если человек ожидает, что люди будут к нему критично настроены, он будет искать и находить нотки критичности даже там, где их не предполагалось. В сети этот эффект усиливается в силу ограниченности сигналов, которые при реальном общении помогают нам правильно интерпретировать сообщение. То, как мы воспринимаем текст письма или комментарии, зависит от нашего восприятия, которое может совпадать, а может и не совпадать с тем, что нам хотели сказать. Другие различия между критикой в сети и критикой в оффлайне:
1. Сохраняйте спокойствие 2. Обсудите ситуацию с кем-то, кто знает вас 3. Действуйте 4. Отвечайте конструктивно и по делу 5. Уточняйте, что имелось в виду 6. Реверс Помочь в конструктивном реагировании могут позитивные установки на восприятие критики. 1. Никто из нас не безупречен, всем людям свойственно ошибаться, у каждого есть право на ошибки. Как бы мы ни старались что-то делать, какие бы цели ни ставили перед собой, как бы трепетно ни относились к своим задачам, всегда останется место для несовершенства. Все мы люди и все мы ограничены своими знаниями, опытом, убеждениями. 2. Критика, выраженная в форме обвинения, задевает самолюбие, создает угрозу самооценке, самоуважению. Здесь работает убеждение: «Если кто-то меня критикует, это не значит, что я плохой человек. Со мной всё в порядке, даже если мое поведение или деятельность кому-то не нравится». 3. Любой человек имеет право выражать свое недовольство, если ему что-то не нравится в поведении другого. Чтобы партнер по общению услышал вас, желательно высказать свое мнение, применяя формулу конструктивной критики. 4. Если человек делает замечание, это не значит, что он желает навредить другому. Возможно, он желает добра так, как он его понимает. Если человека критикуют, значит верят в его способности сделать лучше, качественнее, продуктивнее. 5. Критикующего человека что-то беспокоит. Возможно, он чувствует угрозу своим законным интересам и связывает ее с вами. Не исключено, что его обвинения – это способ поделиться своими переживаниями. 6. Критика – это ценность. Сделанные критические замечания подчёркивают внимание к нашей работе. Часто мы ценим похвалу, хорошие слова, а на критику склонны реагировать далеко не всегда позитивно. Оправдываясь или подчиняясь, вступая в спор или обвиняя другого, мы упускаем те возможности, которые могут содержаться в критическом сообщении. Другой человек указывает нам на то, что нужно исправить, обратить внимание, над чем поработать, и за это он заслуживает благодарности. Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=7612 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|