Психология критики в сети

Автор статьи: Сокуренко Анна


«Критика подобна почтовому голубю:
она всегда возвращается обратно»
Дейл Карнеги


Каждый из нас, в жизни или в сети, время от времени неизбежно сталкивается с оценкой его личности или деятельности и критикой. Даже если человек ведёт себя предельно корректно и вежливо, не пытается навязывать другим свою точку зрения, никто не застрахован от этого явления.

Критика (от греч. kritike – искусство суждения) – оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий, заблуждений и ошибок.

Мы воспринимаем окружающий мир сквозь призму своего собственного сознания. Мы отличаемся друг от друга, у нас разные взгляды, мнения, вкусы и пристрастия. И почему-то для нас так важно дать оценку другому человеку, пусть даже мы не всегда ее высказываем, но внутренне всё равно оцениваем, анализируем, по-своему интерпретируем. Мы привыкли к тому, что если человек что-то делает не так (с нашей точки зрения), нужно обязательно ему об этом сказать.

Реакция на критику у всех разная и зависит от ряда обстоятельств: самооценки, убеждений, ценностей, воспитания, уровня профессионализма, эмоционального фона в данный момент. Кто-то извлекает из нее уроки и относится спокойно, терпимо относится к замечаниям. Других критика может злить, заставлять оправдываться, сомневаться в своей компетентности и т.п. Умение правильно реагировать на критику, оценивать и делать выводы является одним из важнейших аспектов развития личности.

Психология критики в сети

Конструктивная критика направлена на устранение недостатков или предложение альтернатив, решений, помогающих изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть затруднения. Предметом такой критики являются конкретные дела и поступки (ошибки, неверные умозаключения или высказывания), а не личность человека в целом. При этом главным моментом является проявление такта и уважения к человеку, не задевается чувство его собственного достоинства. Поэтому такая критика, как правило, воспринимается доброжелательно и мотивирует человека на действия по улучшению, изменения, достижению результатов более высокого качества.

А если критика высказана в некорректной форме?

Деструктивная критика характеризуется отсутствием позитивности, может преподноситься открыто, но чаще – в завуалированной форме. При этом критикуется личность человека в целом, что может снижать самооценку критикуемого, вызывать ощущение некомпетентности и неполноценности, подрывать результативность дела, которым человек занимается.

Как определить, конструктивная критика или деструктивная? Настоящая конструктивная критика, несмотря на указание недостатков и ошибок, приводит к позитивным чувствам, к ощущению способности что-то изменить, улучшить, не вызывает у человека желания оправдываться.

Критика в Интернет-пространстве имеет свои особенности.
Когда мы разговариваем с человеком лично, мы отслеживаем его мимику и жесты, интонации голоса. Но поскольку в сети, как правило, отсутствуют визуальные и аудио-сигналы, а подать одну и ту же по смыслу информацию можно множеством различных способов, то и реагируем мы на неё по-разному, в силу особенностей нашего восприятия.

Все наше общение, проходит ли оно в онлайн или оффлайн, наполнено проекциями. Мы пропускаем события через фильтр наших ожиданий, убеждений, установок и осознанно или нет, проецируем их на других людей. Если человек ожидает, что люди будут к нему критично настроены, он будет искать и находить нотки критичности даже там, где их не предполагалось. В сети этот эффект усиливается в силу ограниченности сигналов, которые при реальном общении помогают нам правильно интерпретировать сообщение. То, как мы воспринимаем текст письма или комментарии, зависит от нашего восприятия, которое может совпадать, а может и не совпадать с тем, что нам хотели сказать.

Другие различия между критикой в сети и критикой в оффлайне:
• в отличие от разговора вживую, в сети человек может написать любые слова, порой – более резкие. При живом общении они могут быть смягчены или, наоборот, усилены мимикой, интонациями и другими невербальными средствами;
• написав критическое сообщение в сети, человек уверен, что его прочитают полностью и не перебьют на полуслове;
• сообщение в сети могут прочитать десятки-сотни людей, что может пошатнуть авторитет человека или компании, которых критикуют;
• между участниками сетевого общения может быть существенная разница в возрастном, интеллектуальном, культурном, эмоциональном плане, что может приводить к недоразумениям.


Как правильно реагировать на критику в сети:

1. Сохраняйте спокойствие
Критика, обоснованная или нет, часто несет в себе две составляющие – повод и эмоциональную часть, призванную «задеть» вас. Главная задача – отсеять второе от первого и ответить оппоненту уважительно и корректно. Иногда наша реакция на текст во многом зависит от того, как мы чувствуем себя в момент прочтения. Поэтому важно успокоиться, перечитать сообщение, проанализировать его, постараться посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Когда мы действуем на эмоциях, то больше думаем о том, как защитить себя от критики или найти в ней слабые стороны, а не о том, как можно решить проблему. К тому же, когда эмоциональный накал ослабевает, мы можем обнаружить, что в критической оценке есть доля истины.

2. Обсудите ситуацию с кем-то, кто знает вас
Спросите у людей, которым вы доверяете, что они думают о тексте, поделитесь, что вы планируете ответить. Совет от человека со стороны, отстраненного наблюдателя, может помочь сформировать более полный и объективный взгляд на ситуацию. Открытое сотрудничество, готовность выслушать и принять точку зрения другого человека, придают глубину и завершенность рассматриваемой проблеме.

3. Действуйте
Какой бы неприятной не была критика, на неё обязательно нужно дать достойный ответ. Оставленная без присмотра нелицеприятная критика имеет свойство становиться со временем всё хуже. Она может обрастать комментариями и наблюдениями других пользователей. Молчание в подобной ситуации является признаком слабости и неумением признавать свои ошибки. К тому же, никак не отреагировав, человек как бы «глотает» оскорбление и носит его в себе, что может в дальнейшем приводить к проблемам со здоровьем.

4. Отвечайте конструктивно и по делу
Критикующий, как правило, рассчитывает на конструктивный ответ или настроен на словесный поединок. Однако спор в сети редко приводит к хорошим результатам, поэтому желательно реагировать на критику вежливо, чтобы снизить напряженность до уровня комфорта.

5. Уточняйте, что имелось в виду
За любым негативным высказыванием в ваш адрес стоит конкретная проблема. Задача – понять эту проблему и решить её.
Мы склонны по-своему интерпретировать то, что услышали или прочитали, особенно когда находимся в подавленном эмоциональном состоянии. Бывает так, что мы понимаем сообщение совсем не так, как хотел сказать собеседник на самом деле. Уточнение поможет выиграть время, прояснить критические моменты, изменить свою реакцию на них.

6. Реверс
Лучший способ противодействия критике – реверсивное поведение. Поблагодарите собеседника за критику, постарайтесь превратить его в союзника, убедить, что вы на одной стороне, что для вас действительно важно дело, которое вы делаете, и вы приветствуете помощь. Высшим искусством взаимодействия с критикой в сети считается превращение врагов/недоброжелателей в друзей.

Помочь в конструктивном реагировании могут позитивные установки на восприятие критики.
Наша ответная реакция на критику во многом зависит от наших внутренних убеждений, установок относительно собственного благополучия и благополучия других людей.

1. Никто из нас не безупречен, всем людям свойственно ошибаться, у каждого есть право на ошибки. Как бы мы ни старались что-то делать, какие бы цели ни ставили перед собой, как бы трепетно ни относились к своим задачам, всегда останется место для несовершенства. Все мы люди и все мы ограничены своими знаниями, опытом, убеждениями.
Отвергая критику и все, что не соответствует нашим представлениям о себе, о своей работе, мы отказываемся учиться, развиваться, становиться лучше, двигаться вперёд.

2. Критика, выраженная в форме обвинения, задевает самолюбие, создает угрозу самооценке, самоуважению. Здесь работает убеждение: «Если кто-то меня критикует, это не значит, что я плохой человек. Со мной всё в порядке, даже если мое поведение или деятельность кому-то не нравится».

3. Любой человек имеет право выражать свое недовольство, если ему что-то не нравится в поведении другого. Чтобы партнер по общению услышал вас, желательно высказать свое мнение, применяя формулу конструктивной критики.

4. Если человек делает замечание, это не значит, что он желает навредить другому. Возможно, он желает добра так, как он его понимает. Если человека критикуют, значит верят в его способности сделать лучше, качественнее, продуктивнее.

5. Критикующего человека что-то беспокоит. Возможно, он чувствует угрозу своим законным интересам и связывает ее с вами. Не исключено, что его обвинения – это способ поделиться своими переживаниями.

6. Критика – это ценность. Сделанные критические замечания подчёркивают внимание к нашей работе. Часто мы ценим похвалу, хорошие слова, а на критику склонны реагировать далеко не всегда позитивно. Оправдываясь или подчиняясь, вступая в спор или обвиняя другого, мы упускаем те возможности, которые могут содержаться в критическом сообщении. Другой человек указывает нам на то, что нужно исправить, обратить внимание, над чем поработать, и за это он заслуживает благодарности.

Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=38662&showentry=7612



Просмотров: 274
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как реагировать на критику в сети
  • Может ли критика быть полезной?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Критика мужчины в сексе - самая большая глупость, которую может сделать женщина.
  • Критика конструктивной критики.
  • Критика: как реагировать на неё правильно?
  • Что делать, когда близкий человек стал делать ставки на деньги или попал в сети форекса?
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Если звучит критика - как понять дискуссия это или полемика?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Конструктивная критика. Обхохочешься
  • Конструктивная критика: правда или миф?
  • Конструктивная критика и снобизм
  • Критика. Как реагировать?
  • Критика и как на нее реагировать
  • Критика с точки зрения закона сохранения энергии…что с ней делать?
  • Начальник и подчиненный. Конструктивная критика.
  • Как реагировать на критику? 5 шагов, которые помогут легко пережить критику
  • Критика. Как воспринимать и как реагировать?
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Конструктивная критика или обесценивание? Нейтрализация газлайтера
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь