|
Для тех, кто устал от критики. 8 секретов ОСВКАвтор статьи: Барышев Артём Николаевич
В предыдущей статье (Вся правда о критике: кто, как, зачем и почему?) мы остановились на основных понятиях и психологических причинах критики. Ну а в этой решили поделиться одной моделью, которая уже давно разработана в НЛП, и позволяет грамотно и эффективно доносить свое мнение относительно другого человека, ситуации, каких-либо процессов и т.д. Сейчас пойдет речь про обратную связь высокого качества (ОСВК). По определению А. Плигина и А. Герасимова ОСВК – это информация о результатах произведенного действия, данная самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которых она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнявшего данное действие. Можно выделить 8 принципов, на которых базируется ОСВК. Я думаю, что этот пункт не стоит долго объяснять. Многие привыкли реализовывать его наоборот, либо только его первую часть. Широко распространено давление социумом и публичная «казнь» многим греет душу. Поверьте, человеку будет очень приятно, если вы подчеркнете его успехи на людях, а о недостатках шепнете на ухо.
Перед тем, как начать делиться своими впечатлениями, можно сказать: «А давай со стороны посмотрим на то, что было…». Этот способ помогает немного обезличить происходящую ситуацию и снизить её эмоциональность за счет того, что активные участники переходят в роль стороннего наблюдателя.
Говорить о том, что было раньше – это ещё один способ сгладить углы. Этим приемом вы позволяете человеку чувствовать хорошо себя сейчас и думать о событиях, которые были в прошлом, находясь в ресурсном состоянии. «В тот момент ты говорил (делал, демонстрировал), что… Даёте понять, что прямо сейчас можно изменить что-то, что было в прошлом, чтобы в будущем было иначе. Проще говоря, вселяете надежду на позитивные изменения.
Согласитесь, что есть разница, когда мама говорит ребенку: «Ты дебил! У тебя никогда ничего не получается как надо!» и «В этот раз ты решил задачу неправильно»… С одной стороны затрагивается уровень способностей и личностного своеобразия, а с другой поведение. Человеку гораздо легче и понятнее изменить какой-то конкретный элемент поведения, чем перестать быть, скажем, «дебилом». Если мы перешли на личности, то пиши пропало… Конфликт обеспечен.
Важно с самого начала отметить успехи, пусть даже на ваш взгляд и незначительные. Это позволит понять вашему собеседнику, что вы настроены позитивно и ваша задача состоит в том, чтобы действительно помочь, а не потрепать языком и выпустить пар. Есть разные варианты реализации этого пункта на практике… Можно использовать «правило пирога» и чередовать: один раз похвалили – один поругали, опять похвалили, потом поругали и т.д. Можно использовать соотношение 3:1, где на каждые 3 похвалы говорим 1 раз о том, что необходимо улучшить.
Суждение «ты плохо выступил на конференции» видимо требует расшифровки... «Когда ты выступал, то часто запинался, повторял одни и те же мысли, переминался с ноги на ногу, постоянно поправлял ноутбук…». Когда мы все разжевали и разложили по полочкам, то многое может проясниться! Человек может интуитивно понимать, что что-то он делает не так, но вот что конкретно? А мы не можем управлять тем, о чем ничего не знаем.
Здесь важно предоставить первое слово виновнику торжества. Пусть предложит свои собственные варианты, как в будущем можно действовать по-другому. А вы их может поддержать и дополнить. Помним о том, что рекомендации нужно давать максимально конкретно, а лучше всего их продемонстрировать, если это возможно.
Несколько примеров:
Сынок, иди сюда, я тебе хочу сказать что-то важное. Я заметила, что пока меня не было дома, ты занимался рисованием. Очень хорошо, что ты развиваешь свои таланты и с пользой проводишь время. И я думаю, что в будущем ты сможешь стать настоящим художником! Но чтобы действительно им стать, ты должен уже сейчас узнать один маленький секрет… Перед тем как начать рисовать, настоящий художник тщательно подготавливает рабочее место, чтобы все было аккуратно. Например, в следующий раз ты мог бы заслать вот эту скатерть (показать какую) на этот стол, чтобы не испачкать мебель. Тебе потом и самому будет приятно делать уроки за чистым столом. А когда закончишь рисовать, то очень важно все убрать за собой, чтобы кисточки и краски тебе долго прослужили и ты смог бы нарисовать больше классных картин. Давай прямо сейчас мы вместе определим место, где все твои инструменты будут храниться. Ты их сейчас туда уберешь, чтобы в будущем ты смог самостоятельно решать такие вопросы, которые сделают тебя настоящим мастером любого дела! Как вы думаете, как ребенок отреагирует на такое поведение матери? Будут ли это капризы, истерики, протесты?
Конечно, даже после такого подхода подчиненный может уйти с мыслями: «Вечно он найдет к чему прикопаться…». Но это уже сугубо проблемы его мировоззрения. Начальник сделал максимум для него. «Против лома нет приема, если нет другого лома». Чтобы закрепить модель на практике.
1. Стерва. Бросай её пока не поздно! 2. Ну… (пауза). На любителя… Но такому как ты, сойдет… 3. Ты же знаешь, что о вкусах не спорят… 4. Ваш вариант ответа согласно 8 принципам ОСВК. Авторы: Барышев Артём Николаевич – Тренер Центра «Сталкер», Врач-психиатр-нарколог, Тренер НЛП. Куликов Глеб Егорович - Директор Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач, Психолог, Гипнотерапевт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|