|
Общение. Формы критики.Автор статьи: Тинигина Наталия Александровна
ФОРМЫ КРИТИКИ Если в процессе работы вы часто встречаетесь с критикой, то не трудно вспомнить случай, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего.
Вот почему, прибегая в критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы и стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики. Будьте гибче и используйте при необходимости различные варианты критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие формы критики: Критика - похвала: • Работа сделана хорошо, но не для этого случая. • Неплохо, но вы способны на большее. • Всё было хорошо, но только не совсем вовремя. • Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недостаточно. • Ну вот так уже совсем неплохо, осталось дело за малым. • Уже лучше, но ещё надо поработать. • В основном всё правильно, но несколько ошибок придётся устранить. Безразличная критика: • В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо. • Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса. • Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они об этом знают. • Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня. • Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться. Критика - озабоченность: • Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе. • Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад. • Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки. • Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз. • Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное. Критика - сопереживание: • Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано. • Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина. • Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение. • Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых - каково им сейчаc?
Критика - сожаление: • Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана не качественно. • Очень жаль, но вы не справились с заданием. • Я сожалею, но вы совершили ошибку. • К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд. • Сожалею, но это вы могли сделать лучше. • К сожалению, мы не ожидали от вас такогорешения. • Мне искренне жаль, что вы меня не услышали. • К сожалению, это не совсем то, что надо. • Мне так жаль, что вы не успели выполнить работу. Критика - удивление: • Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал.. • Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок. • Я не ожидал от вас такого результата. • Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов. • Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности. • Вотуж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок. • Как, ты не видишь здесь недостатков? • Как, разве тебе это нравится? • Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей? • Неужели вы так и не поняли свою ошибку? Критика - смягчение: • Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы... • Наверно, вам неправильно объяснили это задание... • Не вините только себя в произошедшем. • Это просто очередная рабочая ошибка. • Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина. • В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты. • Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали. Критика - предупреждение: • Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя. • Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой разговор. • Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося. • При повторной ошибке вы будете наказаны. • Это было моё последнее предупреждение. Критика – требование: • Сожалею, но работу вам придётся переделать. • Эта работа требует немедленного выполнения. • Я требую, чтобы... Подбадривающая критика: • Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось. • Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше. • С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь отличного результата. • Не переживайте, если захотите, вы непременно выполните это задание. • Всё получится, если попробовать ещё разок. Критика - упрёк:• Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал. • Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчет. • Никогда бы не подумал, что вы на такое способны. • Как же так, я думал у вас всё получится! • Ну что же вы? Вы нас так подводите. Критика - надежда: • Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше. • Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь. • Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу. • Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов. • Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей. • Хочется верить, что в будущем вы станете более внимательны. Критика - аналогия: • Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку. • Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза. • У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё. • Раньше я тоже не мог выполнить это действие. • Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз. • Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же и что из этого получилось? • Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным. Критика - требование: • Я считаю, что работу нужно переделать. • Это мнение ошибочное, его необходимоизменить. • Сожалею, но здесь вам придётся уступить. • Этот вопрос требует немедленной доработки. • Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ. Критика - замечание: • Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательней! • Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться. • Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь. • Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным. • Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать. • Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.
Конструктивная критика: • Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять? • Как вы планируете исправить допущенные ошибки? • Что вы предпримите, чтобы исправить положение? • Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать? • Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения? Критика - опасение: • Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена cтоль же некачественно. • Боюсь, это войдёт у вас в практику. • Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки. • Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание. • Опасаюсь, что завтра будет тот же результат. Как мы видим, есть много способов не превращать критику в разнос и унижение подчинённых, сохраняя конструктивный стиль общения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|