|
Осторожно, критика!Автор статьи: Пермякова Елена Васильевна
Перечитывая текст З. Фрейда «О нарциссизме», я задумалась об осуждении и критике. О том, какое больше место в социальных коммуникациях занимает именно такая форма взаимоотношений. Все из нас регулярно попадают в роли то осуждаемых, то осуждающих, оценивающих или оцениваемых. Человек постоянно находится «под социальной лупой», при этом сам не забывая через эту же лупу исследовать других. Но зачем необходим такой регистр общения? Почему человек всегда (ну или почти всегда) с некоторой неистовостью или даже с наслаждением набрасывается с критикой на другого? При этом, несмотря на общие тенденции в мотивах социального осуждения, в частностях, наблюдаются диаметральные противоположности в причинах для критики. Иными словами, один человек видит причину для осуждения, а для другого это обычное дело. В тексте «О нарциссизме» Фрейд рассуждает об Идеале Я, «этому Идеалу Я досталась та любовь к себе, которой в детстве пользовалось действительное Я. Нарциссизм оказывается перенесенным на это новое идеальное Я, которое подобно инфантильному обладает всеми ценными совершенствами». Стражем этого Идеала Фрейд называет совесть, которая будет ответственна за соответствие Я идеалу Я. «Институт совести сначала был, в сущности, воплощением родительской критики, в дальнейшем критики общества». Развивая эту мысль, позднее он выделит в своей топике психики структуру Сверх-Я. В этой топике Сверх-Я является своего рода охранником от всего того что вытеснено в бессознательное и в сегодняшней культуре неприемлемо для субъекта. Осуждение и критика – это инструменты воздействия, которые, можно сказать, использует и Сверх-Я, но здесь воздействие направлено не на собственное Я, а на другого субъекта. И тут вспоминается поговорка «В чужом глазу соринку видишь, в своем бревна не замечаешь». А я бы добавила, что видит не просто соринку, а соринку из «собственного бревна». Иными словами в прожекторе осуждения высвечиваются те черты другого, которые были, в какой-то момент желанны для самого субъекта, но по каким-то причинам невозможны и в результате такой невозможности из сознания вытеснены. Однако, проявление этого в другом воспринимается как некая угроза возврата вытесненного, что и пробуждает осуждение и критику. Выходит, что осуждение – это по сути своей неосознанное признание; результат работы психики по вытеснению, возврату вытесненного и вторичного вытеснения. За критикой другого, скрывается неосознанное осуждение себя самого. Вот откуда эта неиссякаемость критики, и чем она интенсивнее, тем нестерпимее для самого человека собственное признание. Мы все что-то скрываем от самих себя и не решаемся признаться себе во многих вещах. Возможно, стоит присмотреться к себе с этой стороны, со стороны факторов осуждения исходящих от нас. Возможно, причина не в другом, а в самом себе. И стоит уже, наконец, обнаружить «свое бревно», а с «соринка» в другом перестанет иметь значение. И будьте осторожны в своей критике, она может раскрыть о вас такие грани, в существовании которых вы даже сами себе не в состоянии признаться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|