ПОМОЩЬ VS СПАСАТЕЛЬСТВО: Растим профессиональных жертв?

Еще какое-то время назад информация о том, что страшный недуг, рак, бывает и у детей вызывало удивление и даже шок. Однако, с течением времени, проблема детских онкозаболеваний приобретает в нашей стране все большую огласку. На детских онкологических отделениях появляется все больше специалистов, занимающихся не только физическим, но и эмоциональным состоянием детей и их семей. Именно поэтому становится особенно важным поднимать вопрос стандартов и качества как медицинской, так и немедицинской помощи детям данной категории. Об одном из существенных ограничений к оказанию помощи пойдет речь в этой статье.
Онкозаболевание ребенка – огромный удар для всей семьи. Сообщение или даже подозрение о такого рода диагнозе зачастую становится событием, повергающим родственников больного ребенка в состояние кризиса. Это связано с наличием угрозы для жизни ребенка, что вызывает не только страх потерять дитя, но и обостряет переживания, касаемые собственной смерти. Ужас, боль, страх, тоска, тревога становятся невыносимыми и приводят к разного рода дезадаптивным реакциям, которые неизбежно отражаются и на отношениях с ребенком.
Восприятие ребенка как объекта для манипуляций, к сожалению, является, общепринятым в нашей стране и обостряется в ситуации тяжелого заболевания. Онкобольной ребенок часто начинает восприниматься предметом ухода, лечения и, как не парадоксально, предметом психологической поддержки. Сложность и глубина психики ребенка меркнет в восприятии окружающих перед поставленным диагнозом. Противоречие данной ситуации заключается, что помощь, оказываемая ребенку, при таком подходе становится в разы менее эффективной. Значимое окружение, медперсонал, волонтеры и другие специалисты готовы предоставить ребенку в тяжелой ситуации многое, кроме того, что ему действительно нужно: присутствие, честность, открытость и любовь. На фоне этого во внутреннем мире ребенка происходят два негативных процесса: формирования комплекса «жертвы» и синдрома выученной беспомощности. 
Будучи талантливым и наблюдательным, ребенок быстро научается использовать свою болезнь для достижения собственных целей. При невозможности обеспечить себе родительское внимание высокого качества, маленький человек обеспечивает себя различного рода отвлечениями: телефонами, смартфонами, планшетами и компьютерами, в чем способствуют различного рода «благотворители». Свыкаясь с позицией «жертвы», ребенок обучается воспринимать ситуацию как нечто фатальное, неизбежное, склонен «уходить в себя» с целью защиты. У «жертв» отмечается повышенная фиксация на имеющихся препятствиях. Они пассивны, несамостоятельны в разрешениях конфликтов. Позиция жертвы отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, ухудшает переживание осложнений от химиотерапии. 
Из ситуативной позиции «жертвизм» становится частью личности. С этими изменениями тесно связан, так называемый, «синдром выученной беспомощности». Это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими (Циринг Д. А., 2005) и появляющаяся в условиях тщетности усилий, в кажущейся безысходности.
Так формируется «профессиональная жертва», которая ищет и находит «профессиональных спасателей». Этот тип взаимоотношений был впервые описан Карпманом, Этот всемирно известный психолог описал три роли, которую занимают люди в процессе взаимодействия: «жертва», «спасатель», «преследователь», что представляет собой так называемый «треугольник Карпмана». Автор отмечает, что связи такого рода носят неосознанный характер, лишают личность возможности расти и противоречат целям помогающего специалиста.
Именно поэтому, при работе с онкобольными детьми и их семьями, важно определиться, что мы понимаем под помощью? Сделать за ребенка или помочь ребенку справиться самому? От подхода во многом зависит то, какой путь будет уготован маленькому человеку, а также то, что он вынесет из ситуации тяжелого заболевания: травму или личностный рост.
По моему глубокому убеждению, целью лечения и реабилитации ребенка после онкологического заболевания является как физическое, так и психологическое здоровье. Последнее предполагает «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».
Только отношение к ребенку, которое рассматривает его как отдельную, целостную, свободную личность, обладающую достоинством и ресурсами для преодоления трудной жизненной ситуации, позволяет оказывать комплексную помощь в выздоровлении. 
Анастасия Петрова,
психологПОМОЩЬ VS СПАСАТЕЛЬСТВО Растим профессиональных жертв



Просмотров: 305
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • по какой причине возникают разного рода конфликтные ситуации?
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Я потерялся или Как подготовить ребенка к ситуации?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • Что делать родителю в ситуации психотравмы ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации
  • Заболевания ребенка первого года жизни
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Сам себе психолог: Как помочь себе в трудной жизненной ситуации.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Как справляться с эмоциями в ситуации хронического заболевания
  • Воспитываю из ребенка свободную личность. Отказалась от запретов. В чем подвох?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Физическое и психологическое здоровье ребенка
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Качества личности ребенка
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь