Спортивные секции помогают развивать ребенка физически, дают возможность для самовыражения, приучают к дисциплине, целеустремленности и еще много чего полезного дают. И порой родители с самого раннего возраста торопятся отдать ребенка в спортивную секцию. И очень часто их ожидания (привить ребенку здоровые привычки, воспитать выдающегося спортсмена и другие) разбиваются об нежелание ребенка заниматься спортом.
Почему дети отказываются заниматься спортом:
• Ребенок устает, перегружен. Часто родители недооценивают ту физическую, эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, которую получает ребенок. • Ребенку некомфортно на занятиях, не складываются отношения с тренером, обижают другие дети. • Секция не подходит ребенку, не учтены его индивидуальные, возрастные особенности, тип нервной системы, интересы, характер (например, подходят командные игры, но не боевые вида спорта). • Ребенок боится проиграть, ему непереносимо сталкиваться с тем, что другие могут быть в чем-то лучше, чем он. • Ребенок выражает протест родителям, пытается обратить на себя внимание. • Ребенок стыдится своего тела, переживает то, что он отличается физически от других детей. • Неявные причины (боится охранника, трудно дается дорога, стесняется спортивной формы и т.д.)
Рассмотрим некоторые истории клиентов, пришедших ко мне на консультацию с ребенком совсем недавно:
• Мальчик 9 лет не хочет ходить на каратэ. В процессе работы выяснилось, что ребенка там травят сверстники, а сам спорт ему интересен. Привлекли к сотрудничеству тренера, вопрос был решен.
• Мальчик 5 (!) лет не хочет ничего, нет никаких интересов (со слов мамы). Оказалось, что мальчик просто перегружен, ходит на 3 секции, помимо детского сада и логопеда. Очень много за него хочет мама, желаниям мальчика места нет. Мама буквально живет его жизнью. Моей задачей здесь стало показать необходимость переключаться женщине с сына на себя, дать ему возможность в слиянии «мама-сын» обнаружить себя самого, свои собственные желания и интересы.
• Мальчик 8 лет после нескольких лет занятий хоккеем, стал отказываться от тренировок, появился страх сделать что-то не так, боялся реакции папы и тренера. Занятия хоккеем – папина идея, папа сам хотел заниматься в детстве этим спортом и решил «предоставить ребенку эту возможность», без учета индивидуальных особенностей самого ребенка и его желаний. Таким образом, папа реализовывал свою мечту, не слыша при этом своего ребенка.
• Девочка 11 лет стала испытывать панические атаки, которые были связаны с её сильнейшим нежеланием заниматься гимнастикой, для нее это было обязанностью, которая её удушала, занимала много времени, и отнимало жизнь по ощущениям девочки. Работа была длительной, девочка нашла себя в рисовании.
Эффективно ли было бы в каждом из этих случаев продолжать настаивать на занятиях?Вряд ли. Скорее всего, это привело бы к тому, что испортились бы отношения между родителями и ребенком (недоверие, обида, злость на родителей), ребенок замкнулся бы, оставшись непонятым, наедине со своими проблемами, возникли бы психосоматические реакции (часто болеть, чтобы пропускать)…
Сначала важно понять, ЧТО ПРОИСХОДИТ, почему ребенок отказывается от занятий, а потом уже решать, настаивать на занятиях или нет. Разговаривайте с ребенком, СЛУШАЙТЕ его, интересуйтесь тем, как он себя чувствует на тренировках, и вы не пропустите важные сигналы.
Как же замотивировать ребенка заниматься спортом?
• Будьте внимательны к ребенку: что его интересует, чем он любит заниматься, что его радует, каковы его особенности? • Покажите, что спорт – это интересно и здорово! На своем примере, конечно же. • Поддерживайте инициативу. Хочет ребенок заниматься баскетболом с одноклассниками – классно! Хочет бегать по утрам – супер! • Помогите поверить в себя! Хвалите ребенка за малейшие успехи, откажитесь от любых ожиданий и не сравнивайте с другими детьми. • Не требуйте высоких результатов, но помогите увидеть, к чему можно стремиться. • Никогда не наказывайте спортом.
В удачно выбранной секции у ребенка есть возможность стать более уверенным, уметь наполнять жизнь интересными занятиями, найти друзей. Но не стоит забывать, что у ребенка должно быть свободное время, которое необходимо для отдыха, общения с семьей, развития умения самостоятельно организовывать свою деятельность и играть.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.