Малыш не хочет заниматься: проблема или нет?

МАЛЫШ НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ НЕТ?

Самая частая жалоба родителей – это жалоба на то, что ребенок не хочет заниматься. Как нередко представляют себе занятия с малышом родители? Малыш смирно сидит на стульчике за столиком и показывает в книжке то, что просит мама. Или  рисует квадратики и кружочки, считает котиков на картинке, пишет что-то в тетрадочке, проводит линии от цифр к нужному количеству предметов и т.д. Картинка, близкая к идиллии, однако нереальная.

«Моей дочери Кристине недавно исполнился год. Она у нас очень самостоятельная, сообразительная. Правда, не хочет ничему учиться, когда я ей это предлагаю. Например, она играет с кубиками, я пробую ей показать, как собирать башню. Она тут же уходит и кубики ее ближайшее время не интересуют вовсе. Я решила не вмешиваться в процесс ее познания, так как, несмотря на полное отсутствие желания учиться со мной, вдруг через какое-то время оказывается, что она научилась чему-то новому сама. Откуда - не знаю. Я, конечно, стараюсь просто подсказывать ей, но насколько это правильно? Наша бабушка критикует, что я не занимаюсь ребенком. Дочь не очень любит показывать животных на картинках, части тела или лица. Я уверена, что она их знает, может один-два показать и потом ей становится не интересно, она уходит. При этом она очень грязно кушает. Все разминает в ручках, размазывает по себе. После каждого приема пищи, мы моемся. Я стараюсь в игровой форме аккуратно покормить игрушек или дать ей прибрать за собой, объясняю, что мама с папой так не делают. Но пока не помогает. Думаю, это возраст такой, но, может быть, я ошибаюсь?»

Вот такое интересное описание ребенка и занятий. Поразмышляем, действительно ли Кристина не хочет ничему учиться или в реальности ситуация несколько иная. Собственно, если мы внимательно прочитаем письмо мамы, мы сразу же найдет ответы на наши вопросы. Что понимает мама под обучением? Обучение Кристины каким-то готовым знаниям и навыкам, которые видятся маме важными в данный период развития девочки. Так, считается, что годовалый ребенок должен уметь строить башню из кубиков или вкладывать нужные элементы в сортер. Поэтому мама учит девочку строить башню. Когда мама предлагает Кристине научиться строить башню? В тот момент, по словам мамы, когда девочка ИГРАЕТ кубиками. Да, с точки зрения взрослой мамы, Кристина именно играет, то есть, она не занята полезной деятельностью. А что же в реальности делает девочка?

Кристина играет кубиками. Кубики появились у нее не так давно. Кристина берет кубики с стучит один о другой. Это здорово, вот так стучать кубиками! А еще интересно бросать кубики. Оказывается, они не такие, как мячики. Мячики катятся по полу и даже закатываются под диван. Их оттуда потом трудно достать. Только мама может. Или папа. А кубики никуда не катятся. Они падают на пол и стучат. А если на ковер кинуть, то не стучать. Кристина долго кидает кубики и в этот момент к ней подсаживается мама. Мама хочет научить Кристину строить башню. Кристина раздражена, ведь ее интересное занятие прервали! Ей не интересно строить башню, так как именно сейчас ей хочется кидать кубики. Но мама старательно привлекает внимание девочки и строит башню. Кристина толкает башню рукой, кубики падают на пол. Ага! Оказывается, эту башню можно рушить. Но мама почему-то хмурится. Кристина уходит подальше. Ей не хочется видеть, как мама сердится. Кристина начинает играть с другими игрушками.

Что сделала мама своим вмешательством и  было ли это вмешательство своевременным? К сожалению, нет. Кристина была занята важным для нее делом: она познавала свойства предметов (кубиков), то есть развивалась, училась. Причем делала это самостоятельно. А мама стала предлагать (навязывать) ей свое занятие, которое не вызвало интереса у девочки, потому что ее оторвали от важного для нее занятия.   Если родитель показывает ребенку как нужно строить башню из кубиков – это замечательно, но только в том случае, что в данный момент ребенок готов и хочет играть с родителем. Если же ему интересно самому манипулировать кубиками, то лучше дать возможность малышу самому поиграть.

Сложный вопрос мы сейчас ставим. Учить – не учить? Помогать – не помогать? Когда вмешиваться, а когда нет? Отвлечемся немного от нашей героини Кристины, к ней мы вернемся позже и рассмотрим другие примеры. 

Вова (1 год 8 мес.) сидит в песочнице. Его не интересуют лопатки и формочки. Он разгребает руками песок, набирает его в руки, высыпает на ножки. Рядом сидящая бабушка всеми силами старается научить Вову лепить куличики. Она делает один кулич за другим, пытаясь привлечь Вову к этому занятию. Вове не интересны куличики и бабушка сердится. «Ничему не хочет учиться, двоечником будет», - говорит она с раздражением.

Должен ли ребенок уметь лепить куличи? Нужно ли ему этому учить? Наверно, нужно. Но только бабушка Вовы выбрала не совсем подходящее время для обучения внука. Вова занят важным для него делом, он исследует песок. Ему никто не нужен и куличики его мало интересуют. Правда, похожая ситуация с Кристиной?

Рядом с Вовой сидит Таня, ровесница Вовы. Тане скучно. Она периодически подходит к маме и дергает ее за рукав: «Маааамааа!». Но мама разговаривает по телефону, ей некогда. И вообще она считает, что дочери пора учиться играть самой. Таня нашла себе развлечение, стала насыпать себе на голову песок. Стало весело. Но недолго. Мама отругала Таню и наказала: посадила на скамейку.

Тане хотелось играть с мамой. И вот она уж с удовольствием бы научилась лепить куличики. Но мама не готова играть с Таней.

Еще один персонаж нашей истории Вика. Она сидит в той же песочнице. Ей 1 год и 2 мес. Она расстегивает липучку от сандалика и снова застегивает: «Трык-трык». Мама Вики молча смотрит на дочь. Наконец бабушка Вовы не выдерживает: «Не занимаются с детьми… А дети глупости делают…. Играть с детьми надо, заниматься», - назидательным тоном говорит она.

Когда же учить? Когда играть?  Если речь идет о малышах, то только тогда, когда ребенок готов воспринимать информацию, готов к взаимодействию со взрослым. Если ребенок чем-то занят, не отвлекайте его. Некоторые занятия могут  показать взрослым ненужными и бестолковыми, но для детей они – важный этап развития. Вика и Вова, играя с липучкой и песком, познавали свойства предметов. Ровно как и Кристина, когда кидала кубики. Стоило ли отвлекать их  от этого занятия? Конечно, нет. А вот предложить интересное новое занятие Тане вполне уместно. Дети учатся в процессе жизни. Если ребенок чем-то занят сам, то, вмешиваясь в процесс игры, вы нарушаете процесс познания. Ребенок может заниматься чепухой с точки зрения взрослого, но для него эта деятельность очень важна. Например, малыш может полчаса расстегивать и застегивать липучку на сандаликах и ему действительно будет интересно.

Вернемся к Кристине. Как мы уже знаем, она не любит показывать картинки, части тела.  Не слишком ли часто мама просит девочку показать то, что хочется маме? Не отрывает ли мама  в этом момент Кристину от игры? То, что девочка показывает то, что  просит мама, всего 1-2 раза – это нормально. Внимание ребенка отличается от внимания взрослого и ребенок не может долго концентрироваться на задании. И одного-двух повторений достаточно для ребенка, совсем не нужно десятки раз показывать одно и то же на радость родителям, дедушкам и бабушкам. Мама Кристины удивляется, что неожиданно оказывается, что девочка сама чему-то научилась, что знания "всплывают". Ребенок учится не только по книжкам и кубикам, он учится, наблюдая жизнь. И знания, полученные в результате собственного взаимодействия с миром, значительно ценнее, чем усвоенные под влиянием родителей.

И последнее опасение мамы заключается в том, что Кристина грязно кушает. Мама хочет, чтобы девочка побыстрее освоила культуру поведения за столом. Но девочке всего  один год и ожидать от нее культурного поведения за столом еще рано. Она еще через тактильные ощущения знакомится с пищей. Наслаждается не только вкусом пищи, но и новыми тактильными ощущениями. Детям нужно ковыряться в грязи, размазывать ее по себе. В данном случае пища выполняет функцию грязи. Ребенок должен удовлетворить эту важную потребность. Если мама выпустит девочку в песочницу, там она может получить недостающий ей опыт. Можно постепенно учить ребенка есть чисто. Предлагайте салфеточку. Показывайте, как вытирать рот. Детям обычно это нравится. 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок хочет, что бы мама умерла
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?
  • Когда мама как ребенок
  • Отношения не дает строить мама? О токсичных родителях и не только
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Случай из практики: почему мама не хочет жить с папой
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Я сейчас пойду на родительское собрание, а когда я приду ты спрячься на полчаса. (мама говорит сыну)
  • Если мама занята....
  • 6 вещей, которым мама может научить свою дочь
  • Почему не получается ребенок: я уже мама своим родственникам
  • Когда ты мама своей маме...
  • Когда мама не верит в успех взрослой дочери
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • мама+ребенок = тревога?
  • Мама – это функция)) А ребенок?
  • Скованные одной цепью. Когда мама не уходит
  • Дочь мамы, мама дочери
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Если ребенок не хочет учиться…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь