|
Если мама занята....Автор статьи: Пономарева Ольга Алексеевна
Хочется написать отдельную заметку о типах детского поведения, если ребенку не хватает мамы. Дефицит общения с папой также не проходит бесследно, но начнем разговор с мамы. Для развития ребенок должен ощущать постоянство и непрерывность материнской заботы. Сначала внутри психики младенца формируются островки памяти о маме, потом малыш уже готов какое-то время терпеть ее отсутствие, играть один. Потом идет в детский сад или остается у бабушек и дедушек, родственников и знакомых, но сохраняет в душе образ мамы и радостно встречает ее. Мать постоянно и регулярно подпитывает свой позитивный образ теплым и внимательным общением с ребенком, новыми впечатлениями и эмоциями. Тогда дитя растет в непрерывной уверенности своей нужности, ощущении любви и заботы. Тратит время на развитие своих способностей и умений, а не на тревогу. Поколение россиян травмировано. Зарубежные психологи отмечают особую травмированность россиян по сравнению с некоторыми более стабильными западными странами. Это означает, что выросшее поколение взрослых где-то недополучило любви, где-то связь и правила были непостоянными и нестабильными, в каких-то семьях процветало насилие, а где-то ребенок был предоставлен самому себе, рос с «ключом на шее», может, сытый и ухоженный, но без должного родительского тепла и ласки. Как же реагирует дитя, если чувствует недостаток заботы матери? Ниже опишу некоторые возможные реакции детей. Итак, если мама занята.Я слышала о таком эксперименте, когда одинаковые зернышки риса проращивали в трех разных стаканах, над одним произнося слова любви, другой ругая, а третий игнорируя. Хуже всего росло зерно, на которое не обращали внимания. Дети в детдомах при длительном отсутствии заботящегося лица отказываются кушать, играть и теряют интерес к жизни. Занятые мамы, которые не виноваты в том, что они талантливы и успешны, которые строят карьеру и справедливо счастливы в этом, следующие слова не для того, чтобы вызвать у них чувство вины или разрушить радость от достижений. Просто иногда собственные обиды или холодность в отношениях со своей мамой создают непреодолимые барьеры для теплоты с собственными частями души, а значит и с похожими частями души родных детей. Мамы пропадают на работе, за компьютером и в выходные, отдают детей бабушкам, в элитные детские сады и школы, гувернанткам и няням, берут детей в командировки и оставляют друг с другом, пропадая в магазинах, гостях, а порой в больницах. Мамы могут посвящать себя уборке, огороду, даче, общению с мужем, новым мужем, домашним делам, своим интересам, младшим детям, находиться в депрессии, слишком часто ходить в гости, на концерты. В общем, делать все, что угодно, лишь бы н создавать полноценного поля общении я с собственным ребенком. Дети реагируют по-разному. Сначала, на первом этапе, когда дети только чувствуют отдаление мамы или тоску по ней, могут просто загрустить. Ходить с грустным лицом, задумавшись, отказываясь от обычных игр или любимых дел. Или заниматься чем обычно, но потихоньку умирать внутри. Если расставание длится слишком долго или общение с мамой происходит слишком редко, ребенок может разозлиться на мать. Злость или ярость могут направляться на правила, которые устанавливает мать, на ценности, которые мать уважает. Например, мама хочет выходить вовремя в детский сад или настаивает на хождении ребенка в школу. Значит, сборы превратятся в скандал или затянутся на неопределенное время, а уроки в школе будут, например, прогуливаться или учеба будет заброшена. Дети точно чувствуют, в чем заинтересованы взрослые и направляют негатив именно в определенные значимые для старших точки. Злость может направляться на себя. Дети падают, расшибают коленки, ломают себе руки, челюсти, ключицы, болеют, иногда и серьезно болеют. Могут начать контролировать свой вес – стремясь стать совершенными детьми, которые тогда уж обязательно понравятся своим родителям, худеют вплоть до анорексии. Или же заедают тревогу и тогда сильно поправляются. Частые болезни, бронхиты, болезни жкт, горла также могут быть последствиями тоски и одиночества. Дети злятся на себя за свое несовершенство и стараются стать лучшими и самыми успешными, если не в семье, хоть где-то: в учебе, спорте, хобби, одежде, внешности. В худшем случае, если и ярость не замечается родителем, дети обесценивают связь с матерью и дом. Им становится все равно. Это тяжелые случаи, с которыми сложно работать психологам. Дети убегают от общения. В книги, учебу, в музыку, в фантазии, в компьютер, в общение с друзьями, родными, буквально убегают из дома, могут убежать в иной мир. Могут появиться депрессивные симптомы – отсутствие интереса к прежним играм и занятиям, людям, нежелание выходить из дома.
Что же делать, чтобы привязанность детей к мамам была стабильная, спокойная. Обнадеживала и внушала уверенность в постоянстве и поддержке? Разобраться со своими детскими травмами. Обеспечивать постоянную и теплую связь: уделять время простому и теплому общению с ребенком, находить время просто быть с ним рядом, слушать его, играться с ним, интересоваться его миром. Искать общие интересы и наполнять ими общение. Звонить и отвечать на звонки. Увидеть в ребенке себя, а в себе открыть ребенка. И доверится чуду природы, которое посылает нам детей, чтобы мы стали лучше и светлее, как они.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|