Мама, что мне делать?

«Девочка, конечно, самостоятельно ничего не может. Я уснула, она дала мне поспать 15 минут, и будит вопросом: мама, что мне делать?»
Ситуация в самолёте. Моими соседями по креслам оказались мама с дочкой. Дочка милая, послушная, лет 7-8. Через пару часов девочка ушла к дедушке назад, а папа пришёл спросить маму, как дела. И тут эта фраза...
И что ответил папа: учи самостоятельности!
Да. Сначала учи несамостоятельности, а потом - попробуй самостоятельности научи...
Почему так? 
Мне понятно, и я могу построить примерную картинку, сгаллюцинировать их историю. Конечно же, когда-то малышка была спонтанной, как все дети. Но это же так неудобно - живой ребёнок! Конечно, была социализация. Делай так, не делай эдак, ты же не хочешь испачкаться, не лезь в лужу, ты простудишься, если будешь долго купаться, выходи из воды, ты уже замёрзла, тебе пора завтракать, обедать, одеваться, даже не думай лизать снег, он холодный, давай с тобой лучше: поиграем, порисуем, позанимаемся английским, почитаем, спляшем, или даже так - а лучше иди, порисуй, поиграй, позанимайся, потанцуй, почитай...
Когда она была помладше, она ясно различала свой живой интерес и потребности, из него вырастающие - радостно прыгать, бежать в снег, купаться, шлепнуть ногой по луже... У детей потребность в познании огромная, в исследовании, в новизне, и самой новизны - ого-го!!!!

Или распространенная ситуация с едой. Есть - не тогда, когда проголодался, когда ощущаешь свою потребность в еде (называется - чувство голода), а тогда, когда сказали: иди обедать. Или сказано: не таскай со стола! Ждём гостей. И ребёнок учится прерывать себя в своём стремлении реализовать потребность. А потом - не чувствовать эту потребность, выводить её в зону не-чувствования (для гештальтистов - конфлуэнция 1 типа). Ради замечательной другой потребности - в принадлежности! Ради маминой любви, её одобрительного взгляда, её эмоциональной доступности. 
Я - послушная умница, мама меня любит и со мной играет. 
А чего вдруг потребность в принадлежности становится важнее других потребностей и ставит всю пирамиду Маслоу вверх дном? А потому что она фрустрирована, не насыщена. Не хватает ребёнку уверенности, что его любят просто так, принимают, рады ему самому, а не его атрибутам: "хорошая мать", "умница дочка - мамина гордость", "прекрасная семья", и т.п. Помните, как мама папе сказала безлично-отстраненно: «Девочка, конечно, самостоятельно ничего не может…»
Итак, принадлежность к маме важнее, чем слышать себя. Упс. Мама, что мне делать? Что мне делать, мама?!!! В 45 этот вопрос будет звучать уже не так мило.
Учить самостоятельности? Как?

Самостоятельности не учат. Это качество, которое ребенок приобретает в результате развития. Сам начинает стоять. Новорожденный ничего сам не может. Примерно через 2 месяца держит голову – сам. Месяцам к 6 – сам садится. К 8 – ползет. Пробует вставать. Стоять. Ходить. Держась. Не держась. Явно испытывая большой интерес к процессу и удовольствие от того, что получается. Дальнейшая самостоятельность не так мила, местами обременительна и неудобна, прямо скажем! Сейчас вспоминаю, как мне 3 года и меня в садик везут, на машине ЗИЛ, в военной части дело было. И я хнычу, возмущаюсь, не хочу колготки одевать, а холодно, пальто на мне, на маме, осень, что ли… Сейчас думаю, бедная мама. А тогда не хотелось эти колготки! Да, детки не такие уж и цветочки, когда подрастают, особенно в той части, где растет самостоятельность. Но это часть процесса роста, она необходима для созревания личности.

Только предоставляя самостоятельность, разрешая ребёнку его ошибки, ссадины на коленках, испачканную одежду, заляпанную тестом кухню, выбор своих друзей и занятий, в том числе - отказ от того, что выбрала мама. С одновременной поддержкой принадлежности, принятием, со всеми чувствами, в том числе "отрицательными", нелепыми, неуместными, стыдными, странными. Тогда - может быть, вернётся "самость" вместо "мы с мамочкой". Потому что "само-стоятельность". Ох и трудная будет задача, ведь маму тогда навестит её собственное детство, вся его непрожитая часть. Но есть и хорошее в такой задаче: это верный путь довзрослеть.



Просмотров: 150
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Бегство от счастья. "Пусть лучше ничего не случиться, чем мне будет так больно"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Мама, верни мне мою жизнь!" или отношения как борьба
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Что мне делать со свой тревогой?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Мне надо подумать" в ответ на Ваше признание в любви. Что с этим делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь