|
«Наука жить» или осмысление теории Альфреда Адлера.Автор статьи: Тиана Лявенко
Э́го (др.-греч. Εγώ, лат. ego — «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эгоизм это состояние травмированного эго, имеется комплекс неполноценности – отсутствие любви к себе, погруженность в свои травмы, как результат «не правильной» родительской любви. Эгоцентризм-это травмированное эго, имеется комплекс превосходств, отсутствие любви к себе, погруженность в свои травмы, как «не правильной» родительской любви. Вполне понятно, почему Адлер в своих трудах описывает именно эти два состояния, ибо эгоизм и эгоцентризм, являясь по сути одним и тем же состояние нелюбви к себя, имея лишь разные формы проявленности во внешний мир свойственны 90% людей. Людьми, погруженными в свои травмы проще управлять. Социальная среда последних веков - действительно враждебный мир. Воспитательные теории транслировали достаточно жесткую позицию родителей по отношению к детям (ребёнок не человек, возможно, он им когда-то станет), поэтому его воспитание должны заниматься специалисты. Лишь в восьмидесятые и девяностые годы XX века в России стали использовать термин «сознательное родительство», на Западе — англ. empathic parenting (сопереживающее воспитание), англ. instinctive care (инстинктивная забота. Суть данного направления - у родителей есть всё, чтобы реализоваться базовые физиологические и психологические потребности ребёнка, во избежание появления у него различного вида психологических травм. Родителям стоит любя сопровождать естественное развитие ребёнка, а не воспитывать его со всей строгостью и жесткостью, травмирую и формируя комплексы. Опять же большая часть родителей сознательным сами не являются и посему воспитывают детей, как могут и как умеют. Картинка социума получается следующая, большая часть людей, находясь в подчинении у своего эго, практически всю свою жизнь тратят на борьбу со своими комплексами. Совершенно не успевая при этом быть счастливыми, ибо счастье, как состояние вынесено во внешний мир, то есть обусловлено качеством социальной адаптации личности. Если у тебя нет определенного набора признаков социальной адаптированности, то ты не можешь быть счастливым. По Адлеру это и есть фикционный финализм. В СССР психотехнологи активно использовали имеющуюся картину: эгоистов и эгоцентристов штамповали» массово, посредством систем образования, здравоохранения и тд. Растили строителей коммунизма, для которых значимо было получить любовь не собственных родителей, а власть имущих лидеров, заодно исцелить свои комплексы и почувствовать себя счастливо, испытать чувство общности с социумом, посредством социальной адаптации. Патриотизм, героизм, трудоголизм - это все проявления социального эгоизма, попытки получить признание (родителей) лидеров власти. Эгоизм есть состояние нелюбви к себе, при котором, человек, по сути, готов на многое, лишь бы избавиться от ощущения собственной неполноценности. Типичные состояния в эгоизме: страх, тревога, боль, обида, страх, агрессия, злость, гнев, зависть, ревность и тому подобное, то есть, весь эмоционально негативно окрашенных чувств, эмоций и переживаний. Эгоисты не умеют управлять своими эмоциями, они чаще заложники своих негативных эмоциональных состояний, склонны к депрессиям. Эгоисты выстраивают с миром зависимые отношения, они зависят от чужого мнения, им значимо, что о них скажут или подумают, ведь сами они неполноценны – не понимают ценность свою сами. Зависимость во всех её видах, начиная от пищевой, медикаментозной, алкогольной (перечень длинный) и заканчивая любовной - есть норма жизни эгоиста Эгоисты не могут самостоятельно реализовать свои психологические потребности качественно, поэтому их взаимодействие с миром - сплошное вымогание внимания, любви и тд. Вся жизнь эгоиста посвящена доказыванию родителям и миру, что они достойны любви. Но у них это слабо получается, и, как правило, эгоисты не могут, ни форму создать ни наполнить качественным содержанием, являются дилетантами во всех сферах жизни. Всех их социальные роли качественными не являются. Гордость собой и за свои действия - суррогат любви. В какой то момент, эгоист, окрыленный, каким либо своим успехом или наоборот разозленный своим очередным провалом, ставит перед собой цель - доказать всем, что он лучший, тратят все свои ресурсы, силы на достижение социального успеха. Ставка делается именно на социальную роль, на форму, которая будет видна всем. Так происходит переход из комплекса неполноценности в комплекс превосходства, из эгоизма в эгоцентризм. Эгоист становится эгоцентристом. Состояние эгоцентриста практически полностью идентично состоянию эгоиста, отличны лишь формы взаимодействия с миром. Если эгоисты вымогают любовь из вне, то эгоцентристы, достигнув социальных высот, в идее статусного социального положения, или известности в какой – либо сфере, начинают требовать о мира любив. внимания, уважения. Эгоцентрист уверен, что он социально адаптировавшись, имеет право на все блага мира, он считает, что все ему должны и обязаны. Эгоцентристы как правило профессионалы , они умеют создать форму но наполнить качеством у них не получается, не хватает всё той же любви к себе. Достигнув социальных высот, они по- прежнему, не чувствуют себя счастливыми, и приходит осознание бесполезности всех их действий, которое они пытаются погасить в себе через зависимости самые разные. Гордыня - суррогат любви. Весь мир бизнеса простроен для эгоистов и эгоцентристов, направлен на компенсаторную реализацию их потребностей, на их зависимостях, на их попытках хоть как то получить приятные эмоции и ощущение любви внутри себя. Вверх мечтаний эгоистов и эгоцентристов – чувство общности с миром. Суть их жизни - борьба: Борьба в профессии – конкуренция, борьба в отношениях, борьба за здоровье, борьба за счастье и т.д.
Интересный момент для осмысления. «Воспитателям следует быть осторожными в своих попытках воспитать себя и детей быть подобными Богу. Фактически, мы обнаружили, что ребенок в своем развитии заменяет эту цель на более конкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своем окружении. и делает ее своим образцом, а подражание ей -- целью.» А, Адлер То есть ставка делается на подражание сильной личности, а не на принятие и раскрытия себя самого. Ставка на зависимость, а не на любовь к себе. Эталон сильной личности, как правило, в массы спускается сверху (пионеры-герои, литературные и кинематографические герои и т.д.) На мой взгляд, сформированные за годы психологической практики, такая позиция очень смахивает на социальный запрос, спущенный сверху, всё тот же фикционный финализм в исполнении уже самого А. Адлера. Классический Адлерианский невроз, однако, возникает, когда человек не может выйти за пределы этих фикций и встретиться с действительностью. Эгоисты и эгоцентристы – и есть целевая аудитория психологов, психотерапевтов, психиатров. наркологов, сексологов и прочих специалистов медицинских направлений. Но как может помочь эгоист эгоисту? Никак. Это тема отдельной статьи. Враждебность мира (как утверждение Адлера) отучает нас доверять, верить, любить, то есть лишает нас возможности быть счастливыми. Наука жить по Адлеру - это преодолеть свои комплексы, и в этом вам помогут специалисты. Что же такое любовь к себе? Любовь к себе есть та самая золотая середина, о которой вёл речь Адлер, середина, как территория вне комплексов неполноценности и превосходства. Любовь к себе это естественное природное (внесоциальное) состояние человека. Ребёнок приходит в этот мир полным любви, он ничего не знает о врожденности мира. Ребёнок дарит миру радость, радостно мир воспринимает, с радостью знакомится с миром. Очень значима позиция родителей по отношению к ребёнку. Ведь именно они и есть тот первый социум, который и формирует комплексы неполноценности и превосходства или научает ребёнка быть полноценной личностью, научает использовать эго на благо себе и миру. Ребенок, растущий в принятии и любви: растёт самодостаточной личностью с антисоциальным иммунитетом (он не подвержен девиантному влиянию) он не зависит от оценки из вне он с уважением относится к мнению других людей, но оно не влияет на принятые им решения) Любящий себя человек наполняет все сферы своей жизни качеством: он строит полноценные отношения с людьми - умеет дружить и любить, он качественно выполняет свои социальные роли, являясь мастером своего дела. Любящий себя человек умеет управлять своими эмоциями, он эмоционально компетентен в отношениях с людьми. Счастье любящего человека связано с его внутренним состоянием гармонии, которое продолжается в гармоничном взаимодействии с миром. Любящий себя, любое своё действие выполняет качественно: честно, чисто и красиво. Красивый результат своих действий всегда вызывает в человеке радость, которая усиливает уверенность в себе. Всё, что делается с любовью, превращается в красоту-девиз мастерства., основа счастья. Любящий себя, воспринимает себя цельной единицей в единстве мира. В данной табличке показаны отличия жизни эгоиста, эгоцентриста и любящего себя.
Принятия чего – либо за истину - верный шаг к догматизации. Труды А. Адлера вызывают уважение, но не являются истиной в последней инстанции. Давайте жить здесь и сейчас, в реальности каждого дня. Давайте вспомним, что любовь к себе – это основа здорового счастливого социума. Любви и радости вам всем!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|