Психологическая помощь семье с особенным ребенком
Рождение ребёнка с особенностями развития переворачивает жизнь семьи. Родители, отдающие всё своё время особенному ребёнку, часто забывают о собственной жизни. Находятся постоянно в ЗАМКНУТОМ КРУГЕ существования. Диагнозы, лечение, реабилитация, адаптация…, осуждение, порицание, страхи…., отчаяние, надежда. Состояния сменяют друг друга, то лишая сил, то возвращая надежду. Сужается круг общения, возникает настороженность, чувство стыда, вина…. Вся жизнь «крутится» вокруг ребенка и его потребностей. (Хорошо, если семья – полная. А ведь, случается!, «глава» оставляет семью…). О своём эмоциональном состоянии, интересах, даже думать нет времени. Все это часто вызывает стремление родителей изолироваться от общества, справиться самостоятельно с возникающими задачами.
К сожалению, в нашей стране нет единой концепции многопрофильной, психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями. С целью предупреждения инвалидности и реабилитации в республике реализуется ряд государственных программ. Основными (и очень, очень важными!) видами деятельности, на данный момент в рамках этих программ, являются: устранение физических барьеров, финансовая поддержка людей с инвалидностью, наличие льгот.
Наряду с огромной пользой это, в какой-то мере, снижает активную позицию, уменьшает желание самостоятельно отстаивать свои интересы, права. Формирует у детей с ограниченными возможностями потребительское отношение к жизни. Мешает строить планы и формировать адекватный образ будущего.
О психоэмоциональном состоянии членов таких семей в данных программах речи нет. Комплекс родительской вины, занижение (либо завышение) требований к ребёнку, отказ от принятия, порой агрессия по отношению к ребёнку, снижают шансы успешной адаптации детей и их семей к общественной жизни, грамотному диалогу с обществом, уменьшает возможность позитивного социального развития и интеграции.
Для гармоничного социального развития и усиления возможностей сообщества людей с ограничениями здоровья, родители должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь в семье особенного ребёнка. Это может быть отнесено и к семьям, в которых дети заболевают тяжелой патологией (вне зависимости от установленного диагноза). Посредством участия в группах психологической поддержки у родителей появляется возможность принять ситуацию, «переработать» своё горе, изменить отношение к диагнозу и личности ребёнка, к партнёру по браку, к собственной семье в целом, к обществу и самому себе. Иными словами: сделать ШАГ ИЗ КРУГА.
Исторически сложилось, что к людям с особенностями развития всегда было особое отношение. Оно выражалось либо в преклонении перед необычайными способностями (если таковые имели место быть), либо в полном игнорировании их присутствия в обществе. В Древней Греции, как известно, от них просто избавлялись….
Совсем недавно «Закрытые интернаты» позволяли поддерживать иллюзию «здорового, благополучного общества»…. Странная позиция, которая, практически во всем мире, просуществовала долгое время, до второй половины xx века.
Сейчас ситуация меняется кардинально. Интегрированные классы – обычная практика в странах Европы. Пользу от этой интеграции отмечают как родители особенных детей, так и родители их одноклассников. Сострадание, помощь слабому, отзывчивость – уроки милосердия, которые усваиваются на практике, при ежедневном взаимодействии. Это большой труд учителей, родителей, детей. Например, в Чехии проводятся семинары для специалистов и родителей. Эта работа – часть государственной программы по интеграции особенных детей (переболевших тяжелыми заболеваниями) в социум.
Медленно, постепенно, замалчивание проблемы «отступает» и в нашей стране. Через проведение проектов, усилия общественных организаций, родителей, людей, которые понимают, что «чужого горя не бывает». Проще, пожалуй, перевести детей на домашнее обучение. Оплатить деньги «по инвалидности», организовать «безбарьерную» среду. В классе, в детском саду с особенным (больным) ребенком воспитателям, учителям, родителям (особенно в начале), очень сложно. Помочь детям уйти от естественной агрессивности, соперничества, противостояния…. Задача, на первый взгляд, очень простая: привить чувства понимания, сопричастности к чужой боли, умение и желание (!) помочь слабому, принять его таким, какой он есть. Но это только на первый взгляд. На деле это гораздо сложнее. Начинать такую работу можно и нужно (!), прежде всего, с тех семей, которые в силу сложившихся обстоятельств, «упустили время» (дети повзрослели)! Крайне важно помочь родителям изменить отношение к ситуации, себе, ребенку. Именно их сила воли, стремление помочь себе и ребенку, оптимизм, юмор, надежда способны творить чудеса! Помогают окружающим усвоить простую истину, что «унижая другого, сам выше не станешь». Результат этой титанической работы: более здоровые отношения в обществе.
Конечно, каждая семья определяет приоритеты развития. Кажется актуальным и своевременным дать возможность, право выбора самому ребенку: куда пойти, какие кружки и виды деятельности начать осваивать. И, естественно, учитывать интересы особенного ребенка, его наклонности и возможности. Из своего опыта могу сказать, что это посильная задача. Важно «расширить горизонт»!
В практике много случаев, когда пациент, который, по мнению специалистов, мог умереть, либо провести остаток жизни в инвалидном кресле, ВЫЗДОРАВЛИВАЛ. Писал картины, играл на музыкальных инструментах (даже лишившись рук). Или: приходил на прием к врачу, спустя многие годы, вызывая удивление: «Как! Вы еще живы?!!». И ответ: «(!)Абсолютно здоров!», – поражал медиков.
Моя клиентка, как ей казалось, «лишенная будущего», обреченная провести всю свою жизнь в четырех стенах (потеря зрения), СМОГЛА! поверить в себя, приняла участие в республиканском конкурсе «Поющие города»! Она счастлива, занята интересным делом в своем городе, ее окружают любимые и любящие люди. Она нашла себя! То, что совсем недавно было мечтой (которую она боялась озвучить даже самой себе), стало воплощаться и изменять жизнь!
Участие в психотерапевтических группах позволяет изменить отношение к жизни, увидеть, что совсем рядом живут люди с похожими сложностями, интересами. Поделиться опытом преодоления, поучиться на примере других и просто пообщаться. Обрести единомышленников, друзей, сказать кому-то: «Я смог! Сегодня тебе помогу! А ты, завтра, – поможешь мне!». Улыбка, сияющие глаза –показатель благополучия, уже состоявшихся и продолжающихся изменений к лучшему!
Проработав более 20 лет в медицинских учреждениях, я заметила связь между психическими и соматическими проблемами. Последующие 20 лет совершенствовала в собственной практике методы эффективной работы с тем, что является психосоматикой. Поиск литературы по интересующей меня теме (в уже далеких 90-х) привел к книге супругов Саймонтон. «Понять, насколько сильно вы можете воздействовать на свое здоровье и на свою болезнь — первый и главный шаг к успешной адаптации (выздоровлению)», – эти слова стали моим убеждением и девизом в дальнейшей работе.
Тогда же, еще в 90-х, заинтересовалась возможностями психодрамы в работе с данной категорией клиентов. После участия в проекте со специалистами из Австрии, Германии, начала применять элементы психодрамы в работе с онкопациентами. Это было очень интересно! Результат превзошел все мои ожидания.
С 2005 по 2013годы: дальнейшее участие в проектах. «Применение психодрамы в работе с людьми с ограниченными возможностями». «Использование психодрамы в работе психолога». «Интеграция и инклюзия людей с ограниченными возможностями», расширили мои возможности в работе уже в качестве психодраматерапевта. Европейский институт психодрамы (PIFE), его организаторы и преподаватели – стали (на долгие годы) моими проводниками в удивительный мир возможностей. В который теперь я, с удовольствием!, ввожу своих клиентов.
Аристотель, Платон, Фрейд, Морено, – считали человека целостной личностью. Сторонники “точных наук” подвергают сомнению древний подход. В связи с открытиями в новых областях науки (психо-нейроиммунологии, психо-нейро-эндокринологии), медицинское и научное сообщество стали осознавать влияние мышления на организм. Болен человек или здоров, обнаруженные медиаторы связывают психические и телесные процессы. При любом болезненном состоянии, можно выявить психосоматический и соматопсихический компонент проблемы. Чтобы действительно помочь человеку, следует обратиться и к душе, и к телу. Важно стимулировать спонтанные ремиссии, посеять сомнение в прогнозе заболевания. Буквально: «нащупать» собственный путь на дороге к выздоровлению, улучшению качества жизни.
Еще цитата. Источник: Simonton and Simonton (1975), in А.Schützenberger (1985).
«Мы расширили применение данного метода, перейдя к другим тяжелым заболеваниям, включая СПИД. Разумеется, он работает только в сочетании с обычным клиническим лечением. Выявить “причину” настоящего заболевания. Помочь пациенту преодолеть стресс. Используя психодраму найти пути решения жизненных проблем».
Установки супругов Саймонтон, А. Шутценбергер, Я. Л. Морено и других уважаемых мною ученых, могут быть использованы в работе как с физически здоровыми клиентами, с больными, так и с «особенными» клиентами.
Возможности человека мало изучены. Процесс расширения рамок и возможностей продолжается. Каждый поднимает для себя планку преодоления. Берет ответственность за свое настоящее и будущее; психическое, социальное и физическое здоровье. Сочту за честь оказаться рядом и помочь.