|
Что мы на самом деле делаем, когда ничего не делаем?Автор статьи: 404
И так, что же происходит с нашими детьми в тот момент, когда они якобы «ничего не делают»? Под «ничего не деланием» я понимаю любое отсутствие внешней деятельности. Это и широко известное «лежание на диване», и бесцельные прогулки по городу, и качели на детской площадке, и просто сидение за письменным столом.
Он уже сорок минут сидит над одной задачей!!! Он в облаках летает! – это голос чьей-то мамы за кадромJ
Именно в этот момент начинает активную работу внутренний план действий. Внутренний план действий - это способность выполнять действия в уме. Внутренний план - это сложное сочетание памяти, мышления и воображения. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. Различают внутренний план неких внешних действий и внутренний план интеллектуальных, умственных действий. И то, и другое по сути способность к планированию действия, ориентировке в условиях задачи, выделению наиболее существенных признаков и условии, способность к планированию этапов решения задачи. Чем больше направлений, «шагов», вариантов своих действий сможет предусмотреть ребенок, чем больше вариантов решения он рассмотрит и сопоставит, тем более успешным будет решение задачи. И совершенно неважно в этом случае идет ли речь о математической задаче или о последовательности каких-то физических действий и движений. Те же механизмы действуют и для развития самосознания, формирования своего мнения, своих взглядов. Те же механизмы действуют и для межличностных отношений и общения. Анализ, умение осознать, просчитать, прожить сначала на внутреннем плане, а потом уже в окружающем реальном мире. Всякому действию внешнему всегда предшествует действие на внутреннем плане. Давайте немного приоткроем занавес J Что же на самом деле происходит тогда, когда ребенок «ничего не делает»? Ребенок раскачивается на качелях на детской площадке. Тихонько, молча… Через час или два на площадке соберутся дети. С некоторыми вчера был конфликт. Кто-то обещал принести какие-то фишки, наклейки, мячики. Как себя вести? Как договариваться об обмене? Мириться или продолжать конфликтовать? Как общаться завтра в школе с N? Ну и так далее… По сути, ребенок продумывает стратегию поведения, переговоров, разрешения конфликта. Вы правда полагаете, что это не сложно? И не требует времени? И это есть «ничегонеделание»? И этот опыт никак не пригодится ему во взрослой жизни? Ребенок решает домашнее задание по математике. Час уже решает J Он может решить его по шаблону, может отвлечься и мечтать о чем-то своем.
«А как это можно решить по-другому?». Как можно изменить задачу, чтобы она решалась другим действием? Как можно составить аналогичную задачу? Это бесценные для развития интеллекта вопросы. И забота родителей здесь – показать ребенку, что такие вопросы можно и нужно задавать и дать ему время для размышлений.
Ребенок тихонько сидит над шахматной доской… Это, пожалуй, единственная ситуация, когда всем все понятно и взрослые благоговейно стараются не мешать. Идет просчет ходов и вариантов. Причем, чем больше ходов вперед может быть просчитано, тем успешнее будет ребенок играть. Однако, аналогичные просчеты действий и решений могут быть и в других областях. И не обязательно над доской. Лежа на диване тоже могут быть. Одной из важнейших задач развития ребенка, начиная с возраста начальной школы, становится именно развитие внутреннего плана, ответственного за работу и развитие интеллекта, дающего возможность ребенку быть не просто «автоматом-отвечателем», но мыслителем. Школьная программа предоставляет не так много возможностей для развития внутреннего плана. Это некоторые разделы математики, дополнительные занятия, связанные с развитием логики (если они есть). Поэтому развитие интеллекта ребенка – прежде всего, задача и забота его семьи. Научить размышлять, находить другие решения, просчитывать действия. Для развития всех этих интеллектуальных действий необходимы тренировка и время. То самое свободное время, которое занято «ничегонеделанием».
В конце концов, разве не этого добиваются родители, нагружающие и «развивающие» свое дитя сверх меры? Умный, самостоятельный, мыслящий человек, способный принимать решения и реализовывать их. Разве не они, самостоятельно мыслящие, способные к просчету вариантов и к критическому мышлению получают возможность в итоге «выйти из Матрицы»? Разве не они получают возможность строить свою жизнь свободно, исходя из своих мнений, интересов и предпочтений?
А иногда «ничегонеделание» бывает необходимо и полезно по-другому. Иногда это не развитие внутреннего плана, а способ снятия стресса, перезагрузка и способ поговорить с самим собой. Об этом, наверное, следующая статья.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|