Что мы на самом деле делаем, когда ничего не делаем?

Автор статьи: 404

И так, что же происходит с нашими детьми в тот момент, когда они якобы «ничего не делают»? Под «ничего не деланием» я понимаю любое отсутствие внешней деятельности. Это и широко известное «лежание на диване», и бесцельные прогулки по городу, и качели на детской площадке, и просто сидение за письменным столом.

 

Он уже сорок минут сидит над одной задачей!!! Он в облаках летает!   – это голос чьей-то мамы  за кадромJ

 

Именно в этот момент начинает активную работу внутренний план действий. Внутренний план действий - это способность выполнять действия в уме. Внутренний план - это сложное сочетание памяти, мышления и воображения. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта.

Различают внутренний план неких внешних действий и внутренний план интеллектуальных, умственных действий.

И то, и другое по сути способность к планированию действия, ориентировке в условиях задачи, выделению наиболее существенных признаков и условии, способность к планированию этапов решения задачи.

Чем больше направлений, «шагов», вариантов своих действий сможет предусмотреть ребенок, чем больше вариантов решения он рассмотрит и сопоставит, тем более успешным будет решение задачи. И совершенно неважно в этом случае идет ли речь о математической задаче или о последовательности каких-то физических действий и движений.

Те же механизмы действуют и для развития самосознания, формирования своего мнения, своих взглядов. Те же механизмы действуют и для межличностных отношений и общения. Анализ, умение осознать, просчитать, прожить сначала на внутреннем плане, а потом уже в окружающем реальном мире.

 Всякому действию внешнему всегда предшествует действие на внутреннем плане.

 Давайте немного приоткроем занавес J Что же на самом деле происходит тогда, когда ребенок «ничего не делает»?

 Ребенок раскачивается на качелях на детской площадке. Тихонько, молча…

Что мы на самом деле делаем когда ничего не делаем

Через час или два на площадке соберутся дети. С некоторыми вчера был конфликт. Кто-то обещал принести какие-то фишки, наклейки, мячики. Как себя вести? Как договариваться об обмене? Мириться или продолжать конфликтовать? Как общаться завтра в школе с N?

Ну и так далее… По сути, ребенок продумывает стратегию поведения, переговоров, разрешения конфликта. Вы правда полагаете, что это не сложно? И не требует времени? И это есть «ничегонеделание»? И этот опыт никак не пригодится ему во взрослой жизни?

 Ребенок решает домашнее задание по математике. Час уже решает J Он может решить его по шаблону, может отвлечься и мечтать о чем-то своем.




Но самое ценное, что может прийти в его голову это:

«А как это можно решить по-другому?». Как можно изменить задачу, чтобы она решалась другим действием? Как можно составить аналогичную задачу?

Это бесценные для развития интеллекта вопросы. И забота родителей здесь – показать ребенку, что такие вопросы можно и нужно задавать и дать ему время для размышлений.

 

Ребенок тихонько сидит над шахматной доской…



Это, пожалуй, единственная ситуация, когда всем все понятно и взрослые благоговейно стараются не мешать. Идет просчет ходов и вариантов. Причем, чем больше ходов вперед может быть просчитано, тем успешнее будет ребенок играть.

Однако, аналогичные просчеты действий и решений могут быть и в других областях. И не обязательно над доской. Лежа на диване тоже могут быть.

Одной из важнейших задач развития ребенка, начиная с возраста начальной школы, становится именно развитие внутреннего плана, ответственного за работу и развитие интеллекта, дающего возможность ребенку быть не просто «автоматом-отвечателем», но мыслителем. Школьная программа предоставляет не так много возможностей для развития внутреннего плана. Это некоторые разделы математики, дополнительные занятия, связанные с развитием логики (если они есть).  Поэтому развитие интеллекта ребенка – прежде всего, задача и забота его семьи. Научить размышлять, находить другие решения, просчитывать действия.

Для развития всех этих интеллектуальных действий необходимы тренировка и время. То самое свободное время, которое занято «ничегонеделанием».

 

В конце концов, разве не этого добиваются родители, нагружающие и «развивающие» свое дитя сверх меры? Умный, самостоятельный, мыслящий человек, способный принимать решения и реализовывать их. Разве не они, самостоятельно мыслящие, способные к просчету вариантов и к критическому мышлению получают возможность в итоге «выйти из Матрицы»? Разве не они получают возможность строить свою жизнь свободно, исходя из своих мнений, интересов и предпочтений?

 

А иногда «ничегонеделание» бывает необходимо и полезно по-другому. Иногда это не развитие внутреннего плана, а способ снятия стресса, перезагрузка и способ поговорить с самим собой.

Об этом, наверное, следующая статья.

 



Просмотров: 857
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • План действий для выпускника школы: 4 обязательных шага.
  • Что делать, если муж изменяет? План действий
  • Как вернуть жену: план действий
  • План действий в безвыходной ситуации
  • Как правильно страдать от несчастной любви? План действий и последствия
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Дети перестают слушать родителей, если не получают признания хороших действий
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • Как избежать обесценивания себя и своих действий?
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Почему важно отказаться от 10% своих действий
  • Мертвый внутренний ребенок. История одной терапии.
  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Алгоритм действий, помогающий решить проблему!!!
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если ребенок не сдал ЕГЭ, или почему нужен план Б
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • восемь вариантов решения детской истерики
  • В зоне достижений: внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Что между ними?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • «Ты - лучший в мире папа». 9 основных действий папы, чтобы это услышать.
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь