|
Феноменология самооценки.Автор статьи: Парюгина Оксана Владимировна
Самооценка - явление сложное. Именно явление. Можно, конечно, дать определение самооценке. Но вряд ли это в значительной степени поможет человеку понять себя, услышать себя, а может быть и увидеть "со стороны". Проведем вместе небольшой эксперимент: я вам даю расхожее определение-что такое самооценка, а вы попробуете ответить на вопрос - какова ваша самооценка. Итак: самооценка - это "представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто." (Википедия) Думаю, чтобы ответить на вопрос о том,какова наша самооценка с помощью этого определения нам понадобится достаточное количество времени. Сначала нам нужно проанализировать некоторый материал нашей жизни о себе( например, наши достижения, наши отношения с другими, наши чувства и мысли в ситуациях, наше настроение, наше поведение и др.), чтобы сделать какие - то выводы о себе. Кроме того, анализируя, нам необходимо будет попытаться отделиться от мнения других, потому что иногда, сами того не осознавая, мы относимся к себе так, как относятся к нам другие. А еще немало важный момент, что наши с вами выводы не могут быть окончательными и навсегда. Жизнь меняется вместе с нами. И если мы сегодня недооцениваением себя, или не любим, не уверены в себе. То вполне возможно через год, два, наше мнение о себе, наше самоощущение в мире будут другими. То, что некоторые измерения самооценки, на мой взгляд, не могут быть статичными - естественное и здоровое положение вещей. Человек всегда находится в развитии как личность. Сегодня ,к примеру,я молодой специалист и работаю в кругу опытных профессионалов. Естественно, мое представление о своих профессиональных возможностях (осознаваемое или нет) чаще будет не в свою пользу. По крайней мере до той поры, пока я не стану опытным специалистом. Как мое поведение будет выдавать мою самооценку - это тоже интересный вопрос. Я могу стесняться,бояться, быть скованной. А могу и не замечать, что мои профессиональные данные пока еще скромны и вести себя при этом смело и решительно. То есть вопрос о самооценке - это во многом вопрос о том, насколько мое представление о своей важности соответствует моим реальным возможностям, в какой степени я осознаю свои ограничения, в какой степени я принимаю теневые стороны своего характера. Чтобы не заблудиться на пути самопознания себя (самооценки) я бы все-таки выделила два ракурса всматривания в себя: - насколько я важен для себя и в чем: - насколько я важен для других и в чем. Такое разделение ракурсов представления о себе дает возможность подобраться поближе к тому, чтобы исследовать такой феномен самооценки как самоценность. Во втором ракурсе мы сравниваем себя с другими, соотносим, соизмеряем и т. д. И чаще всего оцениваем себя. Назначаем себе цену в мире других. А первый ракурс дает нам возможность прочувствовать меру нашей самоценности без сравнения, без оценок. Сделать это трудно. Этот ракурс открывает нам метаизмерение своего бытия - я живое существо, я - обладающий даром жить и творить, я - частичка вселенной, я - микрокосмос, я - тот,кто является продолжателем жизни, я - связующее звено поколений т.д. А может быть и по другому: я - мертв, внутри меня пустота, я - робот, я - ничтожество. Я не имею права быть и проявляться в этом мире. Это очень глубокий уровень самооценки. Невозможно сказать, заложен ли он при рождении как матрица родовой памяти, например, или большее влияние имеет воспитание и мир отношений,в которых живет человек. Но этот уровень во многом определяет и второй ракурс самооценки. В связи с этим трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, можно ли изменить в корне самооценку если все-таки мы допускаем существование таких глубоких структур. Я думаю, опираясь и на опыт работы, и на собственный жизненный опыт, что корневую часть самооценки изменить очень сложно и на это нужно гораздо большее время, чем обычно того желает человек, пришедший в кабинет к психологу или психотерапевту за помощью. Теоретически перспективы всегда радужны и позитивны,поскольку человек живое существо. И если начать изменять повседневные паттерны поведения,общения,можно постепенно изменить и корневую позицию. Но для этого нужны года. О какой корневой позиции я говорю. В теории психологи как правило делят людей на разные типы. Это неизбежно,чтобы как-то ориентироваться в разнообразии человеческих характеров. И любая психотерапия также опирается на типологию. С этого в общем - то начинается индивидуальный подход к личности. Но поскольку каждый человек индивидуален и единичен, вряд ли возможна такая классификация,которая бы с одной стороны отражала в полной степени индивидуальность, с другой стороны - могла бы объединить людей в относительно однородные по своему основанию группы. Поэтому все классификации условны. Так вот, если присмотреться к этим классификациям, то фундаментальным основанием для разделения людей,на мой взгляд является ведущий способ человека быть с другими. Ну например, упрощенно: эгоист - альтруист, тиран-жертва и т.д. Понятно, что я называю крайние позиции. Если кому -то захочется, то он всегда сможет проанализировать любую скажем психологическую классификацию личности, или любую философскую концепцию бытия на предмет основания разделения людей на группы. Каждая из них в той или иной степени будет отражать способ людей быть в обществе на заданный момент времени. Так вот в этом я и нахожу одно из коренных различий самооценки человека. Ну,например,есть люди,которые больше (повторюсь на заданный момент времени, а не вообще) удовлетворяют свои интересы, интересы других для них либо вторичны,либо не важны вовсе. Мы можем назвать такого человека эгоистом - одно мнение. Мы можем назвать такого человека взрослой и здоровой личностью - другое мнение. Что нам говорят эти мнения о его самооценке? Ровным счетом ничего прямого. Мы лишь можем предположить, что в первом случае у человека завышенная самооценка,что он очень любит себя, и вряд ли способен сочувствовать и делиться с другими. Во втором случае мы скажем, что у человека адекватная самооценка, что такой человек скорее честен в отношениях с другими и способен на помощь. Это то,что касается внешнего восприятия самооценки человека. Здесь мы ориентируемся на поведение человека, так сказать на фактическое проявление. Что же касается внутреннего восприятия себя,то это вопрос сложный. Во-первых,даже когда мы не задаемся вопросом о своей самооценке, она все-равно у нас есть. И мы живем, во многом исходя из самооценки. Наше общение с другими,наши поступки определяются тем, как мы относимся неосознанно к себе. Именно поэтому самооценка - это не только представление. Скорее это корень нашей склонности быть определенным образом. Предположим, что у человека больше склонного по всем признакам к самоуничижающей самооценке, появляются условия жизни, в которых он может реализовать свою свободу выбора, или длительные отношения, в которых он почувствует свое право быть особенным,выделенным, выбранным. То тогда, могут измениться его патттерны поведения, паттерны общения, паттерны мышления. Например, человек научится защищать свои интересы,научится открыто выражать свое недовольство,не создавая при этом конфликтных ситуаций, научится воспринимать проблему отдельно от себя. Более длительного времени требуют изменения основного фона чувств и настроений. Основной грустный настрой,печальный становится оживленным. И все же корневая позиция при таких внешних изменениях все-равно останется длительное время той же. Cкромный рожден быть скромным. Смелый рожден быть смелым. Как из волка невозможно сделать ягненка. Так невозможно, на мой взгляд, достичь координальной трансформации самооценки. Просто человек,оставаясь скромным или горделивым,зависимым или независимым, настоящим или конформным получает доступ к личному счастью в результате терапии, или "лечебных" встреч в своей жизни, или длительных "лечебных" отношений. Когда мы встречаем принятие нас, а тем более выделение нас из всех,то наша самооценка претерпевает значительные изменения. Но корневая позиция меняется крайне медленно. И предполагаю, что какая-то ее часть остается вовсе неизменной. Мне очень понравилась концепция самооценки Хорхе Букая, аргентинского психотерапевта с многолетним стажем работы,которая предложена им в книге "Море эгоиста" Для того,чтобы понять что-то о своей самооценке,что находится в самых невидимых ее слоях, Хорхе Букай предлагает оценить в себе такие глубинные качества, как: 1. Способность ОСТАВАТЬСЯ НАСТОЯЩИМ в любое время и в любой ситуации. 2. Способность БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ. 3. Способность ВИДЕТЬ СВОИ ОГРАНИЧЕНИЯ. 4. Способность ГОРДИТЬСЯ. 5. Способность ПРИНИМАТЬ. Теперь немного о некоторых способностях. 1. Оставаться НАСТОЯЩИМ. "Способность оставаться настоящим тесно связана с умением принимать себя, то есть с умением личности отказаться от борьбы с собой в угоду другим людям...умение принимать себя необходимо для психического здоровья человека. Являться тем, кем себя хочешь видеть ты, а не окружающие - это оптимальный способ бытия...Чтобы являться действительно ценным человеком,надо быть только тем,кто ты есть, и больше никем." Если обратиться к конкретике, которая делала бы видимой в реальности эту способность, опишу следующий опыт. Одна известная мне дама встречается с бывшим другом семьи. Ситуация складывается так,что казалось бы она вынуждена заговорить с ним. Ну и состоялся разговор о новостях жизни обоих людей.После беседы дама почувствовала неприятный осадок. Как проясняется этот осадок остался от того, что она была недовольна собой,что вступила в разговор, ругала себя, что позволила себе посплетничать с этим бывшим другом, что не смогла отказать в разговоре. Так какая же она была настоящая в этом эпизоде своей жизни - та ,которая представляла, что все отношения закончились. и она относится к этому мужчине с неуважением за его привычное " обсуждение" всех и вся, и которая сделала для себя выбор не общаться с ним, или та,которая позволила себе пооткровенничать. Ну в результате осадок - самоосуждение за лицемерие, так сказать низкая самооценка, саморазочарование. Вот именно, ОЦЕНКА СЕБЯ - она навесила на себя ярлык - лицемерка, а за скобками осталось непринятие себя слабой, не готовой на данный момент пройти мимо бывшего друга, отвернуться от него. Здесь для меня важно было предложить читателю увидеть несколько уровней присутствия человека в каждой конкретной ситуации своей жизни. Поверхностный уровень - то ,что видно и слышно ДРУГОМУ, глубокий уровень - то, что переживает дама внутри себя, и невидимый уровень (даже для самой клиентки), проявляющийся только в диалоге с терапевтом - отношение клиентки к самой себе. И получается, что человеку важно остаться самим собой, чтобы не осуждать себя. То есть для начала осознать это невидимое отношение к себе. В данном случае даме стоило бы принять свое лицемерие,как единственно возможный способ быть в той ситуации.А кто из нас не лицемерит никогда? И ценность том,чтобы видеть и принимать себя разной,но настоящей.
2 БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ. "Независимость, о которой мы говорим имеет отношение не столько к свободе действий, сколько к выбору правил и норм,определяющих наши решения. Независимые, свободные люди сами для себя решают, что хорошо, а что плохо, но не бессистемно, а оценивая действия и их последствия по собственной шкале ценностей." 3. СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ СВОИ ОГРАНИЧЕНИЯ. " В этом компоненте самооценки совмещаются желания определить собственное место и готовность установить отношения с другими". " Я должен установить границы своего личного пространства и защищать их - реально существующие (свою комнату. ящик стола, свой кошелек) и виртуальную (эмоции, идеологию, историю) места, принадлежащие мне. Это мое пространство и я готов разделить его с кем хочу и когда хочу. Другой человек может предпринимать что угодно по поводу моих решений: высказывать свое мнение, задавать вопросы, оспаривать и даже действовать вопреки моей воле.Мое же дело дать человеку понять, что в мое личное пространство можно проникать, только когда я разрешу, до того предела, какой я установил, и который допускаю, потому что - это мое личное пространство" Причем для близких людей границы бывает установить сложнее, чем для чужих. Почему важен этот компонент самооценки. Вопрос установления границ и видение своих ограничений - это вопрос свободного проявления себя в контактах. Имею ли я право быть? Мне не хочется сейчас говорить на эту тему, я не хочу вспоминать то или иное событие, я не хочу участвовать в семейном торжестве,потому что нет настроения, я хочу побыть один и так далее. Сколько раз мы чувствуем себя неловко от чужих откровений и вопросов? И не решаемся вежливо отклониться от разговора. И разное другое. Что происходит,как только мы пренебрегаем своими границами? Пример из опыта. Девушка очень часто оказывается в ситуации,когда ей в компании приходится развлекать людей. А потом она себя за это ненавидит. Зачем она делает? Она заполняет паузы, ей кажется неловкой тишина, которая время от времени возникает. И ей кажется, что если она не будет всех смешить, то на нее будут все смотреть, и разглядят в ней что-то плохое. Какой границы своей сейчас она не замечает? Быть на виду. А потом и вовсе оказывается, что компания ей не интересна. И что же получается,она себя периодически ругает,но всякий раз делает это снова. Пока не осознает своих ограничений. И тогда у нее мало мальски уходит эта привычка всех смешить. и она учится быть достойно себя, она учится выбирать компании и свое место в них.
4. СПОСОБНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ. Хорхе Букай,описывая этот компонет, делает оговорку,что многим достаточно непривычно слышать, что гордиться хорошо и даже следует. Однако, чтобы "поддерживать самооценку необходимо гордиться и быть по-настоящему довольным собой...Правильная самооценка подразумевает не только принимать все свои достоинства и недостатки,но и гордиться их сочетанием в себе...Необходимо гордиться собой в целом, без исключений. Это сочетание достоинств и недостатков образуют мою личность, я горжусь этим и продолжаю работать над собой". И как потом добавляет Хорхе Букай : гордиться нужно шепотом. И как я понимаю , гордиться-это значит испытывать радость от себя, удовольствие от того, что ты есть, удовольствие от того, что ты умеешь или можешь. Здесь мне хочется вспомнить пословицу, что недостатки есть продолжение наих достоинств.
5. СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ. "неотъемлемая часть самооценки - умение существовать,принимая все полезное, что дарует нам жизнь. Человек с нормальной самооценкой считает себя достойным всего хорошего, происходящего с ним. Он охотно получает подарки, похвалу, ласки, внимание, и что самое главное признание окружающих его людей". В этом разделе Хорхе Букай приводит притчу, основной мудростью которой является утверждение, что "Бесплатной пищи не бывает". То есть ничего даром не дается. И если мы испытываем вину или чрезмерную неловкость при прявлении к нам какого-либо внимания - то это скорее всего о том, что мы недооцениваем себя, мало ценим, не знаем своей значимости для других. Для меня как-то стало очевидным, что самооценка - это не столько количественная оценка (высокая,низкая) нашего мнения о себе, это и не только качественное определение себя плохим или хорошим,но больше это такой внутренний психический процесс,сопутствующий нашему развитию.регулирующий наше общение,определяющий наши поступки и поведение в целом, создающий определенный эмоционалный фон, открывающий нас миру, а мир нам и многое другое. Самооценка-это живое,такое же как и мы. Не знаю.как Вам, но мне показался интересным взгляд Хорхе Букая на на глубинную структуру самооценки. Предлагаю и Вам понаблюдать за собой,попытаться понять свое отношение к себе. Это ж так интересно - узнать себя предельно близко.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|