Как не допустить развития комплекса неполноценности?

Как не допустить развития комплекса неполноценностиКто из нас не испытывал в разные периоды жизни вязкое, липкое и уничижающее чувство, от которого хотелось скрыться, исчезнуть, провалиться сквозь землю.

И возникало оно от собственного кажущегося нелепым вида, неуверенных и угловатых движений и походки, неестественного поведения и растерянности, от направленных в его сторону ехидных и презрительных ухмылок и хихиканий, раздающихся вслед колкостей и насмешек.

И это нахлынувшее чувство сильнее жаровни раскалённых углей терзало душу и ранило сердце, жалило личность, рождая обиду и копя гнев.

Толстой разноцветной нитью прошивает полотно личности комплекс неполноценности. Здесь можно встретить унылые тона несоответствий, угрюмые оттенки несостоятельности, пятна ущербности, кричащие цвета ложного стыда и перманентной вины.

Неполноценность, этимологически, не полная ценность или самоценность человека, неадекватное и недостаточное оценивание себя с отсутствием целостности.

В мире трёхмерной реальности это и не удивительно, ибо ограниченное видение плюс всячески пропагандируемое и вживляемое в повседневность субъективное оценивание не позволяет нам видеть себя и принимать свою многомерность соответственно реальной картине.

Комплекс неполноценности не всегда невротический синдром, как описывает его клиническая психология. Это целый симптомокомплекс, охватывающий моральную, физическую, эстетическую, сексуальную, этническую, классовую, религиозную и другие сферы жизнедеятельности человека.

Первичные проявления данного комплекса ощутимы уже в раннем детстве, а с постепенным взрослением усиливаются и вживляются в структуру развивающейся личности.

Родительское окружение – главный образец для развивающейся личности маленького ребёнка. И насколько естественно и гармонично он впишется в мировоззренческую картину ребёнка, настолько менее ощутимыми и довлеющими будут комплексы и ограничения в сенситивных периодах его взросления.

К сожалению, весьма часто маленький человечек оказывается в условиях, когда чувство собственной беспомощности усугубляется ощущением бесправности, неспособностью жить свободно и принимать самостоятельные решения.

Причин этому множество и они весьма определённо указывают на изъяны воспитания:

  • неадекватные или завышенные требования к ребёнку
  • собственническое и потребительское отношение к своему чаду
  • подчёркивание зависимости ребёнка от его родителей
  • воспитательная авторитарность и директивность
  • указывание ребёнку на его ущербность или незначительность
  • очерчивание жёстких границ личностного пространства ребёнка
  • излишняя претенциозность родителей
  • сравнение личных качеств и способностей ребёнка в пользу других сверстников
  • отношение к детям как к обузе
  • отсутствие паритетности взаимоотношений
  • навязывание свода запретов, под страхом наказания
  • ограничение личной свободы детей
  • требование от ребёнка ожидаемого поведения
  • использование распространённой воспитательной модели: кнут- пряник
  • потешательство и невосприятие ребёнка всерьёз
  • привычка лгать детям под любым благовидным предлогом
  • подчёркивание личного превосходства родителей перед своими детьми
  • намеренное или неосознанное занижение самооценки ребёнка
  • отсутствие понимания потребностей развивающейся личности ребёнка
  • перекладывание родителями основной воспитательной роли на детсады и школы.

Эти ошибки воспитания присущи в той или иной степени большинству людей, особенно в начале становления их как родителей. Ибо бессознательно подражая воспитательной модели собственных родителей, молодые семьи наступают на те же болезненно ударяющие грабли отцовства и материнства.

Как развязать этот многовековой гордиев узел, формировавшийся в условиях отрицания маленького гражданина как самосознательного и тем более духовного существа?

Лучший, на мой взгляд, способ – это признание того факта, что воспитывать и учить ребёнка в общепринятом значении и понимании этого слова, не нужно и даже вредно. Ибо учение предполагает следование авторитету и выполнение прописанных истин, или правил, которые во многом изжили себя или, что ещё хуже, намеренно мешают маленьким творцам синкретично познавать мир в его целостном многообразии.

Также и «социокультурные нормативные модели» воспитания вряд ли служат образцом для индивидуального развития нынешних детей, а скорее «подгоняют» их под определённый общественный стандарт.

Нужно позволить детям просто быть, впитывая жизненные уроки сообразно их собственному намерению и желанию, предлагая различные возможности учиться самостоятельно.

И примеры такой альтернативной модели развития детей, отличной от общепринятой педагогической есть, и она уже не единожды доказывали общественности свою состоятельность и эффективность.

Педагогическая система Монтессори, школа Щетинина, а также Вальдорфская педагогика, вобрав в себя множество лучших идей прошлого и предложив инновационные модели образовательного и развивающего процесса в нынешних условиях, служат также образцом и наследием для самовоспитательного мастерства грядущих поколений.

Но в любом случае, личную ответственность никто не отменял и азы воспитания нужно осваивать всем, кто примеряет на себя родительскую роль.

Для этого необходимо шире взглянуть на воспитательный процесс и осознанно впустить в себя следующую информацию.

Я думаю, что уже многие приняли факт собственного неоднократного прихода в этот мир или как минимум допускают такую возможность. А раз так, то нам нужно лишь позволить вспомнить правила игры на планете Земля, согласно собственному замыслу, интересам и предпочтениям, сохраняя при этом всём главные ценностные ориентиры, базирующиеся на трёх главных законах мироздания: законе Свободной Воли (Свободы Выбора), законе Неприченения Вреда и законе Любви.

Готовясь к очередному земному путешествию, человек тщательно планирует и выбирает собственных родителей, в случае достаточного развития души или же этот выбор осуществляется двусторонне по закону Притяжения.

В любом случае, позволив своим чадам быть штурманами в раннем детстве, когда волны жизни ещё слишком большие и местами опасные для самостоятельного их преодоления маленьким путешественником, оставляя за собой капитанский присмотр, родители наделяют их ответственностью – важнейшей составляющей их зарождающейся индивидуальности.

Таким образом, маленькая личность, ещё не утратившая связь со знающей душой, но всецело доверяющая своим родным наставникам и опекунам, развивается пропорционально необходимости усвоения жизненных программ.

Так маленькие граждане учатся усваивать жизненные уроки, без излишней опеки, давления и избыточного давления и прессинга наиболее удобным и комфортным для них способом.

Чтобы достичь такого взаимопонимания и не быть источником детских комплексов, важно:

  • любить своего ребёнка, окружая нежностью, заботой и чуткостью
  • быть искренними и естественными во взаимоотношениях
  • всегда прислушиваться к детским интересам и потребностям
  • учиться принимать и понимать их точку зрения, какой бы она не была
  • никогда их ни с кем не сравнивать и не оценивать
  • поощрять детское творчество в любой возможной форме
  • позволять ребёнку на равных участвовать во всех семейно-коллективных мероприятиях
  • замещать требования к детям на их добровольно взятую личную ответственность
  • никогда не использовать давление, угрозы, шантаж и другие способы манипулирования
  • не отмахиваться от их просьб, используя различные отговорки
  • уважать личное пространство маленького индивидуума
  • прививать и культивировать этическое и эстетическое восприятие жизни
  • никогда не обманывать и не говорить полуправду
  • всегда и во всём предоставлять свободу выбора
  • не наказывать ибо на-каз ( укр. казати – говорить) есть наговор или энергетическое негативное воздействие (повреждающее эфирный двойник физического тела ребёнка), а дать возможность извлечь правильные уроки и выводы из содеянного обеим сторонам
  • быть для детей любящим примером семейного счастья и гармоничных отношений супругов.

Если ваши дети уже не в самом нежном возрасте раннего детства, а комплексы уже сформировались, то все предыдущие советы всё же не будут лишними, помогая вам пересмотреть свою жизненную позицию и, возможно, найти не только собственные воспитательные прорехи, но и совместные пути преодоления уже существующих проблем.

Хотя, зачастую, самостоятельно обнаружить, а тем более освободиться от влияния комплексов, достаточно непростое занятие и без квалифицированной помощи здесь не обойтись.

Ну а если вы уже взрослый человек, а комплексы детства всё равно продолжают вас терроризировать или новые комплексы накладываются поверх старых, то Индивидуальный Духовный Коучинг Сергея Колеша избавит вас от их паразитирующего влияния.

Использование данной статьи разрешается с обязательной гиперссылкой на автора и сайт: http://kolesha.ru



Просмотров: 533
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Ключевые ориентиры воспитательной модели родителей
  • 02. Комплексы от родителей к детям. Ещё четыре комплекса
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • "Какое будущее вы выбрали своим детям?" или Модели воспитания
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • 7 правил воспитания счастливого и успешного ребёнка
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • 01. Комплексы от родителей к детям. Типы, как избавиться самому и помочь избавиться ребёнку.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Как научиться любить себя? Медитация для внутреннего ребёнка.
  • Волшебные слова, которые нужно говорить своим детям!
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Ресурс для мамы маленького ребёнка
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Проблемы воспитания. Как накормить ребёнка.
  • Негативные стереотипы воспитания ребёнка.
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь