|
Зачем нужны сказкиАвтор статьи: Челышкова Елена Борисовна
Зачем нужны сказки?
Из разговора родителя и психолога:
Вы помните известное выражение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства?». Едва ли есть необходимость доказывать это утверждение. Если бы взрослые почаще вспоминали об этом, счастливых детей было бы гораздо больше. Поэтому все наши радости и огорчения, открытия и недоумения, первое «я сам» и «нельзя» прорастают в нашу взрослую жизнь из далекого прошлого. К сожалению, мы нередко недооцениваем значение детства – и для своей собственной, настоящей, жизни, и будущей жизни наших детей. Особенно часто из виду упускается раннее детство, которое невозможно восполнить или пережить заново. Эти годы создают фундамент личности. В раннем возрасте формируются ценнейшие душевные свойства и качества, закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. В жизни человека нет другого такого периода бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни. Их положительный (или отрицательный – увы!) заряд мы проносим в себе через всю жизнь, и то, что мы пережили в это время, самым непосредственным образом связано с нами сегодняшними, с нашими (как нам кажется) идеалами и убеждениями, взглядами на жизнь и свое место в ней. Из своего детства мы принести в этот мир свои (или чужие) надежды и мечты, привычки, уверенность или неуверенность в собственных силах, стремление завоевывать мир или найти в нем тихий и спокойный уголок. От нас, родителей, зависит, каким будет мир детства наших детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым. А от того, каким будет мир детства, зависит и то, каким будет наш мир. Все несовершенства, присущие окружающему нас миру, имеют корни в мире детства тех людей, которые их и создали. В сказке Экзюпери есть момент, когда взрослый герой несет на руках спящего Маленького принца. "При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное - то, что не увидишь глазами. Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще: трогательнее всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит... И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить..." Так каким же образом не погасить светильник детства? На это есть волшебное средство, и это – сказкотерапия, терапевтическая история. Волшебное средство – потому что оно сказочное. Язык сказок понятен и близок малышу, потому что мир фантазии и тайны привлекает и органично встроен в детское восприятие. Слушая или читая сказку, ребенок, наблюдая и проживая вместе с героями сказочные ситуации, часто уже сразу, без помощи рассудительных взрослых, бессознательно выносит для себя важный смысл. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его открыто, а действует метафорически. Она предлагает малышу образы, которые ему очень интересны, и поэтому актуальная жизненная информация усваивается незаметно, сама по себе. Каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Читайте со своими детьми сказки и возвращайтесь в детство, ведь, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|