Не выходя из детства, или иллюзии, которые мешают жить

Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом работы с иллюзиями. А натолкнул меня на это один диалог. Я, по долгу службы, уже привыкла, что ко мне обращаются по имени отчеству, в том числе, и дети. А тут, знакомый мальчик, 11-ти лет, меня поразил: "Видите, какая машина?! Старинная! А какого она года, знаете? 1995-го". Я, со своим 1993-им годом рождения, почувствовала себя на шаг ближе к динозаврам, или к мумиям фараонов, и еще подумала, что вскоре и наше поколение будет ласково называться "предки". И правда, древностью веет. Недавний случай заставил меня задуматься, где и в какой момент что-то пошло не так. Что я упускаю?
И чуть позже поняла, что я отчетливо помню себя в таком же возрасте, лет в 11, например; запросто переключаюсь в их игры, абсолютно четко понимаю, о чем и исходя из чего они рассуждают, и как действуют. Не забылось ещё. Да и ощущение возраста в этот момент не на 23, а на 16 лет максимум... И, правда, с таким самоощущением очень странно слышать, что я "Александра Витальевна", и вещи даже 1999 года - "старинные". Но это только одна ситуация. И она может задевать, если нет привычки прислушиваться к себе, и понимать, где реальность, а где иллюзии о возвращении в 16 лет.

То есть, когда человек эмоционально включается в ситуации, которые он уже проживал (игра с детьми) или похожие на уже прожитые ситуации (отчитывание родителями за разбитое окно в школе и отчитывание супругом за разбитую любимую кружку) создают двойственное представление о реальности. С одной стороны, мы склонны вспоминать ситуации из прошлого и их последствия, с другой стороны, мы видим реальную ситуацию. Такое наложение актуального опыта и воспоминаний создает иллюзию, что мы младше возраста, в котором находимся. Неприятные чувства и ощущения слабости, беспомощности и неспособности противостоять ситуации прилагаются. Или приятные, - смотря о каких ситуациях мы говорим.


А потом я подумала, что такие иллюзии преследуют повсюду, например, когда: 
- на совещании Вы чувствуете себя провинившимся двоечником, когда Вам просто указали на недочеты или ошибки в работе;
- когда Вы пытаетесь привлечь внимание партнера капризами, скандалами, болезнью, - просто потому что иначе не получается или Вы не видите другого способа;
- когда Вы откладываете принятие важного или вообще любого более-менее серьезного решения на максимально возможный срок, или ищете кого-то, кто решит за Вас;
- когда Вам кажется, что Вы должны быть в чем-то лучше/оправдать чьи-то ожидания, иначе случится нечто ужасное.
Это далеко не все примеры, когда какая-то ситуация, активирует иллюзию о том, что Вы еще ребенок, и сейчас будет все повторяться так же, как в детстве. По сути, на уровне поведения и, иногда мышления, человек регрессирует в тот возраст, где его уже за что-то похожее винили, укоряли, наказывали, "наставляли на путь истинный". И с такими симптомами мне часто приходится работать в психотерапии.


"А что с этими иллюзиями делать?",- спросите Вы. Во - первых, можно сходить к психологу, но это очевидный ответ. Там Вы обязательно узнаете что-то новое о себе, главное, быть готовым это применять. Во - вторых, можно самому научиться отлавливать, когда Вас уносит обратно в детство, и в каких ситуациях. Здесь нет ничего сложного, но это и не просто, одновременно. Берете лист бумаги и ручку, и записываете: 1) ситуацию, где Вы чувствуете себя аналогично тому, что с Вами бывало в детстве, например, "ругает начальник - ругает родитель"; 2) что страшного может случиться, если Вы что-то сделаете/не сделаете? (накажут, отругают, не отпустят гулять и т.п.) 3) от кого Вы боялись получить наказание в детстве? 4) есть ли риск на данный момент в этой конкретной ситуации получить в результате своего поступка, тот же эффект, что и в детстве? 5) какие качества появились у Вас взрослого, которые гарантируют, что ситуации как в детстве не повторится? (придумать свое или/и выбрать из списка, например, стал сильнее; научился себя защищать; стал умнее; знаю лучшие способы решения таких вопросов, чем в детстве (какие?); знаю свои сильные стороны(перечислить)). Это упражнение поможет Вам собраться и проанализировать, есть ли сейчас действительные причины для беспокойства. Это полезный навык, который пригодится во многих ситуациях. А если упражнение Вам кажется сложным, - приходите, будем тренироваться. Вместе учиться быстрее и качественнее.

С уважением, 
Александра Васянович



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • "Семейные системные расстановки.Что, где, когда?" ( Случаи из практики, теория, упражнение)
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь