Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом работы с иллюзиями. А натолкнул меня на это один диалог. Я, по долгу службы, уже привыкла, что ко мне обращаются по имени отчеству, в том числе, и дети. А тут, знакомый мальчик, 11-ти лет, меня поразил: "Видите, какая машина?! Старинная! А какого она года, знаете? 1995-го". Я, со своим 1993-им годом рождения, почувствовала себя на шаг ближе к динозаврам, или к мумиям фараонов, и еще подумала, что вскоре и наше поколение будет ласково называться "предки". И правда, древностью веет. Недавний случай заставил меня задуматься, где и в какой момент что-то пошло не так. Что я упускаю?
И чуть позже поняла, что я отчетливо помню себя в таком же возрасте, лет в 11, например; запросто переключаюсь в их игры, абсолютно четко понимаю, о чем и исходя из чего они рассуждают, и как действуют. Не забылось ещё. Да и ощущение возраста в этот момент не на 23, а на 16 лет максимум... И, правда, с таким самоощущением очень странно слышать, что я "Александра Витальевна", и вещи даже 1999 года - "старинные". Но это только одна ситуация. И она может задевать, если нет привычки прислушиваться к себе, и понимать, где реальность, а где иллюзии о возвращении в 16 лет.
То есть, когда человек эмоционально включается в ситуации, которые он уже проживал (игра с детьми) или похожие на уже прожитые ситуации (отчитывание родителями за разбитое окно в школе и отчитывание супругом за разбитую любимую кружку) создают двойственное представление о реальности. С одной стороны, мы склонны вспоминать ситуации из прошлого и их последствия, с другой стороны, мы видим реальную ситуацию. Такое наложение актуального опыта и воспоминаний создает иллюзию, что мы младше возраста, в котором находимся. Неприятные чувства и ощущения слабости, беспомощности и неспособности противостоять ситуации прилагаются. Или приятные, - смотря о каких ситуациях мы говорим.
А потом я подумала, что такие иллюзии преследуют повсюду, например, когда:
- на совещании Вы чувствуете себя провинившимся двоечником, когда Вам просто указали на недочеты или ошибки в работе;
- когда Вы пытаетесь привлечь внимание партнера капризами, скандалами, болезнью, - просто потому что иначе не получается или Вы не видите другого способа;
- когда Вы откладываете принятие важного или вообще любого более-менее серьезного решения на максимально возможный срок, или ищете кого-то, кто решит за Вас;
- когда Вам кажется, что Вы должны быть в чем-то лучше/оправдать чьи-то ожидания, иначе случится нечто ужасное.
Это далеко не все примеры, когда какая-то ситуация, активирует иллюзию о том, что Вы еще ребенок, и сейчас будет все повторяться так же, как в детстве. По сути, на уровне поведения и, иногда мышления, человек регрессирует в тот возраст, где его уже за что-то похожее винили, укоряли, наказывали, "наставляли на путь истинный". И с такими симптомами мне часто приходится работать в психотерапии.
"А что с этими иллюзиями делать?",- спросите Вы. Во - первых, можно сходить к психологу, но это очевидный ответ. Там Вы обязательно узнаете что-то новое о себе, главное, быть готовым это применять. Во - вторых, можно самому научиться отлавливать, когда Вас уносит обратно в детство, и в каких ситуациях. Здесь нет ничего сложного, но это и не просто, одновременно. Берете лист бумаги и ручку, и записываете: 1) ситуацию, где Вы чувствуете себя аналогично тому, что с Вами бывало в детстве, например, "ругает начальник - ругает родитель"; 2) что страшного может случиться, если Вы что-то сделаете/не сделаете? (накажут, отругают, не отпустят гулять и т.п.) 3) от кого Вы боялись получить наказание в детстве? 4) есть ли риск на данный момент в этой конкретной ситуации получить в результате своего поступка, тот же эффект, что и в детстве? 5) какие качества появились у Вас взрослого, которые гарантируют, что ситуации как в детстве не повторится? (придумать свое или/и выбрать из списка, например, стал сильнее; научился себя защищать; стал умнее; знаю лучшие способы решения таких вопросов, чем в детстве (какие?); знаю свои сильные стороны(перечислить)). Это упражнение поможет Вам собраться и проанализировать, есть ли сейчас действительные причины для беспокойства. Это полезный навык, который пригодится во многих ситуациях. А если упражнение Вам кажется сложным, - приходите, будем тренироваться. Вместе учиться быстрее и качественнее.
С уважением,
Александра Васянович