Не выходя из детства, или иллюзии, которые мешают жить

Сегодня мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом работы с иллюзиями. А натолкнул меня на это один диалог. Я, по долгу службы, уже привыкла, что ко мне обращаются по имени отчеству, в том числе, и дети. А тут, знакомый мальчик, 11-ти лет, меня поразил: "Видите, какая машина?! Старинная! А какого она года, знаете? 1995-го". Я, со своим 1993-им годом рождения, почувствовала себя на шаг ближе к динозаврам, или к мумиям фараонов, и еще подумала, что вскоре и наше поколение будет ласково называться "предки". И правда, древностью веет. Недавний случай заставил меня задуматься, где и в какой момент что-то пошло не так. Что я упускаю?
И чуть позже поняла, что я отчетливо помню себя в таком же возрасте, лет в 11, например; запросто переключаюсь в их игры, абсолютно четко понимаю, о чем и исходя из чего они рассуждают, и как действуют. Не забылось ещё. Да и ощущение возраста в этот момент не на 23, а на 16 лет максимум... И, правда, с таким самоощущением очень странно слышать, что я "Александра Витальевна", и вещи даже 1999 года - "старинные". Но это только одна ситуация. И она может задевать, если нет привычки прислушиваться к себе, и понимать, где реальность, а где иллюзии о возвращении в 16 лет.

То есть, когда человек эмоционально включается в ситуации, которые он уже проживал (игра с детьми) или похожие на уже прожитые ситуации (отчитывание родителями за разбитое окно в школе и отчитывание супругом за разбитую любимую кружку) создают двойственное представление о реальности. С одной стороны, мы склонны вспоминать ситуации из прошлого и их последствия, с другой стороны, мы видим реальную ситуацию. Такое наложение актуального опыта и воспоминаний создает иллюзию, что мы младше возраста, в котором находимся. Неприятные чувства и ощущения слабости, беспомощности и неспособности противостоять ситуации прилагаются. Или приятные, - смотря о каких ситуациях мы говорим.


А потом я подумала, что такие иллюзии преследуют повсюду, например, когда: 
- на совещании Вы чувствуете себя провинившимся двоечником, когда Вам просто указали на недочеты или ошибки в работе;
- когда Вы пытаетесь привлечь внимание партнера капризами, скандалами, болезнью, - просто потому что иначе не получается или Вы не видите другого способа;
- когда Вы откладываете принятие важного или вообще любого более-менее серьезного решения на максимально возможный срок, или ищете кого-то, кто решит за Вас;
- когда Вам кажется, что Вы должны быть в чем-то лучше/оправдать чьи-то ожидания, иначе случится нечто ужасное.
Это далеко не все примеры, когда какая-то ситуация, активирует иллюзию о том, что Вы еще ребенок, и сейчас будет все повторяться так же, как в детстве. По сути, на уровне поведения и, иногда мышления, человек регрессирует в тот возраст, где его уже за что-то похожее винили, укоряли, наказывали, "наставляли на путь истинный". И с такими симптомами мне часто приходится работать в психотерапии.


"А что с этими иллюзиями делать?",- спросите Вы. Во - первых, можно сходить к психологу, но это очевидный ответ. Там Вы обязательно узнаете что-то новое о себе, главное, быть готовым это применять. Во - вторых, можно самому научиться отлавливать, когда Вас уносит обратно в детство, и в каких ситуациях. Здесь нет ничего сложного, но это и не просто, одновременно. Берете лист бумаги и ручку, и записываете: 1) ситуацию, где Вы чувствуете себя аналогично тому, что с Вами бывало в детстве, например, "ругает начальник - ругает родитель"; 2) что страшного может случиться, если Вы что-то сделаете/не сделаете? (накажут, отругают, не отпустят гулять и т.п.) 3) от кого Вы боялись получить наказание в детстве? 4) есть ли риск на данный момент в этой конкретной ситуации получить в результате своего поступка, тот же эффект, что и в детстве? 5) какие качества появились у Вас взрослого, которые гарантируют, что ситуации как в детстве не повторится? (придумать свое или/и выбрать из списка, например, стал сильнее; научился себя защищать; стал умнее; знаю лучшие способы решения таких вопросов, чем в детстве (какие?); знаю свои сильные стороны(перечислить)). Это упражнение поможет Вам собраться и проанализировать, есть ли сейчас действительные причины для беспокойства. Это полезный навык, который пригодится во многих ситуациях. А если упражнение Вам кажется сложным, - приходите, будем тренироваться. Вместе учиться быстрее и качественнее.

С уважением, 
Александра Васянович



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда любовь убивает или "вампиры-вегетарианцы" в аналитической ситуации
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Когда знаешь чего хочешь - никакого "как" не существует. Просто берешь и делаешь.
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Меня преследует бывший!" Психологический разбор ситуации.
  • Когда плохо?! Или "У медали две стороны"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Про иллюзию выбора или "кем ты хочешь стать когда вырастешь?"
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Когда мы говорим о потере...Упражнение "Реликвия"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Как самому себе помочь, когда "накрывает" неуверенность?
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь