|
Все мы родом из детства,2 " Держи язык за зубами , чтобы не создавать проблем окружающим".Автор статьи: Мусинова Елена Александровна
Начало этой истории в детстве, как в общем то и многих других. Когда конфликты в семье, либо негативное настроение родителей ребенок привязывал к себе и считал, что отец или мать испытывают недовольство из-за него. Ему никто не объяснил, что взрослые могут испытывать разные чувства и эмоции и причины могут быть совершенно разные ,а не только хорошее или плохое поведение ребенка.
Сегодня хочу обойтись без анализа , оценки, комментариев. Этим занимаются сами клиенты в процессе разговора .Просто случаи из практики.
Запрос: .Перепады настроения, тревожность, недовольство собой, нет желания не для чего. -Расскажите , что вас беспокоит? -Яна: я по утрам себя хорошо чувствую, а потом появляется состояние тревожности, заниженный эмоцинальный фон,мне очень тяжело оценить свои чувства. Ваша тревожность с чем больше связана? За что вы тревожитесь? -Яна - не знаю как это описать, это какая-то неуверенность. Состояние как не в своей тарелке, ощущение ,чо делаю все неправильно и бесмысленно -А как надо делать правильно? И относительно чего это правильно должно быть? -Яна- ну, если мне это нравится? -А что вам нравится? Вспомните последние моменты. От чего повышается настроение и появляется радость? -Яна - не могу вспомнить ,у меня часто возникает ощущение, что я делаю только через надо или должен. -Правильно я понимаю, выходит это надо не вам? -Яна: все время делаю это "надо" для кого-то, но не для себя . Поэтому не могу вспомнить чего же я на самом деле хочу. - Опишите это надо, что надо делать и для чего? Чтобы что? И кому это надо? -Яна- например домашняя работа, она меня напрягает, не радует, больше как обязанность. -А кроме порядка в доме вы еще что делаете ? -Яна- я не могу вспомнить, меня все не устраивает . Мне не нравится не дом, не работа, не люди. -А чем вас не устраивает, например дом? И где вы тогда хотите жить? -Яна- в квартире и чтобы было все хорошо? -А как вы поймете, что все уже хорошо, какие критерии этого "хорошо". -Яна: должна быть любимая работа, друзья, с которыми можно было приятно и открыто общаться. -Хорошо, а с какими людьми вы можете себе позволить себе общаться открыто? -Яна - они должны вызывать у меня эмпатию, доверие и тогда я себя буду чувствовать расслабленой и свободной, у нас олжны быть общие интересы, это люди близкие мне. - А каких людей можно назвать близкими? Опишите их -Яна- доброжелательные, общительные, веселые. -Что вы будете чувствовать общаясь с ними? -Яна: я испытывала бы- спокойствие, безопастность . -Выходит все остальные люди у вас вызывают опасность? -В чем это опасность? Что они могут сделать вам? -Яна: например начнут за спиной начинают обсуждать меня и мне это не приятно. -После каких их слов становится неприятно? -Яна: например говорить, что я не общительная и из нее слова не вытянешь. -Правильно я понимаю, такие случаи уже были? Расскажите о них.
-Яна: да были, оин раз меня спросили о ком-то и я ответила, потом оказалась виновата в том что не так сказала, значит их не устраивает то, о чем я говорю и лучше тогда вообще молчать. и я теперь предпочитаю теперь больше молчать чтобы эти ситуации не возникали. -Правильно я понимаю, я боюсь разговаривать с людьми потому что не знаю, что можно от них ожидать? -Яна: да и у меня возникло ощущение, что людям доверять нельзя. -Часто возникали подобные ситуации и какие это ситуации? -Яна: ммм, когда я решила держать язык за зубами? это было в классе 3-м. Ко мне подошла соседка и начала спрашивать как мы живем ( наша семья) . После этого случая мама как-то обиделась на меня и стала меньше со мой разговаривать, сказав еще такую фразу" нельзя быть такой доверчивой и лучше держать язык за зубами. Я тогда приняла решение, что лучше вообще ничего не говорить, чтобы не создавать проблем окружающим, так как не известно как это может обернуться против меня и люди вообще со мной перестанут общаться, чтобы не возникало чувство вины, я теперь предпочитаю молчать. -А каком общение может идти речь, если вы приняли решение молчать? - Выходит высказывать свою точку зрения это опастно, потому что Не известно как на это отреагируют другие люди? Значит вы виноваты во всем и несете ответственность за всех вокруг, за их эмоции, поведение, события из их жизни? Тогда ответьте на вопрос, пожалуйста: вы могли знать, что рассказав про какие-то события из жизни других людей, это у них возникнет чувство неловкости за себя? -Яна: нет -Значит ли это, что, то чувство неловкости- это ваше чувство? Ровно также как и возможно чувство стыда, и любые других чувства, которые принято называть негативными? Идля чего они тогда деляться с вами этими подробностями? -Яна: нет -Чьи это чувства? Чья это ответственность? ваши или тех людей? -Яна: их. -Вы согласны, с тем, что не должны нести ответственность за других окружающих вас людей?
-Яна: да -Правильно я понимаю страх общения родом из детства? -Яна:да, а также и то, что мое мнение ничего не значит, и никого не волнуют также мои мысли и чувства, потому что они все живут правильно . а я неправильно. Правильно я понимаю: я живу не собственными желаниями и мыслями? я так как нужно другим. -Яна- да, по большому счету я никогда и не имела своего мнения всегда жила чужим умом. -А теперь скажите можно ли угодить сразу на пример 10 людям имеющим разную точку зрения? и почему та другая точка зрения лучше или должна совпадать с вашей, чем чужая точка зрения по каким критериям она лучше, чем ваша и лучше для кого? -Яна: нет конечно угодить всем не возможно.
-Вы же делали какие то самостоятельные действия. хотя бы изредка. например принимали решение в чем то ? -Яна- да, институт, замужество и рождение детей. и сделала вывод, что мои самостоятельные действия ни к чему хорошему не приводят, на каком моменте пропадает желание действовать? В какой момент это происходит? -Яна: когда я совершаю ошибку -Теперь скажите пожалуста, возможно ли получить новый опыт не ошибаясь и не исправляя ошибок ? -Яна: нет не возможно, мне мешает моя идеальность, принцип - или идеально либо вообще не делать? -И как далеко вы ушли с таким принципом, много ли удалось сделать шагов придерживаясь этого принципа? -Яна: нет быстрее наоборот, я боюсь, что-то делать -И значит ли если у нас не получается это сразу, то о чем это говорит? И что нужно делать, чтобы двигаться дальше? -Яна- чтобы изменять ситуацию нужно изменять какие то шаги, я мечусь постоянно, никакой решимости, даже в магазине ничего выбрать не могу и определиться, что мне нужно. думаю подойдет не подойдет, тратить деньги или нет .правильно или не правильно. -Ответьте пожалуйста как выглядить это как то правильно? У вас есть на примете человек, который делает все так? И кто этот человек? -Яна я не знаю таких людей, но все мои действия меня не удовлетворяют, я все время раздуваю из мухи слона и лучше ничего не делять и сидеть. - И к чему это обычно приводит сидеть и ничего не делать? правильно я понимаю мне нужно все и сразу? и желательно идеально? ответьте на вопрос как должно выглядеть идеально или хорошо? у него есть цвет, запах, какие критерии этого идеального? -Яна: должно быть чувство удовлетворенности, видимо этого просто нет. так как если бы я сделала по-другому нет никакой гарантии чтобы это другое меня устроило. может тогда просто дать себе право почаще ошибаться чтоб нащупать это правильно и идеально? а иначе как я это пойму? -Правильно я понимаю, вы все время недовольны собой или я стараетесь соответствовать чьему-то мнению? -Яна: да. возможно я пытаюсь соответствовать чужому мнению. -А возможно ли угодить всем и и действительно ли это вызовет чувство удовлеворения, при соблюдении одного условия ( это нравится кому-то. а не мне)? -Яна: если честно я не знаю.почему для меня так важно чужое мнение и почему чужое мнение важно, а мое не важно. И еще инициатива наказуема и поэтому лучше ничего не делать. -Вам помогает убеждение- инициатива наказуема и ваша бездействие. к чему приводит бездействие? -Яна :нет, не помогает -Хорошо, у нас есть 2 модели поведения- в одном случае мы стоим на месте из-за страха совершать ошибки и другая модель- мы совершаем ошибки и тем самым получаем собственный опыт, так необходимый нам. Какая модель вам больше нравится? -Яна: вторая -Какое будущее у человека в каждой из этих моделей, что ждет человека в одном случае и что в другом? и какая модель принесет больше пользы вам? -Яна - первая ни к чему не приводит и в любом случае будет недовольство, что ничего не делаю и в другом случае будет недовольство только из-за страха ошибится, но она ведет к изменениям. -Яна- я обычно в любой трудной ситуации прячу голову в песок, вместо того, чтобы решить эту ситуацию что в конечном итоге приводит к тому что я убегаю, прячусь и ничего не делаю, я не умею разрешать эти ситуации, я просто не знаю как. - Хорошо, а как можно научится разрешать ситуации, с помощью чего? -Яна: опыта, я наверное просто не умею брать на себя ответственность. -А, что для вас значит брать ответственность на себя? -Яна - я не очень понимаю смысл этого, но наверное, если мы принимаем решение или делаем выбор, то готовы ли мы брать на себя ответственность за последствия этого выбора и находить в себе силы ,чтобы для решения ситуации Какие выводы можно сделать после нашего разговора? -Яна: я должна быть готова к любому развитию событий и не растраиваться по этому поводу, научится либо решать проблемы, либо изменить отношение к этой ситуации, а значит совершить такие действия в результате которых у меня будет возникать чувство удовлетворения.А людей, у которых все всегда гладко как по маслу в жизни не бывает, все совершают ошибки, нужно иметь свое мнение и уметь его отставивать, нужно учится прислушиваться к своему мнению. А также свершать самостотельные действия, чтобы это мнение появилось. И появился опыт в решении определенных ситуаций Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|