Возвращение в Эдем. (Психосоматичсекие расстройства, панические атаки).

В современной концепции психосоматических расстройств выделяют следующие звенья (Психосоматическая медицина под ред. П.И. Сидорова):
- социальное, включающее напряжение и дисбаланс в ближайшем и отдаленном социуме;
-психологическое, включающее воздействие специфичного для личности стрессора и его взаимодействие с «жизненно важной сферой» (родители, сексуальность, семья, работа, друзья и т.д.);
-психофизиологическое, включающее взаимодействие стрессора с психофизиологическими особенностями(темперамент, характер, особенности личности);
- физиологическое , включающее взаимодействие физиологической реакции на стрессор с генетически слабыми местами и состоянием соматической сферы человека.
- функциональных нарушений, включающее формирование функциональных расстройств (ВСД, невротическое развитие, отдельные психосоматические симптомы, например: чувство кома в горле; ощущение затрудненности дыхания – тревога; стесненность, зажатость, скованность в теле, отсутствие плавности в движениях – стыд; общее оцепенение, расширение зрачков, застывшая мимика – страх и т.д.);
-органических нарушений, включающее формирование органического расстройства – психосоматического заболевания (БА, СД, ЯБ,ИБС, ПА,АГ и др.).
-обострений психосоматического заболевания.

Менее схематично это выглядит примерно так: 

В начале возникает напряжение и дисбаланс в многоуровневой системе социума под действием факторов разного уровня, среди этих факторов выделяется стрессор(фактор, вызывающий стресс), специфичный для личности, специфичность определяется тем, что стрессовый фактор сопровождает витальный(смертельный) страх. Он возникает при совпадении стрессора со значимой жизненной сферой. По значимости выделяют стрессоры, связанные со смертью или болезнью родных, проблемами в семье(развод, пьянство, наркотики, конфликты, можно добавить неподобающее поведение родителей для ребенка), проблемами на работе (сверхнагрузки, отсутствие должной оценки, низкая зарплаты), испугом, с социальными, техногенными, природными катастрофами. Считается, что психосоматическому заболеванию предшествует катастрофическое или длительное воздействие конкретного стресс-агента, обладающего сверхзначимостью для личности. 
Значимая жизненная сфера формируется в раннем детском возрасте (влияет особенности здоровья, воспитания в семье и вхождение в социум). Далее стрессор взаимодействует с психо-физиологическими особенностями человека: слабый или средне-слабый неуравновешенный тип нервной системы, высокая эмоциональность, эмоциональная неустойчивость, низкая активность, преобладание процессов торможения, высокая тревожность.

От этих характеристик зависит выраженность физиологического ответа на стрессор.

Стрессор может действовать повторно, вызывая обострение расстройств.

Понятно, что выше сказанное объясняет не всё, что связанно с развитием психосоматического расстройства. 

То, что называется психофизиологическими особенностями является психической уязвимостью, которая является прямым результатом влияния родительской и других социализирующих систем на ребенка, влияющие на его рост и развитие, а так же веру в себя. В противном случае, социализирующие системы порождают ослабление контактных функций и, как следствие: тревожность, неуверенность, уклончивость, робость, стеснительность, зависимость, агрессивность, импульсивность, сексуальные отклонения, нарциссизм, пограничные состояния. При хроническом дисбалансе социализирующих систем эти изменения и специфика контактных функций закрепляются в жестких поведенческих паттернах, и становится чертами характера и личности.

Тревожность, как черта характера, является результатом привычного и не допускаемого до сознания переживания тревоги, которое возникло в результате несовершенных действий, оборванных эмоций, направленных на удовлетворение каких-либо неосознаваемых потребностей и желаний.
Как правило, травмирующие факторы в детстве фрустрируют потребность в безопасности, общении, принятии, любви и признании, а так же блокируют естественно возникающие желания у ребенка, возможность удовлетворять эти потребности и совершать спонтанные действия для их достижения ( «не ходи туда, ходи сюда»).

Неуверенность сопровождает тревожность, она, сродни робости, застенчивости, одиночеству, изоляции, влияет на потерю навыков естественного взаимодействия с окружением, а ее механизмы(страх, стыд, страх стыда и разоблачения) блокируют потребности, желания и естественное удовлетворение этих потребностей в среде.

В основе этого комплекса лежит ранее упоминавшийся стыд. Инфантильный стыд(результат ранней сепарации, холодности и отвержения) рвет все контакты с социумом, разваливает коммуникационный процесс, способность мыслить, что-то чувствовать, вызывает такую эмоциональную анестезию, которая приводит к эмоциональному и интеллектуальному оскудению, локальной или полной алекситимии, каталепсии (напоминающей самогипноз), состояниям, близким к аутическим.

В свою очередь, даже слабо или средне выраженные стеснение, робость, неуверенность делают человека малоактивным, опасливым, боящимся, тревожным. 

В зависимости от силы и длительности, стрессовое влияние ведет, сначала, к функциональным психосоматическим расстройствам, в частности, к ВСД, приступам тревоги и паническим атакам.

Что думает человек, испытывающий паническую атаку: 
это никогда не кончится, я не верю в себя, вдруг я исчезну, происходит непоправимое, схожу с ума, вдруг этот хаос в голове останется навсегда, вокруг никто не понимает, что со мной, мне не удержать всё это в голове, превращаюсь в ничто, я нигде, засасывает пустота, темно, одиноко, пусто, страшно. 

Что чувствует: ужас, отчаяние, рассыпанность, растерянность, сердце колотится, выскакивает из груди, перекрывает дыхание, ни вдохнуть, ни выдохнуть, беспомощность, бессилие, безволие, исчезновение «Я» в пустоте, в «нигде». Ощущает себя ничтожным и жалким, нелепым и бракованным, недостойным помощи, участия и любви.

Эти переживания указывают на то, что в основе системы, которая принимает удар, является телесное воспоминание, порождающее стыд.

Стыд блокирует другие эмоции. Он вынуждает прятать гнев или импульсивно проявлять его( если тот возникает), но чаще вызывает пассивную ступорозную реакцию замирания, которая целиком совпадает с описанием переживания самого стыда, когда разваливается система оценок мира, разваливается возможность эмоционально реагировать на происходящее, разваливается восприятие, мышление и человек как будто бы исчезает. Это исчезновение может порождать очень сильную тревогу, а так же разнообразный ответ: или усиление пассивности(полное замирание, омертвление, пассивная смерть), или активацию гнева, ненависти, отвращения. Но эти гнев и ненависть идут со второй-третьей линии защиты. Первая линия защиты - это стирание переживания стыда. Страх стыда и разоблачения формируется в более позднем возрасте.

Если вспомнить библейский сюжет об изгнании людей из Эдема, как метафору стыда, то мы можем заметить, что Адам и Ева в раю находились в эмоционально недифференцированном состоянии слияния с Богом, окружающей природой, друг с другом. Это напоминает архаическую «любовную» связь матери и младенца. И поэтому можно считать, что изгнание, как травма преждевременной сепарации, была детской.

После искушения Змеем, Адам и Ева стали стыдиться друг друга, скрывать интимные места, на что Бог обратил внимание. На вопрос Бога: "Зачем ты это сделал?", Адам ответил: «Ты сам мне дал эту жену», с одной стороны, устыдившись себя перед Богом, посчитав себя недостойным Его любви, с другой стороны, проявив гнев на Бога, и обвинив Его. После этого люди были изгнаны из Эдема. Они потеряли первозданную чистоту, девственность, и стали искушенными в плане своей телесной сути, необходимости быть вместе и продолжать свой род вне родительской (божественной) благодати. 
И то, куда их вынесло, куда они попали из Эдема, могло вселить в них ужас, связанный с необходимостью быть самостоятельными, отвечать за себя и переживать различные страсти, сильные аффекты, которые надо было выдерживать(чего они не умели, чему их не учили). 
Для того, что бы выдерживать свои аффекты, надо уметь их различать, дифференцировать, называть, не терять контакт со своими когнитивными процессами, оценкой, анализом происходящего, сохранять связь с перспективой будущего, своим телом(Id), со своей «Я – концепцией»(Personaliti) и функцией выбора(Ego). Т .е., изнутри создается контейнер для сильного аффекта, состоящий из сильного Self – процесса.

Т.к. первые люди не умели управлять своими аффектами, первые дети Адама и Евы жили в конкуренции за любовь и внимание, в основе их конфликта была зависть, и Каин идет на братоубийство, за что получает дополнительное проклятье.

В последующем, в культуре стали поддерживаться сдержанность в эмоциональных поведениях, эмоции стали считаться чем-то неправильным, проявлением слабости, их сдерживали. 
На ярость, гнев и стыд накладывается табу, а сам стыд вытесняется, как основной элемент травматического переживания (позор быть изгнанным). Культивируются вина и страх. Таким образом, преодолевается «животное» в человеке.

Ярость, ненависть и зависть стали считаться грубыми животными проявлениями, а стыд и вина стали обрастать вторичным стыдом, виной и страхом, превращаясь и иррациональную вину: «ты виноват, потому что испытываешь вину», «он пристыжен за то, что испытывает вину или стыд, и в результате - он плохой».
Ребенок повторяет путь развития первых людей, проходя через травму рождения и отрыва от блаженного состояния, как будто бы переживая изгнание из Эдема. Он вынужден окунуться в холодную реальность. И если создаются травматические условия, продолжается сепарация, она становится преждевременной, а ребенок вынужден выдерживать высокий уровень дискомфорта, то возникает травма раннего детства. 

Травма взрослых – это тоже про катастрофическую непереносимость какой-либо ситуации, когда не хватает ресурсов, и тогда человек вынужден реагировать пассивно, т.к. для активных действий не хватает внешней поддержки или внутренних ресурсов. Потому что закрыт доступ к ясному осознаванию, пониманию и оценке ситуации, переживаниям(кроме страха) и потребностям. Возникает неспособность дифференцировать аффекты и невозможность переносить страх(он запредельный), а так же неспособность различать аффекты, воспринимать их как сигналы и невозможность о них говорить. 

Растерянность, как эквивалент стыда и неопределенности, ведет к высокому уровню тревоги, которая соматизируется и приводит к развитию психосоматического симптома.
Тревога связана, как раз, с не совершающимся действием, призванным защитить, и с оборванным переживанием, поддерживающим это действие, которое(действие) можно совершить, для того, что бы защитить себя, обладая ясным сознанием.

Как результат травмы или повторяющихся травм, развивается низкая степень эмпатии, конкретное, катастрофическое и магическое мышление, блокируется фантазирование, возникает неспособность к активной фантазии, что бы моделировать будущее.

О психосоматических расстройствах заговорил Фрейд и после Фрейда разные школы психоанализа. Официальная наука стала признавать наличие связи между психическими механизмами и соматическими расстройствами. А в каждом симптоме стали искать свой смысл.

Возвращаясь к разговору о панических атаках, можно сказать, что они являются отражением скрытого конфликта, который связан с утратой любви («я не нужен никому», «я не имею возможности ни с кем связаться», «таких, как я, не любят», «я нахожусь где-то в стороне от жизни»).
Как правило, не осознается ни конфликт, ни содержание, ни форма отвержении.

И история начала человечества повторяется бесконечное количество раз внутри нас, как реакция на потерю любви.


У разных людей степень переносимости аффектов разная, для кого-то отрыв от людей, от которых хочется получить любовь, но которые не понимают этого и могут быть жестоки, происходит с большой болью, потерей внутреннего единства, с чувством собственной несуразности, ненужности. Некоторые люди не переживают отрыв глубоко, обходятся легким смущением, а у некоторых возникает гнев, ненависть, отвращение.

На фоне отвержения и отрыва от сообщества, у некоторых людей возникает аутизм взрослых или состояние, напоминающее локальную алекситимию, когда человек не в силах описать актуальное состояние, которое он переживает: стыд, вину, бессилие, гнев, т.к. не хватает психических ресурсов, чтобы дифференцировать разрывающееся внутри психическое пространство, откуда вылетает психосоматический симптом.

Вся сложность терапии таких состояний заключается в том, чтобы помочь человеку встретиться со своим стыдом и всеми аффектами, помочь их отдифференцировать и дать им имя, перевести мышление с языка симптома на язык чувств, помочь найти жизненную перспективу. И главное, чтобы это происходило(особенно в начале терапии) на фоне встречи людей, которые научились или учатся не стыдиться и не бояться своего стыда. Важно, чтобы чувство встретилось с чувством в одном пространстве бесконечной поддержки и любви.


Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?
  • Что такое стыд? Как справится со стыдом? Как пережить стыд?
  • Стыдно и страшно быть не идеальной. Откуда эти страх и стыд и как себе помочь.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Стыд, что это за зверь? Как и почему он поселился в человеческом сознании?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Зачем себя обманывать, что похудение - это для здоровья?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь