С самого детства ребенка обучают некоторому поведению, внушают убеждения и чему-то учат. И без этого никуда. Определенная доза морали, обычаев, традиций и верований, пожалуй, должна быть привита. Однако, кроме этого процесса социализации ребенок и сам создает некоторые умозаключения, формирует собственные привычки и упорно осмысляет жизнь. Некоторые из своих непосредственных суждений он демонстрирует и озвучивает родителям. Например, книга Корнея Чуковского "От двух до пяти" полностью этому посвящена: в ней полно нелепепых детских вопросов, смешного словотворчества и удивительно точных или таких же абсурдных предположений. Такое непосредственное творчество обусловлено незнанием ребенком самых простых и примитивных фактов. ведь он оперирует наглядными характеристиками. Например, готов судить, что тяжелее то, что больше. Или размышлять, что толпа идущая за гробом это очередь, а значит покойник что-то будет продавать. Ребенок видит окружающий мир и среду непосредственно. Не догадываясь, что за внешними проявлениями стоит череда сложных связей, которых внешнему глазу не доступны. Однако, не зная этого и сталкиваясь со средой (или например другими людьми) он проявляет себя так как умеет и может. И в момент когда рядом с ним оказывается некто (вроде родителя или Родителя) кто запрещает (осуждает) так себя вести и говорить и указывает как именно стоит поступать и думать - у ребенка впервые появляется стыд. Стыд как бы не дает быть ребенку тем, кем он есть и регулирует его поведение. В отдельных эпизодах, вроде приучения к туалету, скрыванию своей наготы, вменяемому поведению в общественном месте - стыд верный и нужный регулятор. Но когда в поведение ребенка родители влезают буквально на каждом шагу - ребенок теряет себя, прячет и постепенно появляется все меньше и меньше . То есть когда малышу предлагают определенный набор поощеряемого поведения (например, не плакать, не просить, не ругаться, не кривляться, вести себя достойно и пр), а нарушение которого карается пристыживанием, то теряет непосредственность и готов сам стыдить своих незадачливых сверстников. И таким образом стыд изгоняет ребенка, а точнее его идентичность. Для него становится очень сложно понять, что хочет именно он, а что хотят родители или что они требуют от него. Более того формируется идентичность в отрицательном ключе: я плаксивый, я бестолковый, я ленивый и пр. На противоположной стороне отрицательной идентичности образуются внушенные (интроектированные, проглоченные, усовенные) манеры поведения, слова и образ жизни, которые помогают конечно выживать. За них можно получить поощерение, деньги (например если внушена обязанность работать-работать). Выживать можно, но наслаждаться нельзя. Наслаждаться ведь можно только собой, только исполнением своих желаний, чувств, фантазий, до которых докапываться бывает не суть. Например, интроект-предписание (много работать и не выделываться) явно не дает время присмотреться к тому зачем именно надо делать. Тем более, если социальное одобрение поведения настолько выразительно, что действует как наркотик. И тогда останавливаться сложно. Да, и как остановиться? Стыд. "Не правильно", "Нельзя", "Ты что хочешь быть бедным?", "Так поступают все умные люди", "Это не по-мужски". И вот стыд не дает возможности стать собой, обнаружить себя, найти и выработать свою идентичность (то есть свойственную самому себе манеру жить, чувствовать и думать). Стыд важно обнаруживать и проживать. Удивительно, но это переживание неизбывно. Каждая новая ситуация, мгновение, разговор, человека на секунду, а бывает и дольше заставляет потерять свою идентичность. И ведь это так и есть. Не бывает на всё всегда ответов, нужно какое-то время чтобы почувствовать себя, обнаружить потребность, понять как поступать. А еще случаются такие обстоятельства, в которых едва ли не любой выбор постыден. Стыд как некая непроизвольная растерянность перед лицом социального испытания или контакта И что же делать? Как научиться справляться со стыдом?
1. Признать и обнаружить неприносящие удовлетворения подпорки-интроекты. 2. Позволить себе в безопасной ситуации почувствовать и исследовать свои собственные переживания, сопровождающие по жизни, способы контакта с другими,. 3. Узнать какие потребности стоят за этими переживаниями. То есть какие потребности из-за стыда не удовлетворяются. 3а. Признать ценность этих потребностей, важность. Без этого невозможно их получить. Стыд ведь кроме запрета поступать, обесценивание желание вроде "Кому это нужно".
4. Сделать шаг на встречу этим потребностям то есть попробовать новое поведение "бесстыдное". Стыдиться и делать, стыдиться и говорить.
5. Этот опыт и будет часть утраченной и непоявившейся идентичности, которая позволяет брать от жизни то, что не хватает для удовлетворения
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.