Когнитивный стиль, что это?

В какой-то момент развития теорий интеллекта в общей психологии исследователи столкнулись с непредсказуемостью общепсихологических закономерностей в дифференциальном интеллектуальном поведении. И чем выше был уровень психического развития субъекта, тем больше создавалось впечатление артефактности общих закономерностей по отношению к особенностям индивидуальности. В 50 годах прошлого века предметом изучения стала феноменологическая область индивидуальных различий в методах обработки информации, которые получили название когнитивных стилей. Различия в методах восприятия, способах анализа, созданию познавательных структур  и оценке окружающей среды формируют  типичные образцы интеллектуального поведения, в соответствии с которыми группы людей похожи между собой и вместе с тем различаются с группами других людей. Таким образом, когнитивные стили формируются под воздействием общих правил структуры  когнитивной, познавательной сферы человека. Также наличие у человека тех или других когнитивных стилей подтверждает наличие в его опыте индивидуальных, специфических способов регулирования интеллектуальной деятельности человека. Так еще А.Н. Леонтьев говорил, что человеческое мышление отличает пристрастность, обусловленность деятельности мышления человека его субъективным опытом (мотивами, потребностями, целями, эмоциями, ценностями и т.д.).

Слово стиль можно найти в энциклопедических словарях, где у него раскрываются две стороны его значений:

- Стиль – индивидуальный, специфический способ (метод, приемы) поведения, т.е. характеристика процесса деятельности;

- стиль – совокупность отличительных черт определенного автора, т.е. характеристика продукта деятельности.

     В 50-60 годы благодаря работам Гарднера, Виткина, Клейна, Кагана, Олтмана а также трудам отечественных Григоренко, Стернберга, Соловьева, Соколовой на первый план исследований ученых выходят индивидуальные особенности восприятия, аналитической обработки, формирования структуры и категоризации информационного потока, обозначаемые термином когнитивные стили.

      Что в настоящее время понимается под когнитивными стилями: это индивидуальные приемы, методы переработки информации, поступающей от окружающей среды в виде индивидуально-своеобразных  различий в анализе, восприятии, структурировании, категоризации, оценке происходящих событий. Далее, индивидулаьные различия образуют особые формы когнитивного реагирования, которые и отличают группы людей друг от друга или делают их похожими. То есть понятие когнитивного стиля используется в двух значениях, для отмечания индивидуальных различий переработки информации и различные типы людей по организации их когнитивной сферы. У когнитивных стилей сначала были выделены ряд особенностей – их отделяли от индивидуальных различий в успешности прохождения психометрических тестов интеллекта (IQ); когнитивные стили рассматривались скорее как аспекты личностной организации, а не только интеллектуальной сферы человека; когнитивные стили представлялись в виде формы интеллектуальной активности более высокого порядка, поскольку их основная функция была не столько в информации о внешних воздействиях, сколько в координации и регулировке основных познавательных процессов; когнитивные стили определялись как посредники между действительностью и субъектом, оказывающие большое влияние на особенности индивидуальных процессов адаптации. С другой стороны когнитивный смысл рассматривался ранее: в качестве структурной характеристики познавательной сферы, которая может говорить о деталях ее организации и не имеющая непосредственного отношения к особенностям ее содержания; как индивидуальные способы достижения какого-либо когнитивного продукта, инструментальная характеристика познавательной деятельности, напротив продуктивной характеристике; когнитивный стиль описывается  в рамках биполярного измерения (а в последнее время говорят о квадрупольном измерении), отлично от традиционных униполярных психометрических тестов, он обращается к противоположным формам интеллектуального поведения (полезависимость/поленезависимость, рефлективность/импульсивность); к когнитивным стилям нельзя применять оценочные суждения, потому как представители разных полюсов обладают определенными преимуществами в различных ситуациях; когнитивный стиль считается устойчивой характеристикой субъекта, постоянно демонстрируемой в различных ситуациях при использовании разных уровней интеллектуального функционирования; когнитивный стиль это преимущественное использование конкретного способа интеллектуальной деятельности.  В настоящее время практически все эти положения пересмотрены, опровергнуты, переработаны новейшими эмпирическими данными, показана значимая связь ряда когнитивных стилей с интеллектом и необходимость рассмотрения когнитивных стилей в квадрупольном измерении. Кроме того, показано влияние когнитивных стилей на такие личностные характеристики как общение, уверенность, эффективность решения сенсорных задач. В ряде работ показана необходимость разделения понятий когнитивные стили на когнитивные и аффективные или когнитивно-аффективные; кроме того, некоторые авторы выделяют из когнитивных стилей процесс принятия решения, а здесь уже необходимо кроме когнитивного подключать регулятивные механизмы.

                Основу феноменологии когнитивных стилей составляют следующие:

1)      Полезависимость / поленезависимость.

2)      Импульсивность / рефлективность.

3)      Узкий / широкий диапазон эквивалентности.

4)      Толерантность / нетолерантность к нереалистическому опыту.

5)      Фокусирующий / сканирующий контроль.

6)      Узость / широта категории.

7)      Сглаживание / заострение.

8)      Конкретная / абстрактная концептуализация.

9)      Когнитивная простота / сложность

10)  Ригидный / гибкий познавательный контроль.

 



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когнитивный стиль "полезависимость - поленезависимость".
  • Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?
  • Когнитивные стили
  • Летают ли крокодилы или когнитивный стиль - толерантность к нереалистичному опыту.
  • Личностные стили в подростковом возрасте. Шизоидный личностный стиль
  • Способы мышления и их влияние на жизнь человека. Часть 2. Когнитивные искажения.
  • 5 стилей пищевого поведения
  • Когнитивный стиль “ригидность - гибкость”.
  • Влияние стилей привязанности на отношения (часть I).
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Психология индивидуальных различий
  • Распознавание различных способов коммуникации: пассивный, агрессивный и ассертивный стили поведения
  • Стили привязанности и их влияние на психологическое здоровье человека
  • Психологические особенности влияния стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков
  • Десять когнитивных искажений , которые мешают нам жить.
  • Индивидуальные стили психотерапевта: «Психотерапия – искусство и наука»
  • 9 стилей воспитания, приводящих к эмоциональной инвалидизации
  • Типология управленческих стилей: личностный аспект
  • Ошибки мышления или 7 распространенных когнитивных искажений.
  • Ошибки мышления или 7 распространенных когнитивных искажений. Продолжение.
  • Типология Магического Театра по многофакторности выбираемых технологий, стилей и т.п.
  • Письма к людям из прошлого. Изменения когнитивных схем при помощи написания писем.
  • Когнитивные ошибки во время панических атак
  • О когнитивных ошибках
  • Стили пищевого поведения, их связь с личностными особенностями, пути коррекции.
  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Профилактика когнитивных нарушений
  • 10 типичных когнитивных ошибок
  • Психодиагностика интеллектуальной сферы. Немного из опыта работы в клинике.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь