Психология индивидуальных различий

Психология индивидуальных различий

Психология индивидуальных различий

 

Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество других составляющих. Однако при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и формировать специфический, не на что не похожий человеческий образ.

Биологическое и социальное в структуре личности

Мысль  о  том,  что  человеческая  личность  на  пути  своего  нормального  развития  претерпевает  коренные  изменения  и  делается  иной  раз  неузнаваемой,  часто  встречается  в  работах  многих специалистов.  Замечено,  что  такое  преобразование  личности  происходит  большею  частью  не  только  путем  равномерной  эволюции,  но  и  как  следствие  ряда  сдвигов,  прерывающих  время от времени  спокойное  и  медленное  ее  развитие. Теоретические и практические исследования показывают, что  в  основе  формирования  личности лежит взаимодействие  внешних  (в  первую  очередь  специфически  человеческих)  влияний  с  исходным  уровнем  состояния  соответствующих  функциональных  систем  мозга (Зибер А.Э.). 

Согласно  методологическому  принципу  детерминизма,  провозглашенному  в  психологии  С.Л.Рубинштейном, внешние  причины  действовали  только  через  внутренние  условия  и,  наоборот, – внутренние,  психические,  опосредовалось  и  реализовывалось  внешним,  материальным.  То  есть  любая  стадия  психического  формировалась  лишь  в  том  случае,  если  ей  предшествовало  в  качестве  внутреннего  исходного  условия  другое,  даже  менее  сложное  явление  (И.В.Боев,  1999).  А  Л.Л.Рохлин  (1974)  для  понимания  единства  биологического  и  социального  в  личности  предлагал  рассматривать  личность  как  одно  из  сложных,  интегративных  качеств  психики,  как  структурное  образование.

Многие авторы  отмечали,  что  имелась  тенденция  все  больше  признавать  значение  роли  семьи,  воспитания,  традиций  и  социальных  факторов  в  формировании  личности.  Они  по  этому  поводу  говорили,  что  «родители  отягощали  детей  не  только  своей  наследственностью,  но  и  своим  воспитанием».  Считалось,  что  для  детей,  родившихся  от  психопатических  родителей,  родная  семья  представляла  самую  опасную  воспитательную  среду.  Многие  из  таких  родителей  проявляли  жестокость  по  отношению  к  своим  детям,  считая  семью  единственным  местом,  где  они  не  обязаны  были  следить  за  собой  и  сдерживать,  они  подавали  детям  «дурной  пример  своими  страстями,  пороками  и  эксцентричностями» (В.М.Бехтерев,  1954).

Понятия индивид, индивидуальность, личность.

Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на различных уровнях индивидуальности.

Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств кардинально различаться.

Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств.

Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности).

В центре внимания психологии находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком, находящимся в различных ситуациях. С большей долей условности можно говорить, что в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или конфликта) человек «реагирует темпераментом, характером или личностью», т.е. на биологическом, психологическом или социальном уровнях Менделевич В.Д.). (Фрустрация – состояние психики, возникающее в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленного настроения с напряжением и тревогой).

Темперамент.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темпера­мент, — писал И.П. Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис­темы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Складывается тип темперамента на основе со­отношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

В настоящее время под темпераментом подразумевается совокупность динамических особенностей психической деятельности: темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Параметры темперамента:

Диагностика темперамента осуществляется по следующим параметрам:

  • Эмоциональность
  • Скорость мышления
  • Скорость двигательных актов
  • Общительность.
  1. Эмоциональность является важнейшим диагностическим параметром оценки типов темперамента.

Под эмоциональностью подразумевают:

А) скорость проявления эмоциональных реакций, аффекта, переживания после начала действия раздражителя или появления значимой ситуации;

Б) преобладающая модальность эмоций;

В) преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний;

Г) временная характеристика эмоциональных реакций: длительность, стабильность, лабильность.

Д) выраженность и направленность вегетативного подкрепления эмоционального переживания.

Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами:

  1. впечатлительность – эмоциональная холодность (отражают глубину переживаний);
  2. эмоциональная возбудимость – эмоциональная невозбудимость (отражают скорость появления аффекта);
  3. эмоциональная стабильность – эмоциональная лабильность (отражают длительность сохранения эмоционального переживания одной модальности).

Вегетативные проявления эмоциональности (эмоций):

  • сердцебиение
  • изменение дыхания
  • изменение терморегуляции
  • особенности пото- и слюноотделения
  • сухость-влажность кожи
  • покраснение или побледнение кожи
  • ускорение или замедление пересальтики кишечника
  • снижение- повышение артериального давления
  • Вторым параметром темперамента является скорость мышления. Этот параметр оценивается на основании:
  • 1) скорости появления ассоциаций (т.н. «быстрота ума») и

    2) скорости речи.

    О них можно судить, в частности,  по скорости ответов на поставленный вопрос и скорости проговаривания слов и фраз. Важно: эти параметры затрагивают лишь количественный показатель, продуктивность и целенаправленность в расчет не берутся! Т.е оценивается не что говорит человек, а как.

  • Скорость двигательных актов характеризуется быстротой появления ответа на раздражитель.
  • Внешне это проявляется быстродействием, «споростью», «шустростью» или, наоборот, медлительностью при ходьбе, беге, умывании, одевании и пр.

    Некоторые ученые относят к параметрам темперамента активность человека, проявляющуюся частотой и выраженностью обыденной деятельности и импульсивность – готовность начать эту деятельность при любом удобном случае. В целом эти выделенные параметры можно отнести к скорости двигательных актов.

  • Следующий параметр – общительность. Это выраженность субъективной или объективной направленности на общение.
  • С одной стороны он входит в структуру темперамента и является биологически опосредованным; с другой стороны, на процесс формирования общительности влияет характер воспитания.

    По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и замкнутых (интравертов).

    Экстраверты имеют высокую внешнюю активность наряду с низкой интрапсихической активностью. Интроверты имеют высокую внутреннюю, интрапсихическую активность и низкую внешнюю активность. Экстраверты зависят от внешнего окружения, они нуждаются в общении. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как я могу повлиять на внешний мир?». Интроверты от общения устают, им представляется возможным длительное время обходиться без внешних контактов. Они прекрасно чувствуют себя, находясь в одиночестве, им не скучно с самими собой. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как внешний мир может повлиять на меня?». Именно интроверты являются научными и творческими работниками, имеющими способность длительное время находиться в одиночестве, удовлетворяясь внутренней (интрапсихической) интеллектуальной, творческой деятельностью.

    И.П.Павлов считал, что темперамент это – генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

    Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения

    Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

    Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

    Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

    Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

    Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

    Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

    Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

    И.П. Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

    1. Безудержный. Процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.
    2. Сильный. Процессы возбуждения и торможения сильные, однако, между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.
    3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.
    4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

    Психологическая характеристика темперамента:

    Типы высшей нервной деятельности

    Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения

    Вид темперамента

    по силе

    по уравновешенности

    по подвижности

    Безудержный

    Сильный

    Неуравновешенный

    Подвижный

    Холерический

    Сильный

    Сильный

    Уравновешенный

    Подвижный

    Сангвинический

    Инертный

    Сильный

    Уравновешенный

    Малоподвижный

    Флегматический

    Слабый

    Слабый

    Неуравновешенный

    Малоподвижный

    Меланхолический

     

    Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л.Рубинштейн, по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. И действительно, используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно определить различные типы темперамента:

    Тип темперамента

    Показатель впечатлительности (В) и импульсивности (И)

    Холерик

    В высокая    И высокая

    Меланхолик

    В  высокая   И  низкая

    Сангвиник

    В  низкая     И высокая

    Флегматик

    В  низкая     И низкая

     

    Некоторые характеристики типов темперамента:

    Холерики – аффекты экстрапунитивной направленности (на других): вспышки гнева, раздражительности, страха, ажитации, паники, радости, экстаза.

    Меланхолики – застревание на определенных аффектах, интропунитивная направленность аффекта (на себя): депрессия, печаль, тоска, чувство вины, стыда, застенчивость.

    Сангвиники – реагируют, но не принимают близко к сердцу. Определенная формальность: внутренняя холодность и внешняя эмпатичность.

    Флегматики – безразличие ко многим сторонам жизни.

    Каждый из рассмотренных типов темперамента имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Нельзя утверждать, что один темперамент хороший, а другой – плохой.

    Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флег­матику выдержка и самообладание; холерику— страстность, актив­ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность.

    К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холе­рика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость.

    Человек любого темперамента способен достигать в жизни успехов и социального признания. Из истории, например, известно, что А.В.Суворов был холериком, а М.И.Кутузов – флегматиком, но оба они были великими полководцами. А.С.Пушкин обладал холерическим темпераментом, А.И.Герцен – сангвиническим, И.А.Крылов – флегматическим, Н.В.Гоголь – меланхолическим, но каждый из нх внес выдающийся вклад в отечественную культуру.

    Важно знать:

    1. Темперамент является врожденным, наследуемым компонентом индивидуальности.
    2. Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости (конечно, если человек сохраняет свое психическое и физическое здоровье, в противном случае говорить о свойствах темперамента достаточно сложно – биологические основы заболевания изменяют всю структуру психического реагирования).
    3. «Свойства темперамента сами по себе не способны породить личностные качества» (Леонтьев А.Н.). В самом темпераменте нет побудительной основы.
    4. Реакции на уровне темперамента носят инстинктивный характер (в то время, как в основе личностных и характерологических реакций лежит мотивационный ряд, основанный на жизненном опыте, познавательном уровне, интересе и значимости внешних и внутренних процессов).

     

  • «Темперамент обозначает род сырого материала, из которого складывается характер. Он относится к химическому климату или внутренней погоде, в которой развивается личность» (Г.Олпорт).
  • Характер.

    Следующим образованием является характер – совокупность индивидуальных и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления; зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношения с окружающими.

    Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания.

    Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки начинают носить оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил.

    Характер так же, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. В связи с этим центральным вопросом учения об индивидуальности является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

    Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

    Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характера служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних (т.е. с участниками коммуникации) – адаптивность, так и внутренних – самоактуализация.

    Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих:

    • Адаптивность
    • Самоактуализацию

     Адаптивность

    Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления  человека к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения.

    Адаптивность определяется тремя группами свойств, включающих:

    1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая).

    Реализм базируется на здравом смысле – познавательном процессе, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие  и понимание смысла поступков окружающих. Его противоположностью является феномен каузальной атрибуции – пристрастное и несоответствующее реальности понимание и объяснение мотивов поступков окружающих).

    2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая).

    Важную роль играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жизненные события по ценности и решает, к чему приспосабливаться, что игнорировать, а с чем вступать в противоборство.

    3) способность адаптироваться, т.е. «принимать» окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).

    Отражает навыки и способности проявлять необходимые для коммуникации качества характера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные.

    Самоактуализация

    Следующий параметр – самоактуализация – так же, как и адаптация, включает три составляющих, которые  частично совпадают с характеристиками, приведенными выше, частично дополняются иными характеристиками.

    Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации – «принятие себя».

    В «принятии себя» отражается реализм в оценке своих качеств, возможностей и способностей, изживание психологических комплексов или примирение с ними, жизнь с самим собой в согласии. Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения.

    В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным является легкость изменения оценки последствий, в которых не совпало представление о себе с реально выявившимися чертами.

    Уровень притязаний

    Наряду с самооценкой значимым для гармоничности является реальность и гибкость уровня притязаний.

    Уровень притязания  – понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

    Уровень притязания рождается из двух противоположных тенденций:

    1. тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком уровне;
    2. тенденции умерить свои притязания с целью избежания неудачи с тем, чтобы не нанести урон самооценке.

    Уровень притязания характеризует желаемый уровень самооценки личности, определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит.

    С уровнем притязаний тесно связано самосознание человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе. Это представление определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.

    Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека:

    УСПЕХ + САМОУВАЖЕНИЕ = ПРИТЯЗАНИЯ.

    Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

    Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным: заниженным или завышенным.

    Различают частный и общий уровень притязаний.

    Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.).

    Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

    Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки приводит к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

    Уровень притязания как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи – наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Причем в случае возникновения риска наблюдается озабоченность не столько тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

    Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязания между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

    Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.

    Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В ряде случаев важной становится задача повышения уровень притязания. Если человек невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами.

    Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

    Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п. Кстати, педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

    Следующим важным параметром характерологической гармоничности является адекватность распределения «локуса контроля». Считается, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

    • экстернальный локус контроля – когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т.п.
    • интернальный локус контроля – когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы чувствуют свою собственную ответственность за то, что происходит с ними в жизни. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было с ними в жизни, а также принимают на себя ответственность за все отрицательные события. В неудачах они склонны винить лишь себя, а не обстоятельства и всех остальных.

    Человек с интернальным локусом контроля чаще в жизни является победителем, а с эстернальным – побежденным (Э.Берн).

    При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение локуса контроля. Суть такого распределения заключена в известном правиле гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые поддаются изменению и принимать такими, какие они есть, не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их.

    Перечисленные качества составляют сущность одного из важнейших параметров гармоничного  характера – зрелости. Зрелость – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромны, земные задачи ради этих высоких устремлений.

    Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам относят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.

    Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или стихийного). Воспитание осуществляется как посредством указания, так и через пример. Нередко родители или педагоги не могут четко сформулировать цели воспитания или же эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств. В силу этого можно говорить, что целями воспитательного процесса будет являться формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы говорили выше.

    В зависимости от поставленных воспитателем задач Н.Пезешкиан (известный немецкий психиатр, доктор медицины) разделил воспитание на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого.

     Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнение какой-то важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или дальнего окружения цель.

    При «воспитании для общества» такими задачами являются формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослушания).

    В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально облегчающие воспитание (к примеру, послушание).

    «Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему.

    Сравнивая эти три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму. Гармоничность же характера человека, как мы ранее уже говорили, включает еще и самоактуализацию, которая при «воспитании для общества»  и» воспитании для воспитателя» полностью игнорируется. 

    Вследствие этого, два первых вида воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку в этом случае выработка черт характера строится по принципу внешней целесообразности.

    В.Я.Гиндикиным и В.А.Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих аномальному развитию личности:

    1. «Кумир семьи». Воспитание включает в себя восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к выполнению любой его прихоти, снятие ответственности за его поступки.
    2. «Гиперопека». Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
    3. «Гипоопека». Воспитание включает недостаточное внимание со стороны родителей, игнорирование целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представлено по следующему типу.
    4. «Безнадзорность». Высокая степень гипоопеки.
    5. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствия.
    6. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

    Считается, что к различным типам характера предрасполагают различные типы неправильного воспитания.

    Акцентуации характера

    В условиях гармоничности все черты характера имеют равную степень выраженности. Если же какие-то отдельные черты начинают превалировать над другими, мы говорим о наличии акцентуаций характера (о них мы поговорим несколько позже). Т.е. под  акцентуациями характера подразумевается типичное сочетание черт характера, при которых одна или несколько из них получают необычайно сильное развитие за счет других, определяя собой специфику поведения человека в различных жизненных ситуациях.

    Важно знать, что акцентуации:

    1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «местам наименьшего сопротивления» в характере данного индивида;

    2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации носят временный, преходящий характер;

    3) в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации.

    Традиционно черты характера объединяются в группы на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания, указывая преобладающий характерологический радикал.

    Выделяют следующие типы характера: 1) истерический, 2) шизоидный, 3) эпилептоидный, 4) психастенический, 5) астенический, 6) паранойяльный.

    Каждый из перечисленных типов характера может относиться к условной норме, быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой для возникновения личностных расстройств.

    Истерический тип характера. Повышенная эмоциональность и впечатлительность выступают как важное свойство истерических черт. Сущностью истерического характерологического радикала является эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотношений и обозначается как «жажда признания». Человек с преобладание истерических черт характера стремится привлечь и завоевать внимание окружающих, избежать незамеченности. В итоге формируются такие черты характера, как эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Суть их заключается  в неординарных, отличающихся от обыденных и традиционных попыток представить себя в обществе. Для этой цели используется яркая, броская одежда, макияж, необычный цвет волос, сверхмодная или нарочито не модная одежда. Лица с истерическими чертами характера не способны к легким степеням эмоциональных переживаний. У них всегда «полный накал», запредельные эмоции и чувства, аффективный максимализм («любить - так любить, ненавидеть - так ненавидеть»).

    Поведение у таких людей носит изменчивый, непостоянный характер. Они склонны к резкой перемене поведения, также как и к лабильности настроения. Вследствие этого отмечается часто непоследовательность поступков, их зависимость от ситуативных факторов и, в частности, от внимания окружающих. В поведении вследствие поиска признания со стороны социума отмечаются театральность, неестественность, вычурность, манерность, Демонстративность, нарочитость поступков. Поведение таких лиц схоже с игрой плохого артиста, у которого видно, что он играет, а не живет, демонстрирует эмоции, а не переживает их.

    У лиц с истерическими чертами характера богатое воображение. Они лю­бят фантазировать и мечтать, т.е. прогнозировать положительный исход всех событий (к примеру, о том, на что потратят предполагаемый  выигрыш в ло­терею, как поступят с обещанным подарком, но мало задумываются о том, что может случиться с ними в случае увольнения с работы или в случае из­мены любимого человека). Э.Берн  относит таких людей к категории «неудачников», то есть людей, которые «не знают, что будут делать в случае проигрыша, но го­ворят о том, что они будут делать в случае победы». Истерики не склонны думать о плохом, зачастую полагая, что таким образом могут спровоцировать нежелательную ситуацию. Они в большей степени верят гороскопам, легко поддаются групповому давле­нию, внушаемы и не критичны.

    Стараясь не думать ни о чем, «что мо­жет кончиться плохо», т.е. блокируя эффективное и реалистичное прогнози­рование, они неизбежно оказываются перед лицом очередных обид и разочарований. При поражении они полагают, что их недооценили, несправедливо обошлись с ними. В дальнейшем эти уроки не оказывают сколько-нибудь существен­ного влияния на формирование жизненного опыта. Они по-прежнему «пытаются казаться больше, чем они есть на самом деле», а порой даже «больше, чем могли бы быть».

    Еще одной характеристикой является склонность к мистическому и мифологическому осмыслению действительности. Такие люди нередко склонны больше доверять гороскопам, предзнаменованиям, интуиции, снам и случайному стечению обстоятельств, чем разуму и логике.

    Истерик часто предъявляет завышенные требования к окружающим, склонен к критике, иронии и сарказму. При этом собственные промахи им вытесняются, не замечаются. Типичным в критической психотравмирующей ситуации является экстрапунитивная направленность реагирования – несправедливое обвинение окружающих в происшедшем событии, избегание принятия на себя ответственности за промах, а также попытка защитить себя и представить жертвой обстоятельств или предвзятого отношения со стороны окружающих. 

    Шизоидный тип характера. В становлении шизоидных черт характера играет роль и фактор воспитания.  Сущностью шизоидного радикала является ориентация в деятельности в большей степени на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные. Основной базовой особенностью шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необщительность и отгороженность от окружающего мира, погруженность в мир собственных фантазий. Люди с шизоидными чертами характера не страдают от своей замкнутости. Они оправдывают свою нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью и тривиальностью всех коммуникаций, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения. Процесс коммуникации начинает носить формализованный, манипулятивный характер. Появляются штампованные способы реагирования на ситуации, неумение начать разговор и закончить его. Неспособность переживать яркие эмоции, снижение уровня эмоционального реагирования и ангедония (потеря чувства радости, наслаждения) являются типичными признаками лиц с шизоидными чертами. Особенно ярко проявляется эмоциональная холодность по отношению к близким, неспособностью к эмпатическим отношениям, нежности, теплоте в общении. Однако для шизоидов нетипичным является и гнев.

    Внешне сходными, но принципиально различными по механизму возникновения являются такие параметры, как эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Эксцентричность лиц с шизоидными чертами характера обусловлена отсутствием рефлексии, снижением значимости оценки со стороны окружающих их поведения и высказываний. Такой человек ведет себя так, как считает удобным для него и субъективно правильным. Он не склонен ориентироваться на внешне заданные нормы и правила поведения.

    К примеру, шизоид может не считать обязательным для себя надеть на светский раут соответствующую одежду, и может придти в рваных и грязных джинсах.

    Это не является сознательным эпатажем, т.е. попыткой протестовать против чего-либо либо бросить вызов обществу. Шизоид действует по принципу удобства и комфортности для него самого.

    Восприятие окружающего мира в целом носит специфический харак­тер. Примером может явиться восприятие шизоидами объекта своей страсти. Иногда маленькая деталь может полностью охладить казавшееся сильным чувство,  а иногда, вопреки всем негативным  переживаниям,  шизоид  сохраняет  свою  привязанность.  Это  зависит  от  того,  какую  об­ласть  души  шизоида  затрагивают  изменения  в  объекте  влечения:  малей­шие  изменения  данных  в  живущем  в  их  душе  бессознательном  идеаль­ном  образе  кардинально  меняют  результат,  а  если  изменения,  какими  бы  значительными  они  не  казались, происходят  вне  значимой  части,  то  отношение  остается  прежним.

    П.Волков  приводит  мнение  мальчика  14-ти  лет  на  этот  счет:  «Мои  убеждения  для  меня  священны.  Если  факты  говорят  против  моих  убеждений,  я  должен  проверить  факты,  чтобы  поискать  в  них  ошибку». 

    По такому же механизму возникает и такая черта характера шизоида как прямолинейность и бескомпромиссность высказываний. Когда  шизоиды  убеждены  в  собственной  правоте,  они  мо­гут, невзирая на ранги, ситуацию и возможные  последствия высказать человеку все, что они о нем думают в глаза.

    Еще одной существенной чертой является и нелюбовь к каким бы то ни было изменениями в себе  и вокруг.

    Например, это проявляется негативной реакцией на приобретение и ношение новой одежды, похода к парикмахеру, перемены места жительства или перестановке и смене мебели в квартире.

    Эпилептоидный тип характера. Проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут по несколько месяцев и лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаясь  к ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональная ригидность дополняется замедленностью и тугоподвижностью мышления. Именно вследствие этого происходит формирование специфических для эпилептоида черт характера: педантичности, повышенной аккуратности, организованности, склонности следовать нормам, ориентации на четкие правила.

    К примеру, такого человека может раздражать неаккуратно (несимметрично висящая картина, не параллельно разложенные ножи и вилки и пр.

    Он склонен к формальному следованию всем предписаниям. Принцип такого человека: «Каждая вещь должна знать свое место». Наряду с перечисленным типичным для эпилептоида является склонность эпилептоида к дисфориям – вспышкам  гнева, эмоциональной разрядке после длительного переживания какого-либо события.  Дисфории,  длящиеся  часами  и  днями,  отличаются  злобно-тоскливой  окраской  настроения,  накипающим  раздра­жением  и  поиском  объекта,  на  котором  можно  сорвать  зло.  Они  редко  раскаиваются  в  содеянном  и  свои  неудачи  любят  объяснять  внешними  причинами  (например,  врагами),  а  не  собственной  внутренней  несостоя­тельностью.  Безусловно,  дисфорические  заряды  рождаются  внутри  эпи­лептоидов  самопроизвольно,  но  за  то,  как  они  проявятся  в  поведении,  ответственны  лишь  сами  эпилептоиды. 

    Многие  эпилептоиды  рвутся  к  вла­сти,  где  можно  будет  дать  выход  своему  стремлению  доминировать,  на­чальствовать  в  широком  смысле  слова.  Эпилептоиды  оказываются  на  своем  месте  там,  где  нужно  держать  дисциплину,  единство. Если  этого  не  происходит,  то  остается  лишь  быть  тираном  в  своей  семье,  жестоким  хозяином  своей  собаки. 

    Психастенический (ананкастный,  обсессивно-компульсивный) тип характера. 

    Формируясь в раннем детстве воспитанием в условиях «повышенной ответственности», наибольшего расцвета психастенические черты характера достигают в возрасте 20-40 лет.  Психастеникам (душевно слабым, в пер. с греч.)  свойственны застенчи­вость, робость, нерешительность. У людей с подобными  чертами харак­тера затрудняются контакты с окружающими в силу невозможности справиться с волнениями и тревогами по поводу заниженной само­оценки. Увеличивающаяся с возрастом рефлек­сия часто оборачивается «самоедством», усиливая нерешительность, стеснительность и трудности общения, а  возникающие неудачи лишь ак­туализируют у психастеников чувство неполноценности. Поэтому, чтобы не предстать перед окружающими в «неприглядном»  виде, не показаться смешными и неуклюжими, такие люди стремятся выработать поведенче­ские ритуалы на все случаи жизни, обеспечивая высокие показатели личностно-ситуативной  составляющей. Психастеники научаются общаться в спрогнозированной обстановке и страшатся неожиданных поворотов и  перемен. Они стремятся во всем многообразии проиграть ожидаемые события.  Однако  прогноз  при  этом  имеет  весьма  специфический  характер:  психастеники  ожидают  са­мого  худшего  развития событий,  рисуя  в  воображении  устрашающие  картины.  Бесспорно,  опасения  психастеников  имеют  под  собой  опреде­ленное  основание;  то,  чего  они  боятся,  действительно  может  про­изойти.  Другое  дело,  что  психастеники  имеют  тенденцию  преувеличи­вать  степень  опасности,  вероятность  беды.  Избавиться  же  от  пережива­ний  и  страхов  для  психастеника  представляется  лишь  одним  способом:  предвосхитить  грядущую  опасность,  подготовиться  к  любым  неожидан­ностям  для  того,  чтобы  никаких  «вдруг»  не  возникало.  Все  должно  быть  предугадано.  Верх  берет  тревожная  логика:  если  опасность  во­время  не  обнаружить  и  не  обезвредить  ее,  то  случится  беда  –  следова­тельно,  об  опасности  думать  нужно.

    Уже  у  ребенка-психастеника  больше  тревожности  (мучительного  ожида­ния  опасности  в  будущем),  чем  у  других  детей.  Ребенок-психастеник  тревожится,  например,  когда  матери  нет  дома:  его  воображение  рисует  картины  всяческих  несчастий.  Поскольку  тревога  связана  с  опасностью,  которая  только  еще  может  случиться,  то  вполне  естественно  возникно­вение  всевозможных  защитных  ритуалов.  Их  проявления  многообразны,  а  смысл  один  –  чтобы  не  случилось  чего-либо  плохого. 

    Обычно  размышления  психастеников  затрагивают  определенный  круг  вопросов:  о  смерти  и  ведущих  к  ней  опасных  болезнях;  благополучие  свое  и   близких;  сложности  межличностных  отношений;  собственная  со­стоятельность  и  некоторые  другие. 

    Психастеники  проявляют  осмотрительность  и  осторожность  даже  там,  где  она  оказывается  излишней.  В  некоторой  степени  это  свя­зано  с  их  особенностями  запоминания.  По  причине  блеклой  чувстви­тельности  в  их  памяти  не  остается  рельефного,  устойчивого  отпечатка  только  что  произошедшего  события.  В  итоге  им  приходится  повторять  некоторые  действия  до  тех  пор,  пока  не  возникнет  четкое  воспомина­ние-ощущение  (газ  выключен,  дверь  закрыта).

    У  психастенических  подростков  иногда  возникает  реакция  гиперкомпен­сации  в  отношении  своей  нерешительности  и  склонности  к  сомнениям  и  колебаниям.  Эта  реакция  проявляется  у  них  неожиданными  самоуверен­ными  и  безапелляционными  суждениями,  утрированной  решительностью  и  скоропалительностью  действий  в  моменты  и  в  обстоятельствах,  когда  требуются  именно неторопливая  осмотрительность  и  осторожность. 

    Астенический  тип  характера. Сущностью его является уклонение от любой  ответственности, повышенная эмотивность, а также растворение и подчинение  собственных потребностей в потребностях. Представители рассматриваемого  психотипа от­личаются общей вялостью, отсутствием инициативы, нерешительностью, мнительностью. Астеникам  с  трудом  даются  ответственные  решения,  они  остро  нуждаются  в  советах  и  поддержке.   Всю  свою  жизнь  они  ищут  различные  способы  ухода  от  принятия  ответственности  за  происходящее  с  ними  и  собственную  жизнь  в  целом. 

    Как  справедливо  замечает  И.Ялом,  те  механизмы  защиты,  к  которым  прибегают  подобные  индивиды  (роль  «невинной  жертвы»,  экстернализация  или  потеря  контроля)  оказы­ваются,  в  итоге,   дезадаптивными.  Именно  состояние  дезадаптации  можно  с  наибольшей  частотой  наблюдать  у  астеников.  Событиям,  про­исходящим  вокруг  них,  астеники  противопоставляют  бесконечные  реак­ции  обид,  раздражения,  вспышки  гнева.  Не  умея  адекватно  оценивать  себя,  астеники  демонстрируют  конфликт  ранимого  самолюбия  и  преуве­личенного  чувства  собственной  неполноценности. 

    Астеники  довлеют  к  растворению  и  подчинению  собственных  потребно­стей  в  потребностях  других.  Они  зависимы  от  мнения  значимых  людей.  Можно  сказать,  что  астеники  проживают  реальные  события  скорее  как  «актеры»,  нежели  как  «режиссеры»,  бесконечно  подстраивая  свою  «игру»  под  вкус  «зрителей».  Именно  поэтому  астеники  предпочтитель­нее  анализируют  не  то,  что  они  могут  сделать  по  собственной  инициа­тиве,  а  то,  как  на  это  посмотрят  значимые  другие.  Зачастую они  остерегаются  вступать  в  контакт  с  людьми,  если  нет  уверенности,  что  к  ним  хорошо  отнесутся. 

    Парадоксом  оказывается  то, что,  невольно  стремясь    с  детства  научиться  умению  предвидеть  и  обходить  опасность  стороной,  именно  в  этом  ас­теники  преуспевают  менее  всего. При  оценке  ожидаемых  событий  вме­сто  рациональной  подготовки  к  ним,  астеники  склоняются  к  утрирова­нию  предполагаемых  негативных  последствий  последних. 

    К  примеру,  представление  о  чрезмерном  трудовом  напряжении,  требующимся  от  них,  часто  уже  заранее  парали­зует  их  волю  и  делает  их  неспособными  даже  приняться  за  дело. 

    Лишь  в  редких  случаях,  временами,  после  ка­кого-то  успеха  или  просто  в  мечтах,  астеники  способны  самолюбиво  переоценивать  себя,  представляя  блестящие  перспективы,  но  длится  это  до  первой  неудачи,  после  которой  переживание  своей  неполноценности  актуализируется  с  прежней  силой. 

    Паранойяльный  тип  характера.    Специфичным  для  паранойяль­ных  черт  характера  считается  склонность  к  образованию  так  называе­мых  сверхценных  идей,  самой  важной  из  которых  обычно  оказывается  мысль  об  особом  значении  собственной  личности  параноика.  В  соответ­ствии  с  этим,  основными  чертами  психики  людей  с  параноическим  ха­рактером  являются  эгоизм,  постоянное  самодовольство  и  чрез­мерное  самомнение.  Параноики  –  люди  узкие  и  односторонние:  вся  окружающая  действительность  приобретает  для  них  интерес  и  значение  лишь  поскольку,  постольку  она  касается  их  лично­сти.  Оценка людей,  с  которыми  им  приходится  входить  в  соприкосновение,  происходит исключительно  по  тому  отношению,  которое  люди  обнаруживают  к их  деятельности,  к  их  словам. Они  не  прощают  ни  равнодушия,  ни  несогласия.  Прогно­зирование  обретает  сверхценный  оттенок,  когда  любые  свои  идеи  и  предположения  параноики  рассматривают  как  единственно  верные,  стре­мясь  любыми  способами  воплотить  их  в  жизнь. 

    У  некоторых  параноиков  мышление  находится  в  зависимости  от  непо­мерно  развитой  и  не  сдерживаемой  критическим  отношением  и  логикой  фантазии.  Оно определяется  их  чрезмерной  склонностью  к  своеобразным  построениям,  берущим  за  основание  какую-нибудь  одностороннюю  мысль  и  доводящим  ее  до  крайних  пределов,  невзирая  на  явные  несообразности.  Параноики  страдают  недостатком  критической  способности,  но  этот  недостаток  очень  неравномерно  распространяется  на  различные  их  суждения.  Обо  всем,  что  не  относится  к  его  личности,  параноик  может  судить  правильно,  но  не  может  иметь  правильных  суждений  о  собственной  личности  в  ее  отношении к  другим  людям;  все  то,  что  не  имеет  непосредственного  отношения к  его  личности,  им  усваивается  и  обсуждается  правильно;  все,  что  затрагивает  его отношение  к  людям,  все,  что  затрагивает  непосредственно  его  лич­ность,  понимается  не  только  ложно,  но  всегда  в  определенном  смысле. 

    Параноики  бесконечно  заняты  поиском  тайного,  угрожающего  смысла  в  поступках  окружающих  и  склонны  искажать  факты  путем  неверного  их  толкования.  Параноики  считают,  что  все  вокруг  обязаны  считаться  с  их  мнением    и  склонны  бурно  реагировать  в  случае  несовпадения  ре­альности  с  их  ожиданиями.  Любые  высказыва­ния  окружающих,  их  жесты  или  поступки  расцениваются  параноиками  как  имеющие  отношение  непосредственно  к  ним.  Они  проявляют  чрезмерную  чувствительность  к  неудачам  и  отказам  со  стороны  окружающих  в  силу  своей  неподготовленности  к  таковым.  В  связи  с  этим  у  параноиков  часто  возникают  реакции  обид.  Почувствовав  же  себя  обиженными,  параноики  сами,  в  свою  очередь,  наносят  окружающим  гораздо  более  крупные  обиды.  Таким  образом,  па­раноики  выходят  всегда  обидчиками,  выдавая  себя  за  обиженных.

    Также,  как  при  эпилептоидных  чертах  характера  у  параноиков  про­является  аффективная  ригидность,  склонность  к  длительному  застрева­нию  на  каких-либо  эмоциях.  Если  параноик  приходит  к  какому-нибудь  решению,  то  он  ни  перед  чем  не  останавливается  для  того,  чтобы  при­вести  его  в  исполнение.  Параноик  никогда  не  спрашивает  советов,  не  поддается  убеждению  и  не  выслушивает  возражений.  В  борьбе  за  свои  воображаемые  права  часто  проявляет  большую  находчивость,  а,  потерпев  поражение  –  не  отчаивается  и  не  унывает,  лишь  черпая  из  неудач  силы  для  дальнейшей  борьбы.  Однако  параноика,  на­ходящегося  на  избранном  им  узком  поприще  деятельности,  отличает  свойственное  ему  упорство,  систематичность,  аккуратность  и  педантизм,  а  также  способность  работать,  не  отвлекаясь  никакими  посторонними  делами  и  интересами. 

    Существуют и другие классификации акцентуаций характера, имеющие, однако, схожие черты. В частности, такая:

    1. Гипертимный тип – (гиперактивный) стремится к лидерству, рискам, авантюрам. Таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Им характерна жажда деятельности. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество. Они почти постоянно в приподнятом настроении, трудности обычно преодолевают без труда. Часто не реагируют на замечания, игнорируют наказания, теряют грань недозволенного. У них значительно занижена самокритичность. На жизнь смотрят оптимистически, даже если есть препятствия.
    2. Дистимный тип (антипод гипертимного). Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют, чаще находятся в пассивной стороне. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе (хотя с сослуживцами близко не сходятся), однако не в меру пассивны и медлительны. Тяготятся к шумным обществам.
    3. Циклотимный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Общительность циклически меняется. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада – по дистимному. Радость у них вызывает жажду деятельности, словоохотливость. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии у них замедленна реакция, мышление, эмоциональный отклик.
    4. Застревающий тип. Отличаются высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства долго не забывают и никогда не прощают просто так. Окружающие их называют злопамятными и мстительными. Переживание аффекта у них часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей часто хорошо заметна, «застревают» на своих чувствах, мыслях проявляют служебную и бытовую несговорчивость. В конфликтах чаще бывают активной стороной.
    5. Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах. Они нерешительны, осторожны, не любят быстрых перемен. Без особой нужды не меняют место работы. Любят свое производство, добросовестны в быту. Но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью. На службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.
    6. Демонстративный тип. Эти люди добиваются своих целей любой ценой (слезами, обмороком, скандалами, болезнями, хвастовством, необычными увлечениям, ложью и т.д.). Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны. Постоянно стремятся произвести впечатление, быть в центре. Это центральный персонаж везде. Большее что говорят о себе – плод их фантазии.
    7. Экстравертированный тип. Этим людям характерна высокая общительность, словоохотливость. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.
    8. Интровертированный тип. Они сдержаны, порой холодно относятся к другим людям, даже к близким. Ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны. Общение у них чаще по необходимости и о себе ничего не рассказывают. Склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
    9. Садо-мазахистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди садисты склонны к агрессивным действиям. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичиванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности.
    10. Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происхождящее. Эти люди легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаянии от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение. Им характерна повышенная влюбчивость.
    11. Комформистский тип. Очень несамостоятельны, неорганизованны. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это – тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
    12. Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
    13. Чувствующий тип (эмотивный). Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Излишне чувствительны к замечаниям, неудачам и тогда у них печальное настроение. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Характерно - мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия (сопереживание) и повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).

    Личность

    Качества личности могут изменяться в течении жизни, иметь тенденцию к разнонаправленности в зависимости от внешних и внутренних устремлений.

    Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида кА члена того или иного общества или общности.

    Отличие личностных качеств от характерологических черт:

    • Степень волевой регуляции поведения;
    • Использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

    Можно сказать, что личность определяется следующей «формулой»:

    Личность = Воля + Нравственность

    (в то время как Характер = Привычки + Стереотипы поведения).

    Волевая регуляция деятельности формируется в период зрелости человека.

    Возрастная периодизация

    В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

    период новорожденности – до 1 месяца

    период младенчества – 1-12 месяцев

    период раннего детства – 1-4 года

    дошкольный период – 4-7 лет

    младший школьный - 7-12 лет

    подростковый период – 12-16 лет

    ранняя юность – 16-19 лет

    поздняя юность – 19-21 год

    молодость (ранняя зрелость) – 21-35 лет

    зрелость – 35-60 лет

    первая старость (пожилой возраст) – 60-75 лет

    старость (преклонный возраст) – 75-90 лет

    долгожительство – старше 90 лет

    В процессе становления личности удовлетворяются следующие потребности:

    1) принадлежать к социальной группе;

    2) занимать в ней определенное положение;

    3) пользоваться вниманием и привязанностью окружающих;

    4) быть объектом уважения и любви;

    5) потребность в самоуважении;

    6) потребность в самоактуализации.

    Стать личностью означает:

    1. Занять определенную жизненную позицию, определяющую нравственные приоритеты;
    2. В достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность;
    3. Утверждать ее своими поступками. (Б.С.Братусь)

    Личностные ценности – это осознанные и принятые общие смыслы жизни человека.

     В.Франкл: «Поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так и в существовании, смысл его жизни также уникален».

    Смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи членам определенного общества обозначают ценностями. Обладание ценностями облегчает поиск смысла жизни.

    «Жизнь либо имеет смысл и в таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее» (из разговора со смертником в день его казни: В.Франкл: «Человек в поисках смысла»)

    Гармоничная личность предполагает наличие трех компонентов:

    1. Духовность.
    2. Свобода.
    3. Ответственность.

    Мотивация поведения личности

    Под мотивацией понимается система побуждений человека, направ­ленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирую­щих потребностей.

    В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

    Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и пр..) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, при­обретении знаний, творчестве и пр.).

    Любая классификация потребностей условна. Все человеческие по­требности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность чело­века, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыка­ет система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребнос­тями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витами­нах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

    Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и фор­мируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».

    В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознан­ные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного лич­ностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой сис­тему установок (Чуфаровский Ю.В.).

    Ценностные ориентации, интересы, идеалы

    Поведение человека людьми разных возрастов соотносится с опреде­ленными ценностями, которыми могут выступать свойства материаль­ных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значе­ние для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невоз­можно понять его поведение».

    Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общест­венные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

    Личностные ценности представляют собой моральную основу харак­тера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к де­ду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в об­ществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они фор­мируют такие черты характера человека, как ответственность, требова­тельность к себе, бережливость и т. п.

    Материальные ценности проявляются в отношениях к материаль­ным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: ак­куратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жад­ность и т. д. Политические ценности включают отношения к наци­ональному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охва­тывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных запо­ведей.

    Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей лю­дей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимос­ти, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, кото­рый привлечет его внимание (Чуфаровский Ю.В.).

    Направленность личности

    Одна из существенных сторон мотивации поведения человека — на­правленность личности. Одни ученые-психологи считают направлен­ность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, тем­пераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирую­щих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.). Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций че­ловека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая на­правленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необ­ходимость, установки) систему побуждений,

    Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

    Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избиратель­ность его отношений.

    Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и пер­спективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что оп­ределяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.

    Как правило, качествами направленности личности являются: уро­вень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вари­антов: у одних он узкий, у других — широкий. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осоз­нанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

    Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности мо­жет не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуали­зация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намере­ний. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направлен­ность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состоя­ниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них (Чуфаровский Ю.В.)

    Использованная литература:

    1. Менделевича В.Д. Клиническая и медицинская психология.

    2. Зибер А.Э.Кандидатская диссертация  «Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженность и степенью компенсации личностных расстройств».

    3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.



    Просмотров: 1060
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Оральный тип характера и его телесная структура.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь