|
Психология индивидуальных различийАвтор статьи: Зибер Анна Эдуардовна
Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество других составляющих. Однако при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и формировать специфический, не на что не похожий человеческий образ. Биологическое и социальное в структуре личности Мысль о том, что человеческая личность на пути своего нормального развития претерпевает коренные изменения и делается иной раз неузнаваемой, часто встречается в работах многих специалистов. Замечено, что такое преобразование личности происходит большею частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих время от времени спокойное и медленное ее развитие. Теоретические и практические исследования показывают, что в основе формирования личности лежит взаимодействие внешних (в первую очередь специфически человеческих) влияний с исходным уровнем состояния соответствующих функциональных систем мозга (Зибер А.Э.). Согласно методологическому принципу детерминизма, провозглашенному в психологии С.Л.Рубинштейном, внешние причины действовали только через внутренние условия и, наоборот, – внутренние, психические, опосредовалось и реализовывалось внешним, материальным. То есть любая стадия психического формировалась лишь в том случае, если ей предшествовало в качестве внутреннего исходного условия другое, даже менее сложное явление (И.В.Боев, 1999). А Л.Л.Рохлин (1974) для понимания единства биологического и социального в личности предлагал рассматривать личность как одно из сложных, интегративных качеств психики, как структурное образование. Многие авторы отмечали, что имелась тенденция все больше признавать значение роли семьи, воспитания, традиций и социальных факторов в формировании личности. Они по этому поводу говорили, что «родители отягощали детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием». Считалось, что для детей, родившихся от психопатических родителей, родная семья представляла самую опасную воспитательную среду. Многие из таких родителей проявляли жестокость по отношению к своим детям, считая семью единственным местом, где они не обязаны были следить за собой и сдерживать, они подавали детям «дурной пример своими страстями, пороками и эксцентричностями» (В.М.Бехтерев, 1954). Понятия индивид, индивидуальность, личность. Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на различных уровнях индивидуальности. Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств кардинально различаться. Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности). В центре внимания психологии находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков человеком, находящимся в различных ситуациях. С большей долей условности можно говорить, что в различных фрустрирующих ситуациях (например, болезни или конфликта) человек «реагирует темпераментом, характером или личностью», т.е. на биологическом, психологическом или социальном уровнях Менделевич В.Д.). (Фрустрация – состояние психики, возникающее в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленного настроения с напряжением и тревогой). Темперамент. Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темперамент, — писал И.П. Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума». Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. В настоящее время под темпераментом подразумевается совокупность динамических особенностей психической деятельности: темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Параметры темперамента: Диагностика темперамента осуществляется по следующим параметрам:
Под эмоциональностью подразумевают: А) скорость проявления эмоциональных реакций, аффекта, переживания после начала действия раздражителя или появления значимой ситуации; Б) преобладающая модальность эмоций; В) преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний; Г) временная характеристика эмоциональных реакций: длительность, стабильность, лабильность. Д) выраженность и направленность вегетативного подкрепления эмоционального переживания. Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами:
Вегетативные проявления эмоциональности (эмоций):
1) скорости появления ассоциаций (т.н. «быстрота ума») и 2) скорости речи. О них можно судить, в частности, по скорости ответов на поставленный вопрос и скорости проговаривания слов и фраз. Важно: эти параметры затрагивают лишь количественный показатель, продуктивность и целенаправленность в расчет не берутся! Т.е оценивается не что говорит человек, а как. Внешне это проявляется быстродействием, «споростью», «шустростью» или, наоборот, медлительностью при ходьбе, беге, умывании, одевании и пр. Некоторые ученые относят к параметрам темперамента активность человека, проявляющуюся частотой и выраженностью обыденной деятельности и импульсивность – готовность начать эту деятельность при любом удобном случае. В целом эти выделенные параметры можно отнести к скорости двигательных актов. С одной стороны он входит в структуру темперамента и является биологически опосредованным; с другой стороны, на процесс формирования общительности влияет характер воспитания. По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и замкнутых (интравертов). Экстраверты имеют высокую внешнюю активность наряду с низкой интрапсихической активностью. Интроверты имеют высокую внутреннюю, интрапсихическую активность и низкую внешнюю активность. Экстраверты зависят от внешнего окружения, они нуждаются в общении. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как я могу повлиять на внешний мир?». Интроверты от общения устают, им представляется возможным длительное время обходиться без внешних контактов. Они прекрасно чувствуют себя, находясь в одиночестве, им не скучно с самими собой. Можно сказать, что они руководствуются идеей: «Как внешний мир может повлиять на меня?». Именно интроверты являются научными и творческими работниками, имеющими способность длительное время находиться в одиночестве, удовлетворяясь внутренней (интрапсихической) интеллектуальной, творческой деятельностью. И.П.Павлов считал, что темперамент это – генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга. Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды. Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. И.П. Павлов выделял четыре типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
Психологическая характеристика темперамента:
Иной подход к определению темперамента предлагал С.Л.Рубинштейн, по мнению которого наиболее важными свойствами темперамента являются впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. И действительно, используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно определить различные типы темперамента:
Некоторые характеристики типов темперамента: Холерики – аффекты экстрапунитивной направленности (на других): вспышки гнева, раздражительности, страха, ажитации, паники, радости, экстаза. Меланхолики – застревание на определенных аффектах, интропунитивная направленность аффекта (на себя): депрессия, печаль, тоска, чувство вины, стыда, застенчивость. Сангвиники – реагируют, но не принимают близко к сердцу. Определенная формальность: внутренняя холодность и внешняя эмпатичность. Флегматики – безразличие ко многим сторонам жизни. Каждый из рассмотренных типов темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Нельзя утверждать, что один темперамент хороший, а другой – плохой. Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику— страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость. Человек любого темперамента способен достигать в жизни успехов и социального признания. Из истории, например, известно, что А.В.Суворов был холериком, а М.И.Кутузов – флегматиком, но оба они были великими полководцами. А.С.Пушкин обладал холерическим темпераментом, А.И.Герцен – сангвиническим, И.А.Крылов – флегматическим, Н.В.Гоголь – меланхолическим, но каждый из нх внес выдающийся вклад в отечественную культуру. Важно знать:
Характер. Следующим образованием является характер – совокупность индивидуальных и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления; зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношения с окружающими. Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки начинают носить оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер так же, как и темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. В связи с этим центральным вопросом учения об индивидуальности является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера. Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов. Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характера служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних (т.е. с участниками коммуникации) – адаптивность, так и внутренних – самоактуализация. Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих:
Адаптивность Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Адаптивность определяется тремя группами свойств, включающих: 1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая). Реализм базируется на здравом смысле – познавательном процессе, в основе которого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступков окружающих. Его противоположностью является феномен каузальной атрибуции – пристрастное и несоответствующее реальности понимание и объяснение мотивов поступков окружающих). 2) желание человека адаптироваться к окружающей обстановке (мотивационная составляющая). Важную роль играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жизненные события по ценности и решает, к чему приспосабливаться, что игнорировать, а с чем вступать в противоборство. 3) способность адаптироваться, т.е. «принимать» окружающих такими, какие они есть (регулятивная составляющая). Отражает навыки и способности проявлять необходимые для коммуникации качества характера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные. Самоактуализация Следующий параметр – самоактуализация – так же, как и адаптация, включает три составляющих, которые частично совпадают с характеристиками, приведенными выше, частично дополняются иными характеристиками. Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации – «принятие себя». В «принятии себя» отражается реализм в оценке своих качеств, возможностей и способностей, изживание психологических комплексов или примирение с ними, жизнь с самим собой в согласии. Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования самоуважения. В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным является легкость изменения оценки последствий, в которых не совпало представление о себе с реально выявившимися чертами. Уровень притязаний Наряду с самооценкой значимым для гармоничности является реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязания – понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным. Уровень притязания рождается из двух противоположных тенденций:
Уровень притязания характеризует желаемый уровень самооценки личности, определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. С уровнем притязаний тесно связано самосознание человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе. Это представление определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям. Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека: УСПЕХ + САМОУВАЖЕНИЕ = ПРИТЯЗАНИЯ. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным: заниженным или завышенным. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки приводит к нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. Уровень притязания как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи – наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Причем в случае возникновения риска наблюдается озабоченность не столько тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязания между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В ряде случаев важной становится задача повышения уровень притязания. Если человек невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п. Кстати, педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей. Следующим важным параметром характерологической гармоничности является адекватность распределения «локуса контроля». Считается, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:
Человек с интернальным локусом контроля чаще в жизни является победителем, а с эстернальным – побежденным (Э.Берн). При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение локуса контроля. Суть такого распределения заключена в известном правиле гармоничного человека о том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые поддаются изменению и принимать такими, какие они есть, не поддающиеся изменениям ситуации и научиться различать их. Перечисленные качества составляют сущность одного из важнейших параметров гармоничного характера – зрелости. Зрелость – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромны, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам относят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п. Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или стихийного). Воспитание осуществляется как посредством указания, так и через пример. Нередко родители или педагоги не могут четко сформулировать цели воспитания или же эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств. В силу этого можно говорить, что целями воспитательного процесса будет являться формирование гармоничного характера, о параметрах которого мы говорили выше. В зависимости от поставленных воспитателем задач Н.Пезешкиан (известный немецкий психиатр, доктор медицины) разделил воспитание на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспитателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнение какой-то важной задачи, и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого человека, его близкого или дальнего окружения цель. При «воспитании для общества» такими задачами являются формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от членов общества качеств (например, законопослушания). В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процесса. Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально облегчающие воспитание (к примеру, послушание). «Воспитание для воспитуемого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему. Сравнивая эти три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны полностью адекватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму. Гармоничность же характера человека, как мы ранее уже говорили, включает еще и самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и» воспитании для воспитателя» полностью игнорируется. Вследствие этого, два первых вида воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку в этом случае выработка черт характера строится по принципу внешней целесообразности. В.Я.Гиндикиным и В.А.Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих аномальному развитию личности:
Считается, что к различным типам характера предрасполагают различные типы неправильного воспитания. Акцентуации характера В условиях гармоничности все черты характера имеют равную степень выраженности. Если же какие-то отдельные черты начинают превалировать над другими, мы говорим о наличии акцентуаций характера (о них мы поговорим несколько позже). Т.е. под акцентуациями характера подразумевается типичное сочетание черт характера, при которых одна или несколько из них получают необычайно сильное развитие за счет других, определяя собой специфику поведения человека в различных жизненных ситуациях. Важно знать, что акцентуации: 1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «местам наименьшего сопротивления» в характере данного индивида; 2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации носят временный, преходящий характер; 3) в определенных жизненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации. Традиционно черты характера объединяются в группы на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания, указывая преобладающий характерологический радикал. Выделяют следующие типы характера: 1) истерический, 2) шизоидный, 3) эпилептоидный, 4) психастенический, 5) астенический, 6) паранойяльный. Каждый из перечисленных типов характера может относиться к условной норме, быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой для возникновения личностных расстройств. Истерический тип характера. Повышенная эмоциональность и впечатлительность выступают как важное свойство истерических черт. Сущностью истерического характерологического радикала является эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотношений и обозначается как «жажда признания». Человек с преобладание истерических черт характера стремится привлечь и завоевать внимание окружающих, избежать незамеченности. В итоге формируются такие черты характера, как эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Суть их заключается в неординарных, отличающихся от обыденных и традиционных попыток представить себя в обществе. Для этой цели используется яркая, броская одежда, макияж, необычный цвет волос, сверхмодная или нарочито не модная одежда. Лица с истерическими чертами характера не способны к легким степеням эмоциональных переживаний. У них всегда «полный накал», запредельные эмоции и чувства, аффективный максимализм («любить - так любить, ненавидеть - так ненавидеть»). Поведение у таких людей носит изменчивый, непостоянный характер. Они склонны к резкой перемене поведения, также как и к лабильности настроения. Вследствие этого отмечается часто непоследовательность поступков, их зависимость от ситуативных факторов и, в частности, от внимания окружающих. В поведении вследствие поиска признания со стороны социума отмечаются театральность, неестественность, вычурность, манерность, Демонстративность, нарочитость поступков. Поведение таких лиц схоже с игрой плохого артиста, у которого видно, что он играет, а не живет, демонстрирует эмоции, а не переживает их. У лиц с истерическими чертами характера богатое воображение. Они любят фантазировать и мечтать, т.е. прогнозировать положительный исход всех событий (к примеру, о том, на что потратят предполагаемый выигрыш в лотерею, как поступят с обещанным подарком, но мало задумываются о том, что может случиться с ними в случае увольнения с работы или в случае измены любимого человека). Э.Берн относит таких людей к категории «неудачников», то есть людей, которые «не знают, что будут делать в случае проигрыша, но говорят о том, что они будут делать в случае победы». Истерики не склонны думать о плохом, зачастую полагая, что таким образом могут спровоцировать нежелательную ситуацию. Они в большей степени верят гороскопам, легко поддаются групповому давлению, внушаемы и не критичны. Стараясь не думать ни о чем, «что может кончиться плохо», т.е. блокируя эффективное и реалистичное прогнозирование, они неизбежно оказываются перед лицом очередных обид и разочарований. При поражении они полагают, что их недооценили, несправедливо обошлись с ними. В дальнейшем эти уроки не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на формирование жизненного опыта. Они по-прежнему «пытаются казаться больше, чем они есть на самом деле», а порой даже «больше, чем могли бы быть». Еще одной характеристикой является склонность к мистическому и мифологическому осмыслению действительности. Такие люди нередко склонны больше доверять гороскопам, предзнаменованиям, интуиции, снам и случайному стечению обстоятельств, чем разуму и логике. Истерик часто предъявляет завышенные требования к окружающим, склонен к критике, иронии и сарказму. При этом собственные промахи им вытесняются, не замечаются. Типичным в критической психотравмирующей ситуации является экстрапунитивная направленность реагирования – несправедливое обвинение окружающих в происшедшем событии, избегание принятия на себя ответственности за промах, а также попытка защитить себя и представить жертвой обстоятельств или предвзятого отношения со стороны окружающих. Шизоидный тип характера. В становлении шизоидных черт характера играет роль и фактор воспитания. Сущностью шизоидного радикала является ориентация в деятельности в большей степени на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные. Основной базовой особенностью шизоида является его замкнутость, нелюдимость, необщительность и отгороженность от окружающего мира, погруженность в мир собственных фантазий. Люди с шизоидными чертами характера не страдают от своей замкнутости. Они оправдывают свою нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью и тривиальностью всех коммуникаций, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения. Процесс коммуникации начинает носить формализованный, манипулятивный характер. Появляются штампованные способы реагирования на ситуации, неумение начать разговор и закончить его. Неспособность переживать яркие эмоции, снижение уровня эмоционального реагирования и ангедония (потеря чувства радости, наслаждения) являются типичными признаками лиц с шизоидными чертами. Особенно ярко проявляется эмоциональная холодность по отношению к близким, неспособностью к эмпатическим отношениям, нежности, теплоте в общении. Однако для шизоидов нетипичным является и гнев. Внешне сходными, но принципиально различными по механизму возникновения являются такие параметры, как эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Эксцентричность лиц с шизоидными чертами характера обусловлена отсутствием рефлексии, снижением значимости оценки со стороны окружающих их поведения и высказываний. Такой человек ведет себя так, как считает удобным для него и субъективно правильным. Он не склонен ориентироваться на внешне заданные нормы и правила поведения. К примеру, шизоид может не считать обязательным для себя надеть на светский раут соответствующую одежду, и может придти в рваных и грязных джинсах. Это не является сознательным эпатажем, т.е. попыткой протестовать против чего-либо либо бросить вызов обществу. Шизоид действует по принципу удобства и комфортности для него самого. Восприятие окружающего мира в целом носит специфический характер. Примером может явиться восприятие шизоидами объекта своей страсти. Иногда маленькая деталь может полностью охладить казавшееся сильным чувство, а иногда, вопреки всем негативным переживаниям, шизоид сохраняет свою привязанность. Это зависит от того, какую область души шизоида затрагивают изменения в объекте влечения: малейшие изменения данных в живущем в их душе бессознательном идеальном образе кардинально меняют результат, а если изменения, какими бы значительными они не казались, происходят вне значимой части, то отношение остается прежним. П.Волков приводит мнение мальчика 14-ти лет на этот счет: «Мои убеждения для меня священны. Если факты говорят против моих убеждений, я должен проверить факты, чтобы поискать в них ошибку». По такому же механизму возникает и такая черта характера шизоида как прямолинейность и бескомпромиссность высказываний. Когда шизоиды убеждены в собственной правоте, они могут, невзирая на ранги, ситуацию и возможные последствия высказать человеку все, что они о нем думают в глаза. Еще одной существенной чертой является и нелюбовь к каким бы то ни было изменениями в себе и вокруг. Например, это проявляется негативной реакцией на приобретение и ношение новой одежды, похода к парикмахеру, перемены места жительства или перестановке и смене мебели в квартире. Эпилептоидный тип характера. Проявляется эмоциональной ригидностью, склонностью к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут по несколько месяцев и лет помнить и переживать нанесенные им обиды, вновь и вновь возвращаясь к ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональная ригидность дополняется замедленностью и тугоподвижностью мышления. Именно вследствие этого происходит формирование специфических для эпилептоида черт характера: педантичности, повышенной аккуратности, организованности, склонности следовать нормам, ориентации на четкие правила. К примеру, такого человека может раздражать неаккуратно (несимметрично висящая картина, не параллельно разложенные ножи и вилки и пр. Он склонен к формальному следованию всем предписаниям. Принцип такого человека: «Каждая вещь должна знать свое место». Наряду с перечисленным типичным для эпилептоида является склонность эпилептоида к дисфориям – вспышкам гнева, эмоциональной разрядке после длительного переживания какого-либо события. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличаются злобно-тоскливой окраской настроения, накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Они редко раскаиваются в содеянном и свои неудачи любят объяснять внешними причинами (например, врагами), а не собственной внутренней несостоятельностью. Безусловно, дисфорические заряды рождаются внутри эпилептоидов самопроизвольно, но за то, как они проявятся в поведении, ответственны лишь сами эпилептоиды. Многие эпилептоиды рвутся к власти, где можно будет дать выход своему стремлению доминировать, начальствовать в широком смысле слова. Эпилептоиды оказываются на своем месте там, где нужно держать дисциплину, единство. Если этого не происходит, то остается лишь быть тираном в своей семье, жестоким хозяином своей собаки. Психастенический (ананкастный, обсессивно-компульсивный) тип характера. Формируясь в раннем детстве воспитанием в условиях «повышенной ответственности», наибольшего расцвета психастенические черты характера достигают в возрасте 20-40 лет. Психастеникам (душевно слабым, в пер. с греч.) свойственны застенчивость, робость, нерешительность. У людей с подобными чертами характера затрудняются контакты с окружающими в силу невозможности справиться с волнениями и тревогами по поводу заниженной самооценки. Увеличивающаяся с возрастом рефлексия часто оборачивается «самоедством», усиливая нерешительность, стеснительность и трудности общения, а возникающие неудачи лишь актуализируют у психастеников чувство неполноценности. Поэтому, чтобы не предстать перед окружающими в «неприглядном» виде, не показаться смешными и неуклюжими, такие люди стремятся выработать поведенческие ритуалы на все случаи жизни, обеспечивая высокие показатели личностно-ситуативной составляющей. Психастеники научаются общаться в спрогнозированной обстановке и страшатся неожиданных поворотов и перемен. Они стремятся во всем многообразии проиграть ожидаемые события. Однако прогноз при этом имеет весьма специфический характер: психастеники ожидают самого худшего развития событий, рисуя в воображении устрашающие картины. Бесспорно, опасения психастеников имеют под собой определенное основание; то, чего они боятся, действительно может произойти. Другое дело, что психастеники имеют тенденцию преувеличивать степень опасности, вероятность беды. Избавиться же от переживаний и страхов для психастеника представляется лишь одним способом: предвосхитить грядущую опасность, подготовиться к любым неожиданностям для того, чтобы никаких «вдруг» не возникало. Все должно быть предугадано. Верх берет тревожная логика: если опасность вовремя не обнаружить и не обезвредить ее, то случится беда – следовательно, об опасности думать нужно. Уже у ребенка-психастеника больше тревожности (мучительного ожидания опасности в будущем), чем у других детей. Ребенок-психастеник тревожится, например, когда матери нет дома: его воображение рисует картины всяческих несчастий. Поскольку тревога связана с опасностью, которая только еще может случиться, то вполне естественно возникновение всевозможных защитных ритуалов. Их проявления многообразны, а смысл один – чтобы не случилось чего-либо плохого. Обычно размышления психастеников затрагивают определенный круг вопросов: о смерти и ведущих к ней опасных болезнях; благополучие свое и близких; сложности межличностных отношений; собственная состоятельность и некоторые другие. Психастеники проявляют осмотрительность и осторожность даже там, где она оказывается излишней. В некоторой степени это связано с их особенностями запоминания. По причине блеклой чувствительности в их памяти не остается рельефного, устойчивого отпечатка только что произошедшего события. В итоге им приходится повторять некоторые действия до тех пор, пока не возникнет четкое воспоминание-ощущение (газ выключен, дверь закрыта). У психастенических подростков иногда возникает реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Астенический тип характера. Сущностью его является уклонение от любой ответственности, повышенная эмотивность, а также растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях. Представители рассматриваемого психотипа отличаются общей вялостью, отсутствием инициативы, нерешительностью, мнительностью. Астеникам с трудом даются ответственные решения, они остро нуждаются в советах и поддержке. Всю свою жизнь они ищут различные способы ухода от принятия ответственности за происходящее с ними и собственную жизнь в целом. Как справедливо замечает И.Ялом, те механизмы защиты, к которым прибегают подобные индивиды (роль «невинной жертвы», экстернализация или потеря контроля) оказываются, в итоге, дезадаптивными. Именно состояние дезадаптации можно с наибольшей частотой наблюдать у астеников. Событиям, происходящим вокруг них, астеники противопоставляют бесконечные реакции обид, раздражения, вспышки гнева. Не умея адекватно оценивать себя, астеники демонстрируют конфликт ранимого самолюбия и преувеличенного чувства собственной неполноценности. Астеники довлеют к растворению и подчинению собственных потребностей в потребностях других. Они зависимы от мнения значимых людей. Можно сказать, что астеники проживают реальные события скорее как «актеры», нежели как «режиссеры», бесконечно подстраивая свою «игру» под вкус «зрителей». Именно поэтому астеники предпочтительнее анализируют не то, что они могут сделать по собственной инициативе, а то, как на это посмотрят значимые другие. Зачастую они остерегаются вступать в контакт с людьми, если нет уверенности, что к ним хорошо отнесутся. Парадоксом оказывается то, что, невольно стремясь с детства научиться умению предвидеть и обходить опасность стороной, именно в этом астеники преуспевают менее всего. При оценке ожидаемых событий вместо рациональной подготовки к ним, астеники склоняются к утрированию предполагаемых негативных последствий последних. К примеру, представление о чрезмерном трудовом напряжении, требующимся от них, часто уже заранее парализует их волю и делает их неспособными даже приняться за дело. Лишь в редких случаях, временами, после какого-то успеха или просто в мечтах, астеники способны самолюбиво переоценивать себя, представляя блестящие перспективы, но длится это до первой неудачи, после которой переживание своей неполноценности актуализируется с прежней силой. Паранойяльный тип характера. Специфичным для паранойяльных черт характера считается склонность к образованию так называемых сверхценных идей, самой важной из которых обычно оказывается мысль об особом значении собственной личности параноика. В соответствии с этим, основными чертами психики людей с параноическим характером являются эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Параноики – люди узкие и односторонние: вся окружающая действительность приобретает для них интерес и значение лишь поскольку, постольку она касается их личности. Оценка людей, с которыми им приходится входить в соприкосновение, происходит исключительно по тому отношению, которое люди обнаруживают к их деятельности, к их словам. Они не прощают ни равнодушия, ни несогласия. Прогнозирование обретает сверхценный оттенок, когда любые свои идеи и предположения параноики рассматривают как единственно верные, стремясь любыми способами воплотить их в жизнь. У некоторых параноиков мышление находится в зависимости от непомерно развитой и не сдерживаемой критическим отношением и логикой фантазии. Оно определяется их чрезмерной склонностью к своеобразным построениям, берущим за основание какую-нибудь одностороннюю мысль и доводящим ее до крайних пределов, невзирая на явные несообразности. Параноики страдают недостатком критической способности, но этот недостаток очень неравномерно распространяется на различные их суждения. Обо всем, что не относится к его личности, параноик может судить правильно, но не может иметь правильных суждений о собственной личности в ее отношении к другим людям; все то, что не имеет непосредственного отношения к его личности, им усваивается и обсуждается правильно; все, что затрагивает его отношение к людям, все, что затрагивает непосредственно его личность, понимается не только ложно, но всегда в определенном смысле. Параноики бесконечно заняты поиском тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и склонны искажать факты путем неверного их толкования. Параноики считают, что все вокруг обязаны считаться с их мнением и склонны бурно реагировать в случае несовпадения реальности с их ожиданиями. Любые высказывания окружающих, их жесты или поступки расцениваются параноиками как имеющие отношение непосредственно к ним. Они проявляют чрезмерную чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих в силу своей неподготовленности к таковым. В связи с этим у параноиков часто возникают реакции обид. Почувствовав же себя обиженными, параноики сами, в свою очередь, наносят окружающим гораздо более крупные обиды. Таким образом, параноики выходят всегда обидчиками, выдавая себя за обиженных. Также, как при эпилептоидных чертах характера у параноиков проявляется аффективная ригидность, склонность к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение. Параноик никогда не спрашивает советов, не поддается убеждению и не выслушивает возражений. В борьбе за свои воображаемые права часто проявляет большую находчивость, а, потерпев поражение – не отчаивается и не унывает, лишь черпая из неудач силы для дальнейшей борьбы. Однако параноика, находящегося на избранном им узком поприще деятельности, отличает свойственное ему упорство, систематичность, аккуратность и педантизм, а также способность работать, не отвлекаясь никакими посторонними делами и интересами. Существуют и другие классификации акцентуаций характера, имеющие, однако, схожие черты. В частности, такая:
Личность Качества личности могут изменяться в течении жизни, иметь тенденцию к разнонаправленности в зависимости от внешних и внутренних устремлений. Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида кА члена того или иного общества или общности. Отличие личностных качеств от характерологических черт:
Можно сказать, что личность определяется следующей «формулой»: Личность = Воля + Нравственность (в то время как Характер = Привычки + Стереотипы поведения). Волевая регуляция деятельности формируется в период зрелости человека. Возрастная периодизация В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация: период новорожденности – до 1 месяца период младенчества – 1-12 месяцев период раннего детства – 1-4 года дошкольный период – 4-7 лет младший школьный - 7-12 лет подростковый период – 12-16 лет ранняя юность – 16-19 лет поздняя юность – 19-21 год молодость (ранняя зрелость) – 21-35 лет зрелость – 35-60 лет первая старость (пожилой возраст) – 60-75 лет старость (преклонный возраст) – 75-90 лет долгожительство – старше 90 лет В процессе становления личности удовлетворяются следующие потребности: 1) принадлежать к социальной группе; 2) занимать в ней определенное положение; 3) пользоваться вниманием и привязанностью окружающих; 4) быть объектом уважения и любви; 5) потребность в самоуважении; 6) потребность в самоактуализации. Стать личностью означает:
Личностные ценности – это осознанные и принятые общие смыслы жизни человека. В.Франкл: «Поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так и в существовании, смысл его жизни также уникален». Смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи членам определенного общества обозначают ценностями. Обладание ценностями облегчает поиск смысла жизни. «Жизнь либо имеет смысл и в таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее» (из разговора со смертником в день его казни: В.Франкл: «Человек в поисках смысла») Гармоничная личность предполагает наличие трех компонентов:
Мотивация поведения личностиПод мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей. В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей. Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и пр..) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и пр.). Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия». В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок (Чуфаровский Ю.В.). Ценностные ориентации, интересы, идеалыПоведение человека людьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение». Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные. Личностные ценности представляют собой моральную основу характера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п. Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей. Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание (Чуфаровский Ю.В.). Направленность личностиОдна из существенных сторон мотивации поведения человека — направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.). Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений, Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке). Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избирательность его отношений. Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик. Как правило, качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вариантов: у одних он узкий, у других — широкий. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности. Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности может не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуализация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намерений. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направленность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состояниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них (Чуфаровский Ю.В.) Использованная литература: 1. Менделевича В.Д. Клиническая и медицинская психология. 2. Зибер А.Э.Кандидатская диссертация «Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженность и степенью компенсации личностных расстройств». 3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|