|
Взаимосвязь Характера и Темперамента.Автор статьи: Лукичева Светлана Владимировна
Взаимосвязь Характера и Темперамента. Существует большое количество трудов и разработок по изучению данной темы. Они основаны на различных теоретических и практических взглядах и подходах, а значит, описание всей системы изучаемых феноменов имеет свою ценность. Изучение данной проблематики дает наиболее полное представление о неотъемлемых психических особенностях человека, без которых невозможно дальнейшее изучение психологии и работы в практической деятельности. Существует прямая зависимость темперамента и характерологических черт личности. Характер - (от греч. charakter — отпечаток; признак, черта, особенность) — «индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах». Как видно из определения, наиболее полно характер проявляет себя в деятельности, а именно в каких-либо особенностях, устойчивых ее отличиях, т.е. в том, что является специфическим для деятельности конкретного человека. Под особенностями и отличиями я имею ввиду, например: желание человека выполнить какую-либо работу лучше других или стремление всегда браться за трудновыполнимые задачи, а не те, что лежат на поверхности. Когда другому человеку, наоборот, будут присущи действия противоположной направленности (стремление браться за простые в достижении задачи, безразличное отношение к превосходству над другими). Эти отличия и будут являться чертами характера у конкретного человека. «Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах». Отдельно отмечу, что данные особенности должны быть существенными и проявляться чаще других, но это не значит, что человек, который, к примеру, любит находиться в центре внимания и любит веселиться не может испытывать грусть и желание уединиться, просто желание побыть одному возникает у него реже. Характер формируется, развивается и изменяется на протяжении всей жизни. На него оказывают влияние социальная среда, общественный строй, сам уклад жизни и те или иные конкретные обстоятельства, случающиеся в ней. В зависимости от того какие люди окружают индивида, какая из социальных групп (одноклассники, однокурсники, сотрудники на работе, семья, товарищи по спортивной команде и т.д.) является референтной, и какие она «озвучивает» ценности, у человека формируются те или иные индивидуальные черты характера. Согласно одному из отечественных подходов к классификации черт характера, их формирование связывают с психическими процессами. В связи с чем выделяют эмоциональные (порывистость, горячность, впечатлительность, инертность, отзывчивость и др.), волевые (решительность, самообладание, настойчивость, самостоятельность, активность и др.) и интеллектуальные (глубокомыслие, находчивость, сообразительность, любознательность и др.) черты. Согласно другому подходу черты характера рассматривают в зависимости от направленности личности, выражающейся в деятельности, отношении к миру, себе и людям. Под направленностью личности понимают некое ведущее звено, которое полностью охватывает психическую активность субъекта, от потребностей до идеалов. Направленность личности представляет собой некую сумму ведущих мотивов, необходимых для ориентировки человека в деятельности. Черты характера, определяющие отношение индивида к деятельности, труду, работе, подразумевают наличие целей, от которых в свою очередь зависит устойчивость интересов человека и его привязанностей. Черты характера, определяющие отношение индивида к себе, обычно находят выражение в эгоистичном или альтруистичном поведении. Когда черты характера выражаются в отношении других людей принято говорить о правдивости, честности, справедливости, чуткости и т.д. Характер формируется при жизни, какие же этапы он проходит в своем становлении. Примерным периодом наибольшего расцвета в становлении характера можно считать возраст от двух - трех до девяти - десяти лет. В этот возрастной промежуток дети активны в общении со сверстниками и взрослыми, которых они активно слушаются и подражают им, часто без проявлений критичности по отношению к ним. Здесь особую роль играет то, как взрослые общаются с ребенком и между собой, какого стиля воспитания придерживаются родители, ведь, как известно тот или иной стиль воспитания «приводит» к своим последствиям в жизни ребенка и, возможно, в жизни уже его будущих детей. Причем стиль воспитания оказывает влияние на ребенка уже с первых дней его рождения. Здесь появляются такие черты, как общительность или замкнутость, доброта или черствость, отзывчивость или эгоистичность. Трудолюбие, ответственность, аккуратность формируются в дошкольном детстве – наиболее полно в игре вместе с развитием произвольности. Когда ребенок идет в школу, активное развитие получают черты характера, которые проявляются в отношениях с другими людьми, потому что в школьной среде ребенку каждый день приходится контактировать с большим количеством людей: одноклассниками и учителями, от качества взаимоотношений с которыми, чаще зависит успешность в обучении, общее эмоциональное и даже физиологическое состояния ребенка. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. В ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. Хотя по достижению взрослости характер человека считается сформировавшимся, он не останавливается в развитии, а продолжает трансформироваться в зависимости от влияний происходящих событий и от совершаемых человеком поступков. Разобрав примерные периоды становления характера, отдельно отмечу ошибочность некоторых теорий, в которых считается, что фиксация характера происходит уже в раннем детстве и считается окончательно сформировавшимся к подростковому возрасту. К таким относятся точки зрения Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. Итак, характер – это некая система особенностей и черт, присущих каждому конкретному человеку. Его свойства взаимосвязаны, трансформируются в течение жизни и являют собой целостное образование. Темперамент - (от лат. temperamentum — соразмерность; умеренность) — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Первым кто начал изучать темперамент считается Гиппократ. Он считал, что в теле человека есть четыре жидкости: кровь, лимфа, желчь, желчь черная, и какая-либо из этих преобладающих жидкостей определяет принадлежность человека к одному из соответствующих типов темперамента: сангвиническому, флегматическому, холерическому, меланхолическому. Не смотря на то, что Гиппократ выдвинул свою теорию еще во времена до нашей эры, а аргументы в пользу рассмотрения преобладания крови, лимфы или одной из желчи являются давно оспоренными, предложенное им деление на четыре типа принято и в наши дни. Кратко рассмотрим их подробнее: Сангвиника можно описать как человека энергичного, уравновешенного с подвижной нервной системой. Такие люди общительны и любят внимание. Эмоциональные нагрузки переносятся ими легко, также легко они подстраиваются под новое дело и переключаются с одного занятия на другое. Обладают высокой социальной адаптивностью и работоспособностью, которая позволяет им долго не утомляться. Однако для людей с таким типом темперамента не подходит однообразная монотонная работа. Флегматический тип можно узнать по уравновешенности и внешней невозмутимости, инертности. Для человека, принадлежащего к данному типу свойственно иметь устойчивые стремления и настроение, его трудно «вывести из себя». Переключение на различные виды деятельности происходит с трудом, как и вообще удержание внимания. Такие люди долго включаются в работу, однако, благодаря своей работоспособности могут также долго трудиться до полной самоотдачи. В человеке, которого отличает порывистость, страстность, неуравновешенность, неустойчивость, сильные аффекты, быстрые и резкие смены настроения, без сомнений, можно опознать холерический тип темперамента. Такие люди умеют преодолевать трудности, но им трудно быть сдержанными. Их отличает агрессивность и способность быстро становиться раздраженными и вспыльчивыми в сочетании со столь же стремительной способностью «остывать» и успокаиваться. В труде такие люди столь же порывисты. С одной стороны, при личной заинтересованности в выполнении задания они могут долго и упорно работать, однако, разочаровавшись в идее или в своих силах, сразу бросают начатое занятие. К меланхолическому типу относятся люди со слабой нервной системой, т.е. ранимые, склонные к глубоким переживаниям, чувствительные. Они быстро утомляются, вяло реагируют на происходящие события, обладают нестабильным эмоциональным фоном, высокой тревожностью. Быстро устают и нуждаются в частом отдыхе, поэтому лучше справляются с работой, не требующей немедленного реагирования, зато в отличие от сангвиников, легко справляются с монотонной однообразной работой. Люди меланхолического типа склонны к самоанализу, глубокой рефлексии, познанию самих себя, поэтому меньше остальных заинтересованы в общении с окружающими. Часто их самооценка низкая из-за склонности к преувеличению своих недостатков и даже незначительных неудач. Выделение этих типов условно, так как в «чистом» виде не встречаются. Чаще всего индивид совмещает особенности двух типов темперамента. Но все же, один из них обычно является преобладающим, а значит характеристики, описывающие тот или иной тип, будут наиболее точно подходить под описание особенностей данной личности. Также стоит помнить, что каждый из типов темперамента характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами и степень развития первых или вторых не является строго заданной. А это значит, что в процессе воспитания следует добиваться развития положительных качеств, присущих определенному типу и ослабления недостатков, проявляющихся в поведении. Опираясь на вышеприведенные характеристики, выделю основные особенности темперамента: - постоянство индивидуально-психологических свойств личности (быстрота ума, скорость восприятия и переключения внимании, проявление эмоций и т.д.); - типы темперамента соотносятся с основными типами высшей нервной деятельности. Таким образом, к первому пункту выделенных особенностей относятся следующие сферы: общая активность индивида, его эмоциональности и моторики. Общая активность проявляется в стремлении человека к самовыражению, преобразованию действительности. На одном полюсе такой активности будет инертность и вялость, а на другом энергичность и стремительность. К эмоциональной сфере относятся импульсивность, т.е. «быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их», эмоциональная лабильность (время за которое какое-либо эмоциональное состояние прекращается или заменяется другим), впечатлительность (способность эмоционально реагировать там, где другие люди не смогут аффективно воспринять или ответить на ситуацию). Устойчивость темперамента – его отличительная черта. Он слабо подвержен изменениям на протяжении жизни и в определенных ситуациях. Но свойства темперамента не обязательно остаются неизменными. Например, медлительный и быстро утомляемый человек с меланхолическим типом темперамента может долго и упорно трудиться, если данный вид деятельности представляет для него интерес и значимость или если человек проявил достаточную силу воли. Легко возбудимый человек с холерическим типом темперамента может не проявить агрессивность и вспыльчивость там, где ситуация предполагает мирное разрешение конфликта и соблюдение определенных правил и норм общения. Во многом те или иные проявления темперамента связаны с культурой и воспитанием личности, с тем, на сколько человек выстраивает поведение в соответствии с потребностями других людей, моралью, волей и общественным мнением. Взаимосвязь характера и темперамента О том, как взаимосвязаны характер и темперамент спорили многие авторы. Если обобщить их опыт и попытаться систематизировать их высказывания, то можно выделить 4 группы суждений: 1. Характер и темперамент тождественны (сюда относится теория Кречмера). 2. Характер противопоставлен темпераменту (П. Викторов). Согласно взгляду Викторова темперамент врожден и является первичной реакцией человека, характер же основывается на опыте и по отношению к темпераменту вторичен. Так как вторичные реакции являются наиболее подходящими и востребованными в жизни индивида, они подавляют проявления первичных, тем самым характер и темперамент противопоставляются друг другу. 3.Темперамент как составная часть характера (М. Рубинштейн). Рубинштейн понимал темперамент как неизменную часть постоянно трансформирующегося характера. 4. Темперамент – основа характера (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Выготский проявлениями темперамента считал наследственные реакции, телосложение, инстинкты, эмоции. А характер, согласно его теории, является результатом воспитания. Рубинштейн же подчеркивал динамические характеристики темперамента: импульсивность, темп, сила, устойчивость, на основе которых, формируются те или иные черты характера. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей человека. Но если темперамент имеет прямую связь со свойствами нервной системы и является заданным для ребенка образованием, то характер, как указывалось выше, является образованием прижизненным, на которое темперамент оказывает самое непосредственное влияние. Например, такая черта характера как трудолюбие с большей вероятностью разовьется у человека с сангвиническим типом темперамента, конечно не исключая влияний внешней среды и воспитания. Вместе с тем темперамент не предопределяет характер, а является его динамической стороной, определяя эмоциональную направленность характера, скорость протекания психических процессов. Интересным является еще и тот факт, что характер в свою очередь тоже оказывает влияние на темперамент. Так частое пребывание в подавленном состоянии может сильную нервную систему сделать слабой и наоборот. Таким образом, и темперамент, и характер (в разной степени) претерпевают изменения на протяжении всей жизни. И один и тот же тип темперамента способен привести к отличным чертам характера. Так, «меланхолик» может обладать сильным характером, а «сангвиник» оказаться слабохарактерным и нерешительным. Характер и темперамент органически взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние, выражаясь в неповторимости каждого человека. Следует четко понимать, что темперамент не синоним характера. Он не определяет предел возможностей человека, не влияет на его мировоззрение, убеждения, взгляды, ценности, но относится к динамической стороне деятельности. С содержательной же стороной личности связан характер. Приведу пример некоторых апробированных и широко распространенных тестов - опросников в основном применяемых для подростков и взрослых: --«Характерологический опросник Леонгарда - Шмишека». Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет" (опросник состоит из 88 утверждений). --«Опросник К. Юнга». Инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ» (опросник состоит из20 вопросов). -- «Личностный опросник Г. Айзенка». Инструкция: «Ответьте на вопросы, вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который придет вам в голову. Отвечайте на вопросы быстро и точно. Помните, что нет хороших или плохих ответов». Если Вы согласны с утверждением, поставьте “да“, если не согласны – “нет“ (опросник состоит из 57 вопросов, на выбор можно предложить 3 варианта тестовых вопросов). --«Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко». Инструкция: «Данный тест поможет вам определить тип вашего характера, его особенности. Вам предложены: лист вопросов и лист ответов. Прочитав в листе вопросов каждый вопрос - утверждение, решите: типично, характерно это для вас или нет. Если да, то тогда обведите кружком номер этого вопроса на листе ответов, если нет, то просто пропустите этот номер. Чем точнее и искреннее будут ваши выборы – тем лучше вы узнаете свой характер. После того как лист ответов будет заполнен, подсчитайте сумму набранных вами баллов по каждой строке (один номер, взятый в кружок, – это один балл). Проставьте эти суммы в конце каждой строки» (опросник состоит из 143 утверждений).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|