Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?

Индивидуальный стиль деятельности или  особенности темперамента?

 В настоящее время резко увеличился интерес людей к практической психологии. Человеку интересно познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направление личности, отношение к деятельности и жизни, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях. 

Психологические знания помогают вскрывать внутренние резервы человека, помогают разбираться в своих сложных проблемах и находить выход из сложившихся ситуаций без значительного  нервно-психического напряжения. Этим и обоснована  актуальность рассматриваемой нами темы «индивидуальный стиль деятельности или  особенности темперамента».

 Каждый из нас не редко замечал, люди, обладающие примерно одинаково развитым вниманием, памятью, сходным воображением и мышлением, в жизни ведут себя по-разному. Эти различия в социальном поведении невозможно полностью объяснить, исходя только из представлений о познавательных процессах человека. Необходимы знания других аспектов психики человека, позволяющие не только глубже понять его поступки, но так же удовлетворительно объяснить имеющиеся между людьми индивидуальные различия в социальном поведении. Для этого необходимо  знать способности, темперамент, характер, интересы и потребности, чувства, отношения человека.

Понятие темперамента в современной психологии.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют четыре  типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей». Гиппократ считал, что тип темперамента определяется преобладанием в организме одной из жидкостей. Если в организме преобладает кровь, то человек будет подвижным, то есть обладать сангвиническим темпераментом, желтая желчь сделает человека импульсивным и горячим – холериком, черная желчь – грустным и боязливым, то есть меланхоликом, а преобладание лимфы придаст человеку спокойствия и медлительности, сделает флегматиком. Утверждение о прямой зависимости темперамента от жидкости в нашем организме выглядит с современных научных позиций наивно, но древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг.

 

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее соответствуют индивидуальной особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.  Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера  и  поведение человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент  от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Культура, обучение, воспитание,  несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешние проявления  темперамента человека. В результате этого в наблюдениях из вне динамических особенностях социального поведения человека,  мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

Понятие индивидуального стиля деятельности .

Индивидуальный стиль деятельности можно определить по-разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой работы. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем  как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом. Ядро индивидуальной деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы.

Особенностями стиля индивидуальной деятельности являются:

1.      Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2.      Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Индивидуальный стиль деятельности проявляется во всех  особенностях выполняемых действий человеком, в то время как темперамент - лишь в их динамических особенностях. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой в основном внешние формы поведения. При этом внутренние процессы, происходящие в человеке, могут не соответствовать внешне наблюдаемому его поведению. В динамике внутренней активности и внешними проявлениями могут быть значительные расхождения. Темпераменту это не свойственно: и внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны по своим динамическим проявлениям. Вместе с тем, темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связаны друг с другом. Их связь проявляется в следующем: индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особенности обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие соблюдается не всегда. Например, будучи флегматиком, человек, может быть вынужденным заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него проявления динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будет быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека соответствуют друг другу, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность.

Факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля деятельности.

Какие факторы влияют на формирование и развитие индивидуального стиля деятельности? Таких факторов несколько. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складывается и под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, а так же  под воздействием наблюдения со стороны ребенка за взрослыми людьми и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методом проб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.

У взрослых людей индивидуальный стиль деятельности складывается под воздействием их профессиональной нагрузки, в частности, успехов и неудач в этой деятельности. Те особенности индивидуального стиля деятельности, которые приводят человека к успехам в работе, отражаются и закрепляются; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, со временем устраняются. Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента, индивидуальный стиль деятельности человека становится обычно уже в зрелые годы, когда человек накапливает достаточно большой жизненный опыт и перед ним встает задача максимально оптимизировать свою деятельность, добиться в ней наилучших результатов при минимальных затратах энергии, усилий и времени.

Таким образом, темперамент – это прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Они характеризуются скоростью возникновения, устойчивостью и силой протекания психических процессов. Индивидуальный стиль деятельности - это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов, приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты. Если при выборе профессии учитывать тип темперамента и согласовывать его с требованиями к индивидуальному стилю деятельности, можно в будущем избежать разочарований в профессии.

 



Просмотров: 593
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Особенности изобразительной деятельности при деменции
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Индивидуальный стиль близких отношений
  • Оцените ваш индивидуальный стиль общения.
  • Индивидуальный стиль консультирования (провоцирование-пробуждение)
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Дистанционное обучение. О практической деятельности.
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности
  • Как улучшить результаты вашей деятельности?
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Сидячие и неподвижные виды деятельности
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Работа с зависимостями в практической деятельности психолога
  • Психологические аспекты экскурсионной деятельности лиц с ОВЗ
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • О деятельности психолога
  • Принцип деятельности.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Осознанный патриотизм: из опыта преподавательской деятельности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь