Индивидуальный стиль консультирования (провоцирование-пробуждение)

Индивидуальных стилей, по определению, столько, сколько консультантов, и поэтому нет никакого смысла пытаться их все описать. Однако в стилях есть некоторые тенденции, которые могут влиять на динамику происходящих в процессе консультирования изменений и, следовательно, на эффективность консультанта. 

  • Что требуется от меня как от консультанта, чтобы быть наиболее эффективным?
  • На что мне опираться в выборе своей тактики в каждый данный момент?
  • Чего я ожидаю от своих действий?
  • Как я буду оценивать свою эффективность?

Каждый из консультантов ставит перед собой эти или подобные вопросы, и каждому известно, как сложно найти на них ответ. С одной стороны, эти вопросы еще раз подчеркивают то, что в работе мы сами являемся собственным инструментом. С другой — они указывают на взаимосвязь между нашими профессиональными действиями и самонаблюдением. Наконец, с третьей стороны, они демонстрируют взаимосвязь между тем, как мы наблюдаем за собой («из какого места» мы наблюдаем за собой) и как нам видится цель консультирования.

Остановимся на последнем — представлении консультанта о цели консультирования.

Принципиально можно выделить два типа решения вопроса о цели консультирования: в одном случае целью видится разрешение конкретной задачи или ситуации, в которой оказался клиент; в другом случае «разрешение проблемы» отступает на второй план перед необходимостью осознания клиентом всей сложности жизненной ситуации и всего многообразия имеющихся выборов и альтернатив. Условно говоря, упрощая, первый подход можно назвать ориентированным на цель, а второй — на клиента.

Опираясь на существующие исследования, Е. Nevis (1990) отметил, что в зависимости оттого, как консультант подходит к выбору цели своей работы, можно выделить два основных стиля:

провоцирующий и пробуждающий.

Провоцирующий стиль основывается на представлениях консультанта, что изменения в клиенте происходят вследствие внешнего воздействия и что работа с клиентом может оказаться результативной, только если консультант вынудит или заставит что-то произойти. Действия консультанта здесь уподобляются толчкам или даже ударам, задача которых прорваться в сознание клиента и подтолкнуть его к ответным действиям, влекущим за собой перестройку и адаптацию.

Пробуждающий стиль направлен на пробуждение у клиента интереса к тому, что с ним происходит. Пробудить — значит вызвать изменения в отношении к тому, что происходит.

Целью в этом случае является пробуждение сознания клиента для овладения новыми навыками, чтобы быть более эффективным в конкретной ситуации и в жизни вообще. У консультанта здесь принимающая позиция.

Провоцирующий стиль может описываться как заставляющий клиента изменяться.

В отличие от него, пробуждающий стиль позволяет клиенту проявлять себя.

Дальнейшие представления об этих стилях можно почерпнуть из таблицы, описывающей особенности поведения консультанта в зависимости от выбранного им стиля:

Индивидуальный стиль консультирования провоцирование пробуждение

 Таблицацитируетсяпо: Nevis Е. Evocative and Provocative Modes of Influence in the Implementation of Change //The Gestalt Journal, Vol. VI. № 2. 1983. P. 7.

 

Прежде чем делать какие-либо выводы, важно подчеркнуть, что не существует никакого параллелизма между этими стилями и эффективностью оказываемой помощи. Необходимо помнить, что в консультировании, как и в терапии, намерение не гарантирует результат. Существует множество отлично функционирующих консультантов, которых можно отнести к одному или другому из вышеперечисленных стилей.

Важно другое — то, насколько мы умеем наблюдать за собой и насколько наш стиль нами осознан и принят.

 

Исследование индивидуального стиля

Мы хотим пригласить вас к исследованию вашего собственного стиля консультирования. Для этого мы предлагаем вам на отдельном листе бумаги сделать следующую схему: по горизонтальной оси вы будете отмечать уровень подталкивания к изменениям, а по вертикальной — уровень поддержки.

Уровень поддержки уменьшается сверху вниз, то есть наверху он максимально высокий, а внизу минимальный (в нижней точке оси ординат поддержка практически отсутствует).

Уровень подталкивания к изменениям максимален слева и уменьшается вправо.

Таким образом, благодаря пересечению этих осей мы получили четыре квадранта. Теперь пишите слова, характеризующие каждый квадрант, — это будет отражать ваши представления об этом квадранте.

Например:

Этот рисунок поможет вам поразмышлять над собственным стилем консультирования.

Это упражнение можно расширить, если вы найдете двух коллег, которые согласятся заполнить для себя подобные схемы. Кроме схемы для себя, пусть каждый заполнит еще две — по одной для каждого из партнеров: как вам кажется, партнеры могли бы охарактеризовать для себя эти квадранты. После этого у вас троих появится возможность обсудить друг с другом, как вы видите свой стиль и как его видят другие.

 



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Как передать клиента от бизнес-консультанта к психологу быстро и качественно?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Стиль жизни ожидание или что такое перекур
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Соглашение о стандартах консультирования между психологом и клиентом. Информация для клиентов.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь