Психологические аспекты экскурсионной деятельности лиц с ОВЗ

Экскурсионная деятельность играет значительную роль в образовании, патриотическом и общем воспитании и развитии личности, является объектом педагогической науки. Экскурсионная группа как объект исследования может изучаться в основном с помощью организационных и эмпирических методов: сопоставления различных групп экскурсантов по возрастным, половым и другим признакам, наблюдения и самонаблюдения участников экскурсии, лонгитюдные методы и т. д.

Экскурсия выявляет целый ряд психических явлений, наблюдение за которыми дает специалистам ценную информацию для размышлений. Как известно, все психические явления подразделяются на три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Если говорить схематично, то экскурсия применительно к экскурсанту – это работа познавательных и эмоциональных психических процессов, направленная на установление определенных психических состояний (эмоциональных, мотивационных и т. д.) с учетом определенных личностных свойств. Результатом экскурсии является формирование перцептивных образов, соответствующих полученной информации. Характер объектов показа определяет содержание повествования, повествование же предполагает наличие определенных объектов показа. Иными словами, экскурсия – это синтез визуальной и звуковой информации, служащий процессу познания. Основным психологическим механизмом экскурсии является восприятие. В основном на ней задействованы такие виды восприятия, как зрительное и слуховое (отчасти также осязание).

Здесь следует вспомнить о таком психологическом механизме, как внимание. Особенности внимания мало различаются у инвалидов и здоровых людей, хотя у каждого человека они свои. Уровень внимания слушателей может зависеть не только от содержания информации и подачи ее рассказчиком, но и от ряда иных факторов. Среди них можно назвать, прежде всего, личностные установки слушателей и различные стрессоры.

Особую категорию посетителей экскурсий представляют люди с ограниченными возможностями здоровья. В любой стране мира инвалиды являются одной из наиболее закрытых, маломобильных групп населения. Они более склонны к необоснованной тревожности. Тревожность экскурсанта с ОВЗ может быть как индивидуальным личностным свойством, так и следствием посттравматического стресса или замкнутого, закрытого образа жизни. Безусловно, подобный образ жизни и обучение посредством дистанционных технологий накладывают отпечаток на психическое состояние человека, проявляющийся в необщительности, отчужденности. Кроме того, такие люди чаше проявляют страх и недоверие к окружающей среде, отовсюду ожидают опасности, что чревато, в первую очередь, ослаблением внимания. Поэтому при любых обстоятельствах местоположение группы должно не только служить подходящей точкой обзора экскурсионного объекта и быть безопасным для экскурсантов, но и исключать возможность получения психического ущерба. Местонахождение экскурсионной группы должно быть максимально удалено от строительных и реставрационных работ, а также, по возможности, от проезжих частей и взлетно-посадочных полос [2].

Нарушения функций зрения приводят к ослаблению зрительных ощущений у слабовидящих или полному их угасанию у слепых. Любое сокращение интенсивности ощущений неизбежно отражается на восприятии. Для слабовидящих экскурсантов отсутствие визуального ряда необходимо компенсировать за счет звукового ряда и других каналов передачи информации. Слабослышащие люди, наоборот, отдают приоритет визуальной информации [1].

В заключение следует сказать, что экскурсия – это не только рассказ, воспроизведение информации гидом, но и общение гида с экскурсантами. Её можно охарактеризовать как разновидность диалогического общения с элементами императивного общения. Для лиц с ОВЗ дополнительная возможность общения с гидом особенно важна, учитывая их специфический образ жизни и обучения.

 

Литература

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.

2. Подготовка и проведение экскурсий : методические рекомендации / Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС ; Главное экскурсионное управление. Центральное рекламно-информационное бюро "Турист". М., 1974.



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Влияние визуальной информации на развитие мышления
  • Помощь в поиске информации студентам и не только
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Психология восприятия новой информации
  • психотипы личности по восприятию информации
  • Нейрофизиологические аспекты влияния определенных цветов и образов на эмоциональную сферу человека ч.1
  • Можно ли доверять биографической информации в регрессивном гипнозе? часть 4
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Кинографика: метод получения информации из бессознательного.
  • как с помощью холистического массажа расшифровать "запись" информации заложенной в теле
  • Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации
  • Фрирайтинг: Упражнение для развития целостного восприятия информации
  • 10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Основные подходы к проблеме ценностных ориентации слепых и слабовидящих
  • Немного информации о механизмах формирования "социальных масок"
  • Схватил мем-вирус! Небольшая "гомеопатическая" доза информации.
  • Еще раз об Информации
  • Источник информации
  • Время турбулентной информации
  • Информации нужен минимум
  • Стратегии переработки информации
  • Как реализуется передача информации
  • В мире информации: как позаботиться о себе?
  • Пожиратели информации и Правило 30 секунд
  • Очистите пространство от диетической информации
  • Мусор и пища на рынке информации
  • Эффективная модель Сбора Информации
  • Что такое считывание информации с поля?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь