|
Психологические аспекты экскурсионной деятельности лиц с ОВЗАвтор статьи: Комолов Олег Евгеньевич
Экскурсионная деятельность играет значительную роль в образовании, патриотическом и общем воспитании и развитии личности, является объектом педагогической науки. Экскурсионная группа как объект исследования может изучаться в основном с помощью организационных и эмпирических методов: сопоставления различных групп экскурсантов по возрастным, половым и другим признакам, наблюдения и самонаблюдения участников экскурсии, лонгитюдные методы и т. д. Экскурсия выявляет целый ряд психических явлений, наблюдение за которыми дает специалистам ценную информацию для размышлений. Как известно, все психические явления подразделяются на три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Если говорить схематично, то экскурсия применительно к экскурсанту – это работа познавательных и эмоциональных психических процессов, направленная на установление определенных психических состояний (эмоциональных, мотивационных и т. д.) с учетом определенных личностных свойств. Результатом экскурсии является формирование перцептивных образов, соответствующих полученной информации. Характер объектов показа определяет содержание повествования, повествование же предполагает наличие определенных объектов показа. Иными словами, экскурсия – это синтез визуальной и звуковой информации, служащий процессу познания. Основным психологическим механизмом экскурсии является восприятие. В основном на ней задействованы такие виды восприятия, как зрительное и слуховое (отчасти также осязание). Здесь следует вспомнить о таком психологическом механизме, как внимание. Особенности внимания мало различаются у инвалидов и здоровых людей, хотя у каждого человека они свои. Уровень внимания слушателей может зависеть не только от содержания информации и подачи ее рассказчиком, но и от ряда иных факторов. Среди них можно назвать, прежде всего, личностные установки слушателей и различные стрессоры. Особую категорию посетителей экскурсий представляют люди с ограниченными возможностями здоровья. В любой стране мира инвалиды являются одной из наиболее закрытых, маломобильных групп населения. Они более склонны к необоснованной тревожности. Тревожность экскурсанта с ОВЗ может быть как индивидуальным личностным свойством, так и следствием посттравматического стресса или замкнутого, закрытого образа жизни. Безусловно, подобный образ жизни и обучение посредством дистанционных технологий накладывают отпечаток на психическое состояние человека, проявляющийся в необщительности, отчужденности. Кроме того, такие люди чаше проявляют страх и недоверие к окружающей среде, отовсюду ожидают опасности, что чревато, в первую очередь, ослаблением внимания. Поэтому при любых обстоятельствах местоположение группы должно не только служить подходящей точкой обзора экскурсионного объекта и быть безопасным для экскурсантов, но и исключать возможность получения психического ущерба. Местонахождение экскурсионной группы должно быть максимально удалено от строительных и реставрационных работ, а также, по возможности, от проезжих частей и взлетно-посадочных полос [2]. Нарушения функций зрения приводят к ослаблению зрительных ощущений у слабовидящих или полному их угасанию у слепых. Любое сокращение интенсивности ощущений неизбежно отражается на восприятии. Для слабовидящих экскурсантов отсутствие визуального ряда необходимо компенсировать за счет звукового ряда и других каналов передачи информации. Слабослышащие люди, наоборот, отдают приоритет визуальной информации [1]. В заключение следует сказать, что экскурсия – это не только рассказ, воспроизведение информации гидом, но и общение гида с экскурсантами. Её можно охарактеризовать как разновидность диалогического общения с элементами императивного общения. Для лиц с ОВЗ дополнительная возможность общения с гидом особенно важна, учитывая их специфический образ жизни и обучения.
Литература 1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. 2. Подготовка и проведение экскурсий : методические рекомендации / Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС ; Главное экскурсионное управление. Центральное рекламно-информационное бюро "Турист". М., 1974. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|