|
Депрессия в континууме теории влеченийАвтор статьи: Детковская Ольга Александровна
В современных исследованиях выделяются три основные причины депрессии: потеря, нарциссическая рана и эндогения (обусловленность процесса в организме внутренними причинами). Бывает так, что депрессия тщательно замаскирована, какой-либо симптом может скрывать что-то другое. Депрессию сложнее распознать, если она обусловлена не потерей объекта, а потерей части собственного Я. Фрейд (1), давая психоаналитическую трактовку депрессии в 1917 году, сравнивает её с нормальным чувством скорби, следующей за смертью близкого человека. Процесс горевания состоит из медленного, постепенного расторжения эмоциональных связей с утраченным объектом и включения его идеализированного образа в субъект. В состоянии меланхолии индивид бессознательно утрачивает объект, в отношении которого испытывал амбивалентные чувства любви и ненависти. «Тень объекта опускается на Я», т. е. происходит идентификация с утраченным объектом, из чего следует меланхолическая ненависть к самому себе и суицидальные тенденции. Здесь имеется в виду: глубокое страдание и постоянная удрученность, исчезновение интереса к внешнему миру, потеря способности любить, задержка всякой деятельности, а также пониженное самочувствие, которое выражается в упреках и оскорблениях в свой адрес вплоть до нарастающего до бреда ожидания наказания (отсюда суицидальные наклонности). При скорби, в отличие от меланхолии, нет чувства потери самочувствия или самоуважения и, что самое главное, человек знает, что он потерял объект, который любил. Здесь нет ничего бессознательного. При скорби потеря признана и принята, при меланхолии нет этого признания потери объекта. В скорби процесс горевания (или психическая работа) состоит в том, что происходит медленное разрывание либидинальных связей с объектом, который изначально чрезмерно инвестирован субъектом. При депрессии огромное количество либидо, которое невозможно инвестировать, душит субъекта, обрекая на неудачные встречи, несчастные любовные романы. Иными словами, как будто это влечение к жизни, сам Эрос оказываются угасшим, дающим лишь возможность существовать, функционировать, а не жить, хотя сексуальное взаимодействие может и продолжаться. Влечения, по Фрейду, являются чем-то изначальным, что это психические движущие силы, подталкивающие организм к некоторой цели, а не абстрактные идеи. В 1920г в работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд вводит новую терминологию, различая два основных влечения: Эрос и влечение к смерти. Эрос нацелен на создание все более крупных единств, т.е. сопротивляться диссоциативным целям разрушительных влечений, которые стремятся разбить связи и, следовательно, разрушить вещи, разрушить саму жизнь. Собственно это и имеет место при депрессии, а именно: нет возможности сопротивляться деструкции, нет возможности создавать и/или сохранять связи. Депрессивный субъект, не только не может удостоить другого доверием и любовью, но и не может принять любовь другого. Это происходит так как будто другой, испытывая наслаждение, не делится им, сохраняя все для себя. При депрессии субъект даже не представляет, какую боль он может причинить другому, и что эта причиненная боль может вызвать ненависть и агрессию у этого другого. Не понимая этого, депрессивный субъект не признает (да и не может признать), что он сам источник своего страдания. Противоположность жизни и любви – смерть. Фрейд (2) представляет влечение к смерти как стремление вернуться к неорганическому состоянию или гомеостазу. Говоря об этом, Фрейд предполагает, что какая-то часть этого влечения к смерти или к деструкции направляется на внешний мир через мускульную систему и преобразуется во влечение к разрушению, овладению или в сильную волю. Именно этим влечением, которое служит и сексуальности, формируется садизм. При этом Фрейд (3) отмечает, что другая часть этого влечения к смерти не участвует в этом смещении вовне, а остается в организме и там связывается либидинально, и что, по мнению Фрейда, именно там мы должны распознать исходный эрогенный механизм. Если не происходит этого либидинального связывания, то возникает внутреннее напряжение. Несвязанное либидо нарушает покой, что запускает различные производные влечения к смерти. Эти производные влечения к смерти могут проявляться как «ипохондрическая тревога» («Во мне есть что-то плохое, или я серьезно болен»), это может быть инфантильная апатия, анаклитическая депрессия, а также определенные состояния или проявления первичного мазохизма (в них происходит ранняя психическая смерть). (Позволю себе напомнить, что под первичным мазохизмом Фрейд понимал «такое состояние, при котором влечение к смерти направлено на самого субъекта, будучи при этом связано или даже слито с либидо. Этот вид мазохизма называется первичным поскольку, ему не предшествует этап агрессивности, направленной на объект и противопоставлен вторичному мазохизму, или иначе, обращению садизма на себя» (4:77)). Достаточно частые проявления мазохизма, негативная терапевтическая реакция, разные патологии детства соотносятся с идеей влечения к смерти. Это влечение к смерти проявляется как неспособность или невозможность передавать психическую энергию, ведет к разрыванию или разрушению связей, что, на мой взгляд, и происходит при депрессии. При этом существуют стимулы, которые представляют собой какое-либо раннее недеструктивное влечение к смерти. Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» обнаруживает повторение как базовую форму деятельности психического аппарата. И это один из важных моментов нашей клинической работы: с одной стороны сила компульсивного повторения может быть разрушительной для других видов психической активности, а с другой, повторение – это одна из базовых структурирующих и не деструктивных разновидностей влечения к смерти. Так и в анализе приходится (или даже необходимо?) все снова и снова возвращаться к наиболее травматичным событиям и воспоминаниям для их тщательной проработки на разных этапах терапии. Депрессивный субъект бесконечно ищет объект любви, но это оканчивается крахом. Любой объект, даже если возникают отношения, через какое-то время все равно перестает быть удовлетворяющим, к нему теряется интерес. Эта связь теряет свою либидинальную нагрузку, возможно, предполагая, что лишь другой идеализированный объект может удовлетворить потребность и ослабить напряжение. Но если Я такого субъекта все время находится в тени утраченного объекта, то невозможно давать и получать самому, невозможно соблазнять и любить. В его распоряжении нет либидо, которым было можно нагрузить другой объект. Здесь полное отсутствие наслаждения. В депрессии ненависть часто замаскирована, не проявляется напрямую, таится под прерыванием отношений или молчанием. Такое агрессивное поведение сводит к абсолютной неудаче и даже краху любые отношения любви (Эроса), сама жизнь замирает. В клинической работе часто встречается материнский фантазм, содержащий деструкцию и ненависть. В повествовании депрессивного субъекта это может выглядеть как образ глупого, злого, никчемного ребенка; человеку необходимо убить это представление о себе, созданное материнским воображением, пусть даже далеко не всегда сознательным. Резюмируя, можно сказать, что депрессия запускается во время конфликта, который обусловлен Эдиповым комплексом. Именно в это время происходит встреча с несоответствующим сексуальным объектом, который не позволяет субъекту испытать возможность или способность соблазнять, способность быть любимым и любить самому. Психоаналитическая работа должна позволить субъекту стать кем-то для себя, для чего необходимо признать сепарацию, что в каком-то смысле является убийством этого несоответствующего объекта. Это позволит субъекту выстраивать новые связи и по-новому, что в конечном итоге позволит ему жить, пусть даже сталкиваясь с ненавистью и деструкцией, разрешать конфликты, а не избегать их.
Библиография
2. Фрейд З. (1920d) По ту сторону принципа удовольствия (Jenseits des Lustprinzips)// Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия: Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1992. 3. Фрейд З. (1924b) Экономическая проблема мазохизма (Das ökonomische Problem des Masochismus)// Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. З.Фрейд. Работы о мазохизме. Пер. с нем. и фр. – М.: РИК «Культура», 1992. 4. Лапланш Ж., Понталис Ж..-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. – М.:Высш. шк., 1996.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|