Движение в психотерапии: ценности и выгоды


Я применяю практику движения в индивидуальных сеансах психокоррекции, имею эффективный опыт сотерапевтирования одних и тех же клиентов с «вербальными» психотерапевтами, и свой подход в работе с клиентами называю «Терапевтическим движением».

Мне известно, что значит, двигаясь, чувствовать жизнь, и это является фундаментом моей веры в необходимость и пользу включения практики движения в курс психокоррекции (психотерапии).

Попробую выделить некоторые ценности и выгоды включения движения в психотерапевтический/психокоррекционный процесс как для клиентов, так и для терапевтов.

 

1. Двигаться на терапевтическом сеансе значит чувствовать себя свободным.

Не секрет, что часто – по крайней мере, поначалу – клиент чувствует себя скованным во время сеансов. Если не учитывать того, что в ситуации первых встреч с незнакомым человеком, наверное, у любого в той или иной мере срабатывают ограничивающие защиты, существуют другие «скелеты в шкафу» клиента, которые вынуждают его оставаться (иногда подолгу) скованным, несвободным в терапии. Это могут быть определенные ожидания, представления о том, как следует себя вести со старшим (т.н. «субординация»), страхи отвержения, наказания за проявленную свободу – не важно в чем, в действиях или мыслях, просто незнание себя свободным и пр. В условиях движения фактор свободы срабатывает сам собой, что влияет на самочувствие клиента, а значит, и на терапию в целом.

Выгода терапевта здесь в том, что свободное движение снимает лишние условности и барьеры между ним и клиентом, делает их взаимообмен более естественным, обеспечивает необходимую глубину для качественной психотерапевтической/психокоррекционной работы.

 

2. При определенных условиях движение позволяет клиенту самому встретиться с собой – своими чувствами, образами, желаниями, движениями и действиями, глубиной, возможностями, силой, творческим потенциалом, определенными психофизиологическими особенностями.

Один из ведущих мотивов обращения клиента к психологу/психотерапевту – узнать себя (разобраться в себе). Эту задачу многие из них часто решают пассивно, опираясь на убеждение, что «мой психолог/психотерапевт (у)знает про меня все». Но активное познание себя, что достигается с помощью движения, выгоднее, поскольку обеспечивает клиента ощущением истинности того, что познанное (в данном случае, «я сам(а)»), действительно таково.

Выгода терапевта здесь в том, что клиент приобретает самостоятельность и независимость в деятельности самопознания, что обеспечивает формирование и/или развитие у него важного для терапии качества ответственности за себя.

 

3. Движение позволяет клиенту проявить себя (чувства, действия, намерения, желания, характер, стереотипы (паттерны) поведения, потенциал), что особенно важно в контексте отношений со значимым другим (терапевтом).

Для определенной категории клиентов «проявить себя» означает выразить - сделать видимыми (заметными) – те или иные свои сильные стороны, прежде по определенным причинам скрытые. Проявляя себя, они осознают право быть проявленными, обретают разрешение пользоваться тем, что проявлено. Таким образом, клиент развивается, что выгодно для терапевта.

Помимо этого, часто задачи клиента лежат в поле отношений с другими людьми. При этом не все, что могло бы быть полезным для терапии в этой области, клиент может показать (даже при наличии у него такого желания) терапевту, работающему в вербальном жанре, а терапевт (даже самый внимательный) – соответственно, увидеть. Выгоды клиента и терапевта очевидны.

 

4. Движение – хорошее средство для работы с последствиями стресса.

Современный человек не привык двигаться – тогда как это первоочередное средство для полноценного выхода из эмоционального стресса. Он отягчен (загрязнен) шлаками непрожитых эмоций, что лишает его стрессоустойчивости, мешает по-настоящему проживать актуальные чувства и эмоции. Благодаря практике движения на терапевтических сеансах клиент сможет почувствовать вкус к двигательной активности. Через движение на терапии он сможет выразить ­­– прожить, освободиться от «старого багажа» непрожитых эмоций, очиститься. Клиент почувствует себя лучше, спокойнее, сумеет расслабиться, что выгодно и для него и для терапевта.

 

***

Вот отзывы некоторых специалистов о применении движения в практике (это преимущественно представители интегративного, гуманистического направлений, гештальт-терапии):

 

«Актуальность применения движения как терапевтического средства определяется индивидуальностью клиента и направлением. Не считаю, что в психотерапии достаточно одного вербального анализа. Если вижу, что нужно подключать движение, подключаю». (О.Одинцова)

 

 «Движение важно, т.к. двигаясь, клиент больше имеет возможности почувствовать себя и проявить». (С.Ильина)

 

«Движение очень важно в сессии, даже если это не телесная терапия. Перлз в гештальт-терапии ставит движение чуть ли не в центр». (А.Горобец)

 

«Без движения никак, важно понимать и видеть, что происходит с телом клиента и взаимодействовать с ним, в том числе через тело». (К.Владимиров)

 

***

С учетом вышесказанного (но не только) мною был разработан цикл из 4-х семинаров «ДВИЖЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ» для психологов, психотерапевтов и других специалистов, работающих с людьми, где я предлагаю им возможность познакомиться поближе с движением как терапевтическим средством и испытать его на себе.

 

Подробности о цикле: http://movetherapy.ru/dvizhenie_v_psychotherapy.html

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЦИКЛ СЕЙЧАС!

--------------------------------------------------------------------------

Обо мне:

Резеда Кучкарова,

психолог, танц-перформер, слушательница Международного Института Экзистенциального Консультирования.

 

Образование: Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина, ф-т педагогики и психологии, Институт проблем сознания Международной академии информатизации ООН, Институт танатотерапии.

 

Более 4-х лет практикую в качестве психолога и профессионально работаю с телом. Более 10 лет занимаюсь практикой осознанного движения, танц-перформансом (направление современного искусства).

 

Подробности на сайте movetherapy.ru



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аутентичное движение в танцевально-двигательной терапии
  • Выражение запертых эмоций через движение. 2 Практики.
  • Тело и телесные движения как средства диагностики в психологической практике
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Движение вперёд через преОДОЛЕНИЕ. А может не сейчас? ч.2
  • Что общего между движением ПРИТЯНУТЬ и достижением цели. Четвертое движение любви.
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Движение больше, чем просто жизнь
  • Движение больше, чем просто жизнь (Продолжение)
  • Движение - жизнь! Для детей - особенно.
  • Роль движения и танца в преодолении стресса и депрессии
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Движение вперёд через преОДОЛЕНИЕ. Как это бывает. ч.1
  • Через движение - к гармонии Проект для подростков 11-14 лет
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • О проекте программы «Свободное движение».
  • Терапевтический потенциал танца и движения.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • О гештальт терапии для клиента
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь