Понятие «мотивация» в теориях психологии и менеджмента

В статье рассматриваются различные подходы в трактовке понятия «мотивация» в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из центральных в психологии. Психолог, в отличие от психофизиолога, не думает о мотивации в терминах биохимического состояния или неврологического возбуждения. Вместо этого психологи изучают поведение в контексте взаимоотношений индивида с окружающим его миром (Нюттен, 2004).

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Это исследования ученых психологов, социологов, теоретиков менеджмента. Все они предлагают свои взгляды на мотивацию, как в плане теории личности, так и в плане трудового поведения человека (Леонтьев, 200З).

Психология мотивации и связанные с ней проблемы стали привлекать внимание ученых с 1930-х годов. Эта тема явилась одной из центральных в психологических исследованиях личности и представлена многими известными теориями личности (Г. Оллпорт, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Р. Кеттел и др.). Большой вклад в исследование мотивации внесли зарубежные ученые (Ф. Тейлор, К. Альдерфер, Дж. С. Адаме, X. Хекхаузен, Д. МакГрегора), а также отечественные (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон).

Следует отметить, что существование множества точек зрения относительно трактовки понятия "мотивация" объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации. В качестве примера можно привести несколько определений:

  1. Мотивация - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
  2. Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
  3. Мотивация – это формирование интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.
  4. Мотивация – это желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие ее содержание.
  5. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих деятельность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые определяют поведение человека.
  6. Мотивация – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий.

Хотелось бы раскрыть соотношение основных понятий, присущих категории «мотивация». Например, относится понятие «мотив» (от латинского movere - двигать, толкать) - это то, что побуждает к деятельности, побудительная причина действий и поступков человека, связанная с удовлетворением потребностей. Мотивы находятся "внутри" человека (имеют персональный характер), зависят от разнообразных внутренних и внешних по отношению к субъекту факторов, а также влияния других мотивов. Поведение индивида, как правило, детерминировано не одним мотивом, а их совокупностью, образующей определенную мотивационную структуру личности, в которой мотивы находятся в конкретном соотношении друг с другом в зависимости от степени побуждающего воздействия на человека. Процесс пробуждения в индивиде тех или иных мотивов с целью побуждения его к определенным действиям посредством воздействия извне представляет собой мотивирование (Мескон М. Х., 1992). Именно процессы мотивирования лежат в основе управления человеческим ресурсом.

В любом факте возникновения мотива прослеживается также его связь с потребностью и необходимостью ее удовлетворения. Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится ликвидировать. Потребность также возникает "внутри" человека, это необходимое условие любой деятельности, она также вызывает активность субъекта, но потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности (Уткин, 1999). Мотив это уже не сама потребность, а ее проявление, как бы ее трансформированное и конкретизированное выражение. В этом основное отличие понятий потребность и мотив.

Следует различать такие понятия как мотив и стимул, которые не являются тождественными, но довольно часто в литературе употребляются как равнозначные. Стимул (от латинского stimulus - стрекало, погонялка) - по аналогии с мотивом, также означает побуждение к действию, но при этом стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов (Уткин, 1999), они всегда связаны с влиянием извне. Стимул закрепляет возникший ранее мотив (или их совокупность), определенную активность индивида и направление этой активности, принесшие личности удовлетворение потребностей и получение ожидаемого результата, и побуждает к воспроизведению подобного поведения в будущем на прежнем или ином качественном и количественном уровне. В качестве стимулов могут выступать конкретные предметы, действия других людей, предоставляемые возможности, то есть все то, что индивид получит за выполнение определенных действий. Использование различных стимулов с целью активизации тех или иных мотивов в мотивационной структуре личности представляет процесс стимулирования (Потанина, 2008). Таким образом, стимулы (или же в целом стимулирование) выступают одним из средств, с помощью которого можно осуществлять процессы мотивирования, поэтому нельзя смешивать понятия мотив и стимул (мотивирование и стимулирование) и использовать их как равнозначные.

Таким образом, различные авторы рассматривают мотивацию как динамический аспект поведения, посредством которого индивид вступает в контакт — то есть в определенное отношение — с миром. Более конкретно, мотивация представляет собой активный процесс направления поведения к предпочитаемым ситуациям и объектам. Мотивы же оказывают огромное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека как цель, на которую направлено, в конечном счете, поведение.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Нематериальная мотивация - главный источник мотивации сотрудников
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Мотивация к эффективной деятельности
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Мотивация: психологические факторы нашего поведения
  • Рекреационное рискованное поведение: мотивация, динамика, факторы развития.
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Мотивация поведения «назло».
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Эффективные способы мотивации человека
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • Мотивация для движения : Техника "Образ Желания"
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?
  • Метод "кнута" или "пряника"? Нужна ли негативная мотивация?
  • "Неправильный" психолог или неправильная мотивация?
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Мотивация - "как она есть"
  • Марафон "Переживания без перееданий". Неделя первая. Мотивация
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Хочу похудеть или мотивация "сыром".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь