Психологические роли и лишний вес

Автор статьи: Александра Гурылева

Как выглядит поведение человека с лишним весом со стороны? Мы можем отметить как минимум три составляющих его поведения.

Психологические роли и лишний вес

С одной стороны, это взрослый рассудительный человек, который обладает достаточно большим количеством информации относительно снижения веса. С другой стороны, он может вести себя как ребенок, капризничая, оправдывая свое поведение какими-то внешними причинам. И, с третьей стороны, он как строгий родитель ругает себя за срывы, переедание, отступление от правильного питания.

В психологии есть такое направление, как транзактный анализ, согласно которому в каждом человеке неизменно присутствуют три состояния Эго:

  1. Родитель
  2. Взрослый
  3. Дитя

Каждое состояние представляет собой роль, которую человек играет в данный момент времени. Каждой роли соответствует свой поведенческий репертуар.

Родитель
Это шаблоны, нормы, предписания, запреты и правила, которыми человек должен (по мнению Родителя) руководствоваться в своем поведении. Нарушение этих правил влечет самонаказание в виде чувства вины. Внутренний Родитель копирует модель поведения настоящих родителей человека, либо тех, кто его воспитывал. Основные функции Родителя – контроль, безопасность, обучение. Если человек говорит: «надо», «должен», «обязан» - это в нём говорит Родитель.
Дитя
Это эмоциональное, интуитивное, инстинктивное реагирование на жизненные обстоятельства. Для Ребёнка существует только слово «хочу», он требует сиюминутного удовлетворения своих желаний и потребностей, а также всегда проявляет свои эмоции и чувства.
Взрослый
Это рациональное, аналитическое начало, живет по принципу "здесь и сейчас". Взрослый берет на себя ответственность за всё, что с ним происходит. Он говорит «я могу это делать», «мне стоит это делать». Только находясь в состоянии Взрослого, люди могут общаться на равных.

Нет плохих или хороших состояний Эго. Проблемы возникают, когда преобладает или игнорируется какое-то состояние.

Например, многие матери могут игнорировать своего Внутреннего Ребенка, ставя на первое место своего настоящего ребенка. Т.е. она пренебрегает своими желаниями и потребностями, удовлетворяя только интересы своего ребёнка. Это негативно отражается и на ней, и на её ребенке. Из-за чрезмерной опеки её сын или дочь может быть несамостоятельным и избалованным. А мать может компенсировать нереализованные потребности в том числе с помощью еды.

Как правильно говорят, не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя, они всё равно будут похожи на вас.

Именно Ваше отношение к себе научит Вашего ребенка любить или не любить себя в будущем.

Однако, если Внутренний Ребенок чрезмерно проявлен, такой человек не может нормально адаптироваться в социальной среде, потому что не приемлет никаких ограничений и не учитывает интересы других людей. Человек, у которого преобладает Ребенок, при столкновении с трудностями на пути к желаемому, не хочет их преодолевать, у него не хватает терпения и выдержки. Если такой человек решил снизить вес, то при возникновении трудностей, он перестает движение к цели, а отдает предпочтение тому, что можно получить легко и быстро, например, еде.

Когда преобладает Внутренний Родитель, это проявляется в ограничительном типе поведения. Человек загоняет себя в жесткие рамки, излишне скрупулезно следует нормам и правилам, и не позволяет себе ошибаться. Такой человек не дает себе права на получение удовольствия, не проявляет своих эмоций, т.е. живет в постоянном стрессе. С другой стороны, игнорирование Внутреннего Родителя – это отсутствие социальной ответственности и самоконтроля.

Игнорирование Внутреннего Взрослого приводит к безответственности, отсутствию адекватной оценки ситуации. Когда человек подавляет Взрослого, происходит «перекос» в сторону преобладания Родителя или Ребенка.

Таким образом, если Вы решили снизить вес, наиболее эффективным будет гармоничное сочетание всех трех состояний с преобладанием Взрослой позиции:

  • Ребенок будет отвечать за создание целей и их творческое оформление, за стремление к удовольствию.
  • Родитель - следить за четким выполнением рекомендаций.
  • Взрослый - анализировать ошибки, осознавать свою ответственность за результат, менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Поэтому важно научиться осознавать все свои состояния Эго, чтобы использовать их себе на благо, а не чтобы они управляли нами.



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Человек не видит себя со стороны
  • Каждый человек должен любить себя
  • Жизненные роли: Взрослый-Родитель-Ребенок
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Хороший родитель или успешный человек. А можно ли совместить?
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Как говорит уверенный в себе человек
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Когда человек теряет себя
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Только ли человек проявляет бессмысленную жестокость? ....
  • Первая помощь | Если близкий человек "говорит" о суициде
  • Кто победит в будущем человек глупый или человек разумный?
  • Человек, который всегда говорит «нет».
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Человек, которому плохо может раздражать…
  • Поиск себя настоящего. "Человек-оркестр"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь