|
Нужна ли арт-терапия в школьной программе?Автор статьи: Пронина Нина Ивановна
Арт-терапия отличный метод в инструментарии психолога, который показывает отличные результаты. Однако, если включить арт-терапию в школьную программу, то количество обращений к психологам значительно снизиться. В образовании арт-терапию можно использовать как средство психической гармонизации и развития человека. Она выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстанавливает эмоциональное равновесие и устраняет нарушения поведения. Владение приемами арт-терапии дает возможность специалисту-педагогу корректировать эмоциональный фон ученика и развивать творческое воображение, то есть влиять на развитие индивидуальности ученика. Также она дает возможность приводить учеников к сохранению эмоционального равновесия. В отличие от «медицинского» направления, специалисты в области образования, считают, что используемые ими формы арт-терапии не имеют отношения к «лечению». В образовательной области используются такие термины как «развитие творческого начала», «эмоциональное образование» и т.д., это более точно отражает направленность их работы, считает А. И. Копытин, и называет групповые занятия по арт-терапии в образовательном учреждении работой по «художественному самовыражению». «Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используется «педагогическим» направлением, обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому рассматривается как весомый психогигиенический (психопрофилактический) и психокоррекционный фактор». Внедрение способов арт-терапии в образовательной школе поможет учащимся быть позитивно настроенными и эмоционально уравновешенными. Психологи гуманистического направления считают, что если арт-терапия обращается к какому-либо виду искусства (изобразительная, театральная, танцевальная терапии и т. д.) в работе с любым человеком, то у человека начинают работать механизмы приспособления, служащие совершенствованию и реализации самого себя. Реализуя себя в создании и воплощении художественных образов в картинах, скульптурах, сыгранных ролях и т.д. у человека, благодаря этому выходу, происходит личностное понимание мира. Личность стремиться всегда к самореализации, а переживание красоты и экстаза являются ее проявлениями. Задача арт-терапии – способствовать высвобождению в человеке не познанного в себе, она дает возможность человеку прислушаться к собственному внутреннему голосу, помогает раскрыть богатство внутренней природы личности. У арт-терапии есть еще одна особенность – это ее эстетический компонент. «Творчество, - пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творчество дает переживания своей целостности, отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания, оно упорядочивает внутренние процессы человека, действует благотворно на личность. Это объясняется тем, что в человеке заложена естественная потребность воспринимать окружающую действительность через эстетическую среду. В гуманистической психологии считается, что в основе адаптации личности к социальной среде, лежит созидательный акт, сторонники гуманистической психологии делают упор в арт-терапии на творческую активность, на способность человека к самостоятельному созданию в изобразительной продукции форм и образов. По их мнению, творчество является одним из средств преодоления страха. Например, изображение в виде скульптуры или картины способно освободить человека от страха. Творческие удачи создают чувство личного превосходств, появляется чувство личной ценности, а люди, занимающиеся творчеством, лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий в решении внутренних и внешних конфликтов. Опираясь на сказанное, можно констатировать, что терапия искусством (арт-терапия) может служить способом освобождения человеческой личности от конфликтов и сильных переживаний, быть ускорителем терапевтического процесса, дополнительным средством для интерпретации и диагностики, а так же «дисциплинирующей и контролирующей силой», посредством развития внимания к собственным чувствам, повышения индивидуальной самооценки и художественной компетенции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|