Типичные признаки трудной адаптации к саду: на протяжении значительного времени ребёнок плачет при расставании с мамой, покладист в группе, но устраивает вечерние истерики дома, не может найти контакта со сверстниками, боится воспитателя, отказывается кушать непривычную еду, часто болеет.
Тяжёлая, медленная адаптация к детскому саду – это та проблема, которую лечить гораздо сложнее, чем предотвратить.
По сути, процесс адаптации показывает, насколько мама готова доверить своего ребёнка кому-то в принципе и отделиться от него физически.
В раннем возрасте эмоциональный мир ребёнка образован практически только жизненными представлениями его матери, причём не конкретными, а общими. И если мать чувствует тревогу в отношениях с другими людьми, ребёнок перенимает её отношение. У матери может быть множество поводов считать людей небезопасными или ненужными пока или вообще, может быть сотня разумных аргументов, историй из жизни, подтверждающих её мнение, ребёнок же, контактируя с людьми, будет ощущать лишь необъяснимую тревогу.
И хорошо, если рядом с ним мама, оплот его спокойствия, а если она уходит, оставляя наедине с пугающими Другими?
Как понять, что мама тревожится в отношениях с людьми?
- Отказывается от помощи матери, свекрови, подруг, мужа. Это проявляется ещё когда ребёнок совсем маленький. Некоторые мамы сознательно отказываются от замечательной возможности выспаться или расслабиться в салоне красоты, пока с ребёнком находится кто-то другой. Как раз потому что расслабиться им в это время невозможно, контроль осуществлять нельзя, доверия нет.
- Отклоняет приглашения в гости и не зовёт в дом гостей. Сначала мама боится сглаза или инфекций, затем она понимает, что встречаться с другими людьми не особенно-то и удобно: лишние сборы и хлопоты, в результате не получится ни с ребёнком время провести, ни поболтать с подружкой.
- Ограничивает контакты ребёнка с другими детьми. Иногда мама предпочитает обособленное гуляние с ребёнком (развивающие кружки та же история) его возне в общей песочнице в разных дворах.
Другой момент, важный для успешной адаптации ребёнка к детскому саду – готовность матери к физическому отделению от ребёнка и тому, что оно значит. Теоретически к физическому отделению ребёнок готов сам, когда начинает ходить и постепенно отлучается от материнской груди. Обычно это происходит в 1-1,5 года.
Нежелание расставаться с матерью в возрасте 2-3 лет у ребёнка может быть связано с тревогой малыша, отзеркаливающей материнскую, и подкрепляться осознанным или бессознательным нежеланием самой матери отпускать ребёнка.
Как понять, что маме трудно отделиться от ребёнка?
- Пресекает проявления его самостоятельности. Мама до последнего предпочитает сама кормить и одевать ребёнка, ограничивает его познавательную активность («не бегай», «не лезь», «не трогай», «ты упадёшь!», «это для взрослых» и пр.).
- Поощряет проявления поведения более раннего возраста. Некоторые мамы имеют обыкновение носить подросшего ребёнка на руках, другие потакают всем «хочу» ребёнка, его капризам.
- Имеет выгоду находиться с ребёнком в тесной связи. Например, мама не хочет выходить на работу или просто не представляет свою жизнь без постоянной заботы о ребёнке.
Работа с психологом по адаптации ребёнка к детскому саду – это работа с матерью в первую очередь. Снять тревожность, повысить доверие к миру, найти сферы личностной реализации женщины, адаптировать её к жизни с готовым к самостоятельному освоению мира ребёнком – основные задачи, которые обычно ставятся в терапии.
Поэтому лучшая подготовка к детскому саду – стать уверенной, доверяющей людям и своему ребёнку мамой.