|
Пришел, чтобы уйти. Прерывания и отыгрывания в терапии.Автор статьи: Алфимова Елена Николаевна
Бывало ли так, что у вас, уважаемый психолог, прямо на первой сессии с клиентом возникает ощущение, что он не останется в терапии, он хочет уже уйти, сбежать? Именно ощущение, ничем не подтвержденное, но это еще, неосознаваемое, но уже проявившееся чувство, повисло в воздухе между вами? Предложу несколько вариантов развития событий.
Если терапевт отмахнется от этого ощущения, проигнорирует его, то в последующем это может привести к прерыванию терапии. Причем это прерывание окажется полной неожиданностью именно для терапевта. А вот для клиента это было закономерностью, он и пришел для того, чтобы опять проиграть свой привычный сценарий – попробовать начать отношения и прервать отношения. А вот вы могли этого и не заметить, если в самом начале не обратили внимание на это свое ощущение, присутствующего его страха. Иногда это ощущение сопровождается и речью клиента, прислушайтесь. И потом будете ещё долго анализировать, думать, вспоминать: «Что же такого произошло, что клиент сбежал? Что я делал неправильно? Ведь, казалось бы, терапия продвигалась, у нас сложился хороший терапевтический альянс?» Профилактика отыгрываний. Для терапевта очень важно следить за своими ощущениями в переносе и контрпереносе. Очень внимательно относиться к чувствам клиента, аккуратно озвучивать ему про доверие и недоверие сейчас, о сонастройке в процессе предстоящих встреч, о сеттинге, обсуждениях чувств и позитивных, и негативных. Это такой, чувственный, мягкий вариант работы с клиентом. Ну чтобы не спугнуть, что ли))) А кому то, наоборот, очень помогает заключение контракта, устного или письменного. Выбор тактики зависит от личных психологических черт клиента. Второй вариант развития событий – спонтанное решение клиента закончить терапию. Эти случаи часто маскируются под возникновение внезапных обстоятельств: заболел, опять заболел, заболела бабушка – надо теперь за ней ухаживать, переехал в другой район – теперь неудобно добираться, мужа перевели на другую менее оплачиваемую работу - денег не будет хватать, и т.д. Эти случаи действительно маскируются. Многое в продолжении терапии с таким клиентом зависит от того, как клиент вам сообщил о прекращении терапии. Варианты: предупредил заранее или накануне, за какое время до встречи, по телефону или смс, или не пришел и не ответил на ваш уже звонок, объяснил ли причину отказа или просто поставил перед фактом без объяснений. Важно, предполагает ли клиент вашу реакцию на эту ситуацию? Другими словами, видит ли он Другого. И далее, готов ли он что- то делать для продолжения отношений или нет? Это важный вызов ему – это про ответственность! Вариант третий. Про терапевта. Терапевт поймал и осознал свое ощущение, что клиент пришел со «злокачественным» сценарием или с негативным переносом, который может выражаться в определенных фразах, которыми клиент пытается вас разрушить, обесценить. Здесь терапевту важно не поддаться желанию, любой ценой оставить, «уговорить» клиента начать или продолжить терапию. Важно на сессии оставить время для обсуждения этого негативного переноса и предложить обсудить эту важную тему и что, клиент готов или нет обсуждать и делать с этим. Терапевт должен быть готов вынести и гнев и страх клиента, должен быть готов принять и его отказ. И опять обсудить свои чувства на супервизии, чтобы не разрушить себя и не навредить клиенту. Так какие чувства может испытывать терапевт, когда возникает ощущение отыгрываний и прерывания терапии со стороны клиента? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|