|
После первого звонкаАвтор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
Интересно, почему, когда ребенка ведут первый раз в садик, мамы и бабушки не плачут у входа, не вздыхают, не смотрят с такой тоской вслед? Да потому, что беззаботное детство малыша продолжается, ну разве что, в иных условиях. Другое дело — когда первого сентября в первый класс. Это уже настоящий стресс для многих родителей. Как ни крути, а взрослая жизнь ребенка начинается именно с этого момента. Теперь ему во многом придется самому за себя отвечать, теперь будут оцениваться все его успехи и неудачи, теперь придется сражаться не за понравившуюся игрушку, а за право иметь свое собственное мнение. По большому счету именно в этот день мы впервые отпускаем свое возлюбленное чадо в относительно свободное плавание, сами оставаясь на берегу. Но как же хочется броситься за ним вдогонку со спасательным кругом! Так что же надо знать для того, чтобы плавание это стало комфортным и безопасным? Об этом — наша сегодняшняя беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой:
— Мне эта тема близка, поскольку у меня дочь совсем недавно была первоклассницей. Да, многими мамами овладевают страхи: а сумеет ли ребенок адаптироваться в классе, а сможет ли он успешно учиться, а не задавят ли в школе его «уникальную личность»? И для малыша это очень непростое время, которое мы так и называем: кризис семилетнего возраста. И я бы сразу хотела предостеречь родителей от желания отдать ребенка в школу в более раннем возрасте. Да, он у вас уже в пять лет может уметь читать и считать, но это не означает, что он готов к школе. Тут речь идет об эмоциональной, психологической готовности. В таком возрасте и чтение, и счет — это тоже своего рода игра. Отличие урока от игры в том, что игру в любой момент можно бросить, а с урока встать и уйти нельзя. Так зачем же взваливать на бедного малыша раньше времени эту ответственность? Я знаю пример девочки, которую отвели в школу в пять лет, поскольку она все умела. И что же? Второй класс она закончила на двойки, поскольку чисто эмоционально не потянула эту ситуацию. А как быть с сугубо физиологическим отставанием? Ребенок потом может быть у вас круглым отличником, но чувствовать себя изгоем лишь потому, что девочки не пишут ему записки. Всему свое время, и семь лет — это как раз оптимальный возраст для того, чтобы пойти в школу. — А мамины страхи как-то влияют на ребенка? — Безусловно! Он ведь и сам нервничает, а мамины переживания все это только усиливают. Но сейчас есть всевозможные курсы подготовки при школе, которые позволяют более мягко адаптироваться к этому новому периоду. А еще очень полезно дома играть в школу, предоставляя ребенку право быть в роли то ученика, то учителя. Вы заранее можете проигрывать какие-то возможные ситуации, изображая непослушного или нерадивого ученика. Посмотрите, как будет реагировать на это ваш ребенок-учитель, подскажите, как могут развиваться события в таком случае. Придумывайте, моделируйте. — А с ребенком надо сидеть рядом, когда он выполняет какие-то задания? — Сразу надо понять: этот год потребует от вас огромного терпения. Не надо ожидать, что ваш малыш с ходу начнет идеально писать буквы и цифры, что ему все будет легко даваться. И ни в коем случае нельзя впадать в соблазн все делать за него! В школе, где учится моя дочь, проходят конкурсы детских поделок. Так ведь это конкурсы родителей! Да и родители зачастую ничего не делают своими руками, а просто покупают оригинальную вещицу. Да, ребенку надо помогать, но он должен знать, что в это вложен и его труд. Только тогда он сможет гордиться заслуженной наградой. Конечно, куда проще быстренько решить за него примеры, выполнить упражнение и пойти гулять. Но что тогда будет в шестом, в девятом классе? И еще: если вы в конце мая забрали ребенка из детского садика, а потом он у вас все лето был «в свободном полете», то поймите, что ему очень трудно сразу войти в строгую школьную систему. Да, он может капризничать, потому что не хочет рано вставать, да, он привык гонять во дворе, а тут надо полдня сидеть за партой. Так что запаситесь терпением на этот год! — Как вы относитесь к мамам, которые готовы дневать и ночевать в школе? — Такие мамы бывают разных типов. Одни то и дело устраивают «разборки» и скандалы, потому что им все время кажется, что их ребенка в чем-то ущемили или недооценили. Они готовы «зубами выгрызать» заветную пятерку, не понимая, что настраивают против своего чада весь класс, который отлично знает истинное положение дел. Я не говорю, что не надо отстаивать интересы ребенка, если была допущена реальная несправедливость. В классе моей дочери один мальчик делал доклад, и в какой-то момент дети стали смеяться, причем их смех поддержала и учительница. В итоге она поставила плохую оценку, мальчик морально был буквально раздавлен. Так вот, родители на следующий день приехали, открыли перед учительницей энциклопедию и доказали, что ребенок все рассказывал абсолютно правильно. Оценка была исправлена, справедливость восторжествовала. Вот тут мама с папой были совершенно правы: они доказали сыну, что правды можно и нужно добиваться. Более того, они продемонстрировали, что делать это надо не с помощью скандалов, а железной аргументацией, с фактами в руках. — А что представляет собой другой тип «озабоченных» мам? — Эти, как правило, жаждут подружиться со всеми учителями и завучами, готовы быть полезными и нужными школе в любую минуту. Им все кажется, что они тем самым помогут своему ребенку, на деле же это медвежья услуга. А еще мне не нравится, когда мамы между собой шушукаются и обсуждают жизнь класса: кто в кого влюбился, кто за кем бегает, кто кому записочки пишет. Если ваши дети с вами откровенны — дорожите их доверием! И уж не разбалтывайте их секреты. А вообще, у всех этих мам есть большая личная проблема: их жизнь больше ничем не наполнена, и потому им хочется прожить жизнь ребенка за него. Вот над чем стоит задуматься, вот над чем надо в себе работать. — А в каких случаях вы бы сочли необходимым пойти к учителю? — Ну, например, я имела очень жесткий разговор с учительницей, когда узнала, что после второй смены зимой, когда уже темно, она оставляет детей одних во дворе и уходит домой. Это просто вопиющее безобразие, которое нельзя было так оставить. К счастью, эта учительница вскоре уволилась. Ну, а без таких эксцессов я бы пошла к учителю просто поговорить, если бы заметила, что с моим ребенком что-то не так. Именно поговорить, а не устраивать «разборки». Ведь я могу не знать всего, что происходит в классе, могу не понимать, отчего моя дочь приходит грустной или «раздерганной». И тут учитель может многое объяснить или подсказать. — А как быть, если у ребенка возникает конфликтная ситуация с одноклассниками? — Поскольку мы все-таки говорим про первоклашек, то тут особо серьезных и драматичных конфликтов, как правило, не бывает. Но в каждом классе имеются свои «хулиганы», которые без всякой злобы могут очень сильно досаждать девчонкам. Случилось такое и с моей дочерью. Тогда я после уроков дождалась этого мальчика и говорю ему: «Ты в классе самый большой и сильный, а моя — самая маленькая и худенькая, ее кто угодно обидеть может! Я тебя очень прошу, ты не мог бы стать ее защитником?» Всё, после этого он стал ее самым надежным другом и защитником! Теперь они сидят за одной партой, и я абсолютно спокойна за дочь. Понимаете, я дала ему возможность почувствовать себя героем, а для мальчишки это очень важно. Вот так легко можно конфликтные отношения превратить в прочную дружбу. — Насколько я знаю, в первом классе оценок еще не ставят, и все-таки: как в дальнейшем надо реагировать на отметки ребенка? — Я категорически против позиции типа «Мой ребенок никому ничего не должен, пусть учится, как хочет!» С таким отношением к учебе потом в жизни ничего не добиться. Успехи ребенка обязательно надо отмечать, нужно хвалить его. Ему ведь очень важно признание и уважение взрослых. Какой смысл ругать за плохие отметки? Важно разобраться, в чем причина двойки: может, он не сумел разобраться в теме и ему надо помочь, а может, он банально не выучил урок. И тогда надо спокойно объяснить, что он сегодня не пойдет гулять, поскольку вместо одного параграфа придется учить два: старый и новый. Но главное: ребенка никогда не надо сравнивать с другими учениками! Только с самим собой, с собственными достижениями. Для одного пятерка по математике — типичное явление, а для другого четверка — это настоящий прорыв, которым надо гордиться. — В последнее время родительская общественность начала активно бороться за право для своих детей на домашнее обучение. Как вы к этому относитесь? — Если только это не обусловлено реальной болезнью — сугубо отрицательно. Школа — это первый серьезный опыт социальной адаптации, как же можно без него обойтись? Многие родители боятся, что школа всех «причесывает под одну гребенку» и лишает их уникальное чадо индивидуальности. Но именно это «все, как один» и приучает к дисциплине, необходимой в жизни. А уникальность свою ребенок может проявлять в кружках и секциях. Мне интересно, как после домашнего обучения дети будут учиться в вузах? Как они научатся жить в коллективе? Так что не лишайте ребенка радости пойти первый раз в первый класс. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|