После первого звонка

Интересно, почему, когда ребенка ведут первый раз в садик, мамы и бабушки не плачут у входа, не вздыхают, не смотрят с такой тоской вслед? Да потому, что беззаботное детство малыша продолжается, ну разве что, в иных условиях. Другое дело — когда первого сентября в первый класс. Это уже настоящий стресс для многих родителей. Как ни крути, а взрослая жизнь ребенка начинается именно с этого момента. Теперь ему во многом придется самому за себя отвечать, теперь будут оцениваться все его успехи и неудачи, теперь придется сражаться не за понравившуюся игрушку, а за право иметь свое собственное мнение. По большому счету именно в этот день мы впервые отпускаем свое возлюбленное чадо в относительно свободное плавание, сами оставаясь на берегу. Но как же хочется броситься за ним вдогонку со спасательным кругом! Так что же надо знать для того, чтобы плавание это стало комфортным и безопасным? Об этом — наша сегодняшняя беседа с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой:

 

— Мне эта тема близка, поскольку у меня дочь совсем недавно была первоклассницей. Да, многими мамами овладевают страхи: а сумеет ли ребенок адаптироваться в классе, а сможет ли он успешно учиться, а не задавят ли в школе его «уникальную личность»? И для малыша это очень непростое время, которое мы так и называем: кризис семилетнего возраста. И я бы сразу хотела предостеречь родителей от желания отдать ребенка в школу в более раннем возрасте. Да, он у вас уже в пять лет может уметь читать и считать, но это не означает, что он готов к школе. Тут речь идет об эмоциональной, психологической готовности. В таком возрасте и чтение, и счет — это тоже своего рода игра. Отличие урока от игры в том, что игру в любой момент можно бросить, а с урока встать и уйти нельзя. Так зачем же взваливать на бедного малыша раньше времени эту ответственность? Я знаю пример девочки, которую отвели в школу в пять лет, поскольку она все умела. И что же? Второй класс она закончила на двойки, поскольку чисто эмоционально не потянула эту ситуацию. А как быть с сугубо физиологическим отставанием? Ребенок потом может быть у вас круглым отличником, но чувствовать себя изгоем лишь потому, что девочки не пишут ему записки. Всему свое время, и семь лет — это как раз оптимальный возраст для того, чтобы пойти в школу.

 

— А мамины страхи как-то влияют на ребенка?

 

— Безусловно! Он ведь и сам нервничает, а мамины переживания все это только усиливают. Но сейчас есть всевозможные курсы подготовки при школе, которые позволяют более мягко адаптироваться к этому новому периоду. А еще очень полезно дома играть в школу, предоставляя ребенку право быть в роли то ученика, то учителя. Вы заранее можете проигрывать какие-то возможные ситуации, изображая непослушного или нерадивого ученика. Посмотрите, как будет реагировать на это ваш ребенок-учитель, подскажите, как могут развиваться события в таком случае. Придумывайте, моделируйте.

 

— А с ребенком надо сидеть рядом, когда он выполняет какие-то задания?

 

— Сразу надо понять: этот год потребует от вас огромного терпения. Не надо ожидать, что ваш малыш с ходу начнет идеально писать буквы и цифры, что ему все будет легко даваться. И ни в коем случае нельзя впадать в соблазн все делать за него! В школе, где учится моя дочь, проходят конкурсы детских поделок. Так ведь это конкурсы родителей! Да и родители зачастую ничего не делают своими руками, а просто покупают оригинальную вещицу. Да, ребенку надо помогать, но он должен знать, что в это вложен и его труд. Только тогда он сможет гордиться заслуженной наградой. Конечно, куда проще быстренько решить за него примеры, выполнить упражнение и пойти гулять. Но что тогда будет в шестом, в девятом классе? И еще: если вы в конце мая забрали ребенка из детского садика, а потом он у вас все лето был «в свободном полете», то поймите, что ему очень трудно сразу войти в строгую школьную систему. Да, он может капризничать, потому что не хочет рано вставать, да, он привык гонять во дворе, а тут надо полдня сидеть за партой. Так что запаситесь терпением на этот год!

 

— Как вы относитесь к мамам, которые готовы дневать и ночевать в школе?

 

— Такие мамы бывают разных типов. Одни то и дело устраивают «разборки» и скандалы, потому что им все время кажется, что их ребенка в чем-то ущемили или недооценили. Они готовы «зубами выгрызать» заветную пятерку, не понимая, что настраивают против своего чада весь класс, который отлично знает истинное положение дел. Я не говорю, что не надо отстаивать интересы ребенка, если была допущена реальная несправедливость. В классе моей дочери один мальчик делал доклад, и в какой-то момент дети стали смеяться, причем их смех поддержала и учительница. В итоге она поставила плохую оценку, мальчик морально был буквально раздавлен. Так вот, родители на следующий день приехали, открыли перед учительницей энциклопедию и доказали, что ребенок все рассказывал абсолютно правильно. Оценка была исправлена, справедливость восторжествовала. Вот тут мама с папой были совершенно правы: они доказали сыну, что правды можно и нужно добиваться. Более того, они продемонстрировали, что делать это надо не с помощью скандалов, а железной аргументацией, с фактами в руках.

 

— А что представляет собой другой тип «озабоченных» мам?

 

— Эти, как правило, жаждут подружиться со всеми учителями и завучами, готовы быть полезными и нужными школе в любую минуту. Им все кажется, что они тем самым помогут своему ребенку, на деле же это медвежья услуга. А еще мне не нравится, когда мамы между собой шушукаются и обсуждают жизнь класса: кто в кого влюбился, кто за кем бегает, кто кому записочки пишет. Если ваши дети с вами откровенны — дорожите их доверием! И уж не разбалтывайте их секреты. А вообще, у всех этих мам есть большая личная проблема: их жизнь больше ничем не наполнена, и потому им хочется прожить жизнь ребенка за него. Вот над чем стоит задуматься, вот над чем надо в себе работать.

 

— А в каких случаях вы бы сочли необходимым пойти к учителю?

 

— Ну, например, я имела очень жесткий разговор с учительницей, когда узнала, что после второй смены зимой, когда уже темно, она оставляет детей одних во дворе и уходит домой. Это просто вопиющее безобразие, которое нельзя было так оставить. К счастью, эта учительница вскоре уволилась. Ну, а без таких эксцессов я бы пошла к учителю просто поговорить, если бы заметила, что с моим ребенком что-то не так. Именно поговорить, а не устраивать «разборки». Ведь я могу не знать всего, что происходит в классе, могу не понимать, отчего моя дочь приходит грустной или «раздерганной». И тут учитель может многое объяснить или подсказать.

 

— А как быть, если у ребенка возникает конфликтная ситуация с одноклассниками?

 

— Поскольку мы все-таки говорим про первоклашек, то тут особо серьезных и драматичных конфликтов, как правило, не бывает. Но в каждом классе имеются свои «хулиганы», которые без всякой злобы могут очень сильно досаждать девчонкам. Случилось такое и с моей дочерью. Тогда я после уроков дождалась этого мальчика и говорю ему: «Ты в классе самый большой и сильный, а моя — самая маленькая и худенькая, ее кто угодно обидеть может! Я тебя очень прошу, ты не мог бы стать ее защитником?» Всё, после этого он стал ее самым надежным другом и защитником! Теперь они сидят за одной партой, и я абсолютно спокойна за дочь. Понимаете, я дала ему возможность почувствовать себя героем, а для мальчишки это очень важно. Вот так легко можно конфликтные отношения превратить в прочную дружбу.

 

— Насколько я знаю, в первом классе оценок еще не ставят, и все-таки: как в дальнейшем надо реагировать на отметки ребенка?

 

— Я категорически против позиции типа «Мой ребенок никому ничего не должен, пусть учится, как хочет!» С таким отношением к учебе потом в жизни ничего не добиться. Успехи ребенка обязательно надо отмечать, нужно хвалить его. Ему ведь очень важно признание и уважение взрослых. Какой смысл ругать за плохие отметки? Важно разобраться, в чем причина двойки: может, он не сумел разобраться в теме и ему надо помочь, а может, он банально не выучил урок. И тогда надо спокойно объяснить, что он сегодня не пойдет гулять, поскольку вместо одного параграфа придется учить два: старый и новый. Но главное: ребенка никогда не надо сравнивать с другими учениками! Только с самим собой, с собственными достижениями. Для одного пятерка по математике — типичное явление, а для другого четверка — это настоящий прорыв, которым надо гордиться.

 

— В последнее время родительская общественность начала активно бороться за право для своих детей на домашнее обучение. Как вы к этому относитесь?

 

— Если только это не обусловлено реальной болезнью — сугубо отрицательно. Школа — это первый серьезный опыт социальной адаптации, как же можно без него обойтись? Многие родители боятся, что школа всех «причесывает под одну гребенку» и лишает их уникальное чадо индивидуальности. Но именно это «все, как один» и приучает к дисциплине, необходимой в жизни. А уникальность свою ребенок может проявлять в кружках и секциях. Мне интересно, как после домашнего обучения дети будут учиться в вузах? Как они научатся жить в коллективе? Так что не лишайте ребенка радости пойти первый раз в первый класс.



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Надо ли быть интересным для ребенка?
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Мне надо учиться, чтобы потом зарабатывать деньги для мамы или маленькая жизнь с кредитом до гроба
  • Психологическая безопасность ребенка. Что надо знать родителям.
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Когда все говорят "надо простить родителей" - надо ли?
  • Да не очень-то и надо было!
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Надо ли критиковать ребенка?
  • Как не надо любить ребенка?
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Надо ли приучать ребенка к рукам?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?
  • 7 фраз мужчины, после которых от него надо бежать
  • Надо не любить "надо"... Или, когда начинает хотеться...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь