|
Возникновение психологических защит у детей: взгляд гештальт-терапевтаАвтор статьи: Абдулина Наталья Владимировна
Возникновение психологических защит у детей : взгляд гельштальт-терапевта
Семья - это целостная взаимосвязанная система. Ребенок в ней самое открытое, чувствительное звено, как зеркало, как индикатор семейного благополучия. Возникающие в семье функциональные нарушения влияют на поведение и самочувствие ребенка. Он как бы приспосабливается к данной среде, вырабатывает свой способ психологической защиты. Это может быть тревожное, аутичное, агрессивное, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, капризы или психосоматические заболевания. Родители в таких семьях, замечая эмоциональные нарушения у детей, как правило, не осознают их взаимосвязь с особенностями построения семейной жизни. Предъявляя проблему ребенка, часто не видят своей ответственности в ее возникновении, и соответственно, не могут ничего изменить. В связи с этим в первую очередь мы перед собой ставим задачу помочь родителям увидеть системность проблемы, связь детского поведения с эмоциональной обстановкой в семье, часть своей ответственности в сложившейся ситуации и соответственно почувствовать свою силу и способность менять жизнь к лучшему. В работе с ребенком мы помогаем ему лучше осознавать свои потребности, желания, действия, учим выстраивать свои границы. Создаем экспериментальные условия, в которых он может испытывать и проявлять все свои чувства, учим конструктивному их выражению. На наших занятиях мы поощряем его «быть разным», быть самим собой, завершать трудные ситуации в безопасных условиях. При этом важную роль играют родители, поддерживая, принимая ребенка таким, какой он есть во всех его проявлениях. Стратегия работы психолога (гельштальт-терапевта) строится в зависимости от вида психологической защиты у детей, от их способностей выстраивать свои границы, устанавливать контакт с миром. Рассматривая случаи обращения к нам тревожных, аутичных, гиперактивных, робких детей, мы приходим к выводу, что такие дети, скорее всего, находятся в слиянии с матерью и окружающим миром, не имеют опыта отделения от них, когда мир и он - одно целое, а любые изменения в мире пугают неизбежным разрушением личности ребенка. Они, как правило, либо сталкивались с травмирующими ситуациями, либо в их воспитании преобладали гипо- или гиперопека. В таких случаях работа с ребенком направлена на его обучение выстраивать свои границы, отделять и дифференцировать свои чувства от чувств и желаний других людей. Жесткие правила, установки и ожидания родителей могут вызвать у детей желания капризничать, возражать, протестовать. Дальнейшее давление со стороны родителей порождают токсичные чувства вины и стыда, что может подавлять у детей собственные желания, останавливать энергию, действия. Ребенку помогают вернуть действия через уменьшение чувства вины и принятия ответственности, завершение незавершенных ситуаций. Агрессивность является защитной реакцией, часто возникает в результате приписывания другим людям своих фантазий и желаний. Работа направлена на осознавание страха, его исследование и возвращение себе своей отрицаемой части личности. Работа с агрессивными детьми протекает довольно сложно, так как, чтобы создать почву для изменений, требуются определенные отношения среды к ребенку. Психосоматические нарушения у детей возникают в результате подавления энергии. Не находя выхода вовне, энергия задерживается и обращается на себя, превращаясь в аутоагрессию. Она становится разрушительной для самого организма. Обычно это проблема не только детей, но и их родителей. Система отношения в этих семьях такова, что создает условия, в которых не возможно проявление энергии, связана с определенными эмоциями (например: с агрессией). Это системное нарушение и необходима работа с семьей. Родителям помогают принять ребенка как такового, и давать ему возможность проявляться, быть разным. Таким образом, комплексное системное рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей позволяет оказывать психологическую помощь не только детям, но и в целом всей семье в преодолении ее функциональных трудностей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|