Возникновение психологических защит у детей: взгляд гештальт-терапевта

Возникновение психологических защит у детей : взгляд гельштальт-терапевта

Семья - это целостная взаимосвязанная система. Ребенок в ней самое открытое, чувствительное звено, как зеркало, как индикатор семейного благополучия.

Возникающие в семье функциональные нарушения влияют на поведение и самочувствие ребенка. Он как бы приспосабливается к данной среде, вырабатывает свой способ психологической защиты. Это может быть тревожное, аутичное, агрессивное, гиперактивное поведение, робость, застенчивость, капризы или психосоматические заболевания.

Родители в таких семьях, замечая эмоциональные нарушения у детей, как правило, не осознают их взаимосвязь с особенностями построения семейной жизни. Предъявляя проблему ребенка, часто не видят своей ответственности в ее возникновении, и соответственно, не могут ничего изменить.

В связи с этим в первую очередь мы перед собой ставим задачу помочь родителям увидеть системность проблемы, связь детского поведения с эмоциональной обстановкой в семье, часть своей ответственности в сложившейся ситуации и соответственно почувствовать свою силу и способность менять жизнь к лучшему.

В работе с ребенком мы помогаем ему лучше осознавать свои потребности, желания, действия, учим выстраивать свои границы. Создаем экспериментальные условия, в которых он может испытывать и проявлять все свои чувства, учим конструктивному их выражению. На наших занятиях мы поощряем его «быть разным», быть самим собой, завершать трудные ситуации в безопасных условиях. При этом важную роль играют родители, поддерживая, принимая ребенка таким, какой он есть во всех его проявлениях.

Стратегия работы психолога (гельштальт-терапевта) строится в зависимости от вида психологической защиты у детей, от их способностей выстраивать свои границы, устанавливать контакт с миром.

Рассматривая случаи обращения к нам тревожных, аутичных, гиперактивных, робких детей, мы приходим к выводу, что такие дети, скорее всего, находятся в слиянии с матерью и окружающим миром, не имеют опыта отделения от них, когда мир и он - одно целое, а любые изменения в мире пугают неизбежным разрушением личности ребенка.

Они, как правило, либо сталкивались с травмирующими ситуациями, либо в их воспитании преобладали гипо- или гиперопека. В таких случаях работа с ребенком направлена на его обучение выстраивать свои границы, отделять и дифференцировать свои чувства от чувств и желаний других людей.

Жесткие правила, установки и ожидания родителей могут вызвать у детей желания капризничать, возражать, протестовать. Дальнейшее давление со стороны родителей порождают токсичные чувства вины и стыда, что может подавлять у детей собственные желания, останавливать энергию, действия. Ребенку помогают вернуть действия через уменьшение чувства вины и принятия ответственности, завершение незавершенных ситуаций.

Агрессивность является защитной реакцией, часто возникает в результате приписывания другим людям своих фантазий и желаний. Работа направлена на осознавание страха, его исследование и возвращение себе своей отрицаемой части личности. Работа с агрессивными детьми протекает довольно сложно, так как, чтобы создать почву для изменений, требуются определенные отношения среды к ребенку.

Психосоматические нарушения у детей возникают в результате подавления энергии. Не находя выхода вовне, энергия задерживается и обращается на себя, превращаясь в аутоагрессию. Она становится разрушительной для самого организма. Обычно это проблема не только детей, но и их родителей. Система отношения в этих семьях такова, что создает условия, в которых не возможно проявление энергии, связана с определенными эмоциями (например: с агрессией). Это системное нарушение и необходима работа с семьей. Родителям помогают принять ребенка как такового, и давать ему возможность проявляться, быть разным.

Таким образом, комплексное системное рассмотрение проблемы эмоциональных нарушений у детей позволяет оказывать психологическую помощь не только детям, но и в целом всей семье в преодолении ее функциональных трудностей.



Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Маленький неудачник | Как мы (не) учим детей ответственности
  • Действия детей и возможная реакция родителей
  • Об ответственности родителей за воспитание детей
  • Границы в жизни детей и родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • «Мастерская по ремонту детей», или Дню защиты детей посвящается.
  • Право на свои желания и свобода быть собой
  • Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком
  • Агрессивное поведение детей. Что делать родителям?
  • Психокоррекционная работа со стрессами родителей детей-инвалидов
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Личные границы родителей, детей и …. кошки
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Эмоциональные нарушения у детей и подростков
  • Что ждет родителей балующих своей детей в старости.
  • Желания детей и желания родителей
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Сказкотерапия. Аудио-сказка для тревожных детей и сверхчувствительных детей
  • Психологическая и коррекционная работа с ребенком. Песочная терапия для детей.
  • Как мы учим детей подавлять злость. Часть 1: Братья и сестры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь