Желания детей и желания родителей: «Я хочу, чтобы у моего ребёнка было всё!» - с гордостью или горечью заявляет родитель, пленяемый шлейфом воспоминаний лишений своего детства. И рядом ребёнок с искривлённым личиком, выражающим явное «не хочу!» или «не то!» или наоборот, «хочу всё и сразу». И через пару лет всё те же герои развивающейся истории - только родитель в злости кричит «неблагодарный», адресуя ребёнку, «я выбиваюсь из сил, а ты не ценишь», «всю жизнь для тебя стараюсь, а ты…», и ребёнок в растерянности и отсутствии интереса (а позже и в чувстве вины и злости) «мне скучно», «мне нечего делать», «мне всё надоело» или «купи ещё вот это и это, и это тоже, я без Этого не выживу». А всё начинается с желаний.. Часто наблюдаемая ситуация, когда родитель с ребёнком не могут отойти от витрины магазина, не купив, не удовлетворив желание ребёнка. Родитель бьется в противоречиях. «Ведь игрушка на самом деле не нужна, их предостаточно!» - говорит одна часть внутри родителя. «Да что в этом такого, а как я в своём детстве неистово хотел, а у меня не было…!» - переубеждает другая часть. И родитель борется внутри между рациональностью и отголосками неудовлетворенных собственных желаний, попытками понять потребности и желания ребёнка и если отказывает ребёнку ещё и с чувством вины за отказ. Процесс, надо сказать, изматывающий. Если желание удовлетворяется всегда, ребёнок не испытывает напряжения потребностей, из которого рождается мотивация к достижению желаемого (сначала дети испытывают перевозбуждение от покупки, но затем говорят о скуке), складывается картина мира, в которой присутствуют лишь потребности ребёнка, и исключены потребности и желания родителя (родители чувствуют себя обесцененными, а дети требуют всё больше), теряется ценность и явно снижено удовольствие от приобретённого ввиду лёгкой доступности, не разворачивается фантазирование о желаемом (и снова дети чувствуют скуку). Всегда ли желание должно быть удовлетворено?, но непременно мотивировано! Важно говорить о желании ребенка, облеченном в форму высказанной просьбы, и признать за ним право на это желание, выразить своё уважение к просьбе. Родитель подробно и внимательно говорит с ребёнком о желаемом предмете, но отказывает в потребительском удовлетворении его желания или отсрочивает получение желаемого. Создаётся напряжение, но из этого напряжения вытекают честные отношения между ребёнком и взрослым, высказывающих свои желания. Итак. Ребёнок останавливается перед витриной и видит игрушку, он хочет заполучить её. Вместо того, чтобы покупать, можно вербализировать желание ребёнка. Желание требует признания и уважения! «Ты прав, это очень хорошая, интересная игрушка. Я вижу как тебе её хочется»!- родитель транслирует, что слышит и понимает ребенка, что его желание ценно для родителя, при этом ребёнок учится ценить желания родителя (научение по примеру поведения взрослого). «Но я не могу тебе её купить, т.к. если я тебе её куплю у нас не останется денег на мясо для ужина, потому что у меня с собой столько-то денег, и если я их потрачу, мне не хватит денег на другое». Ребёнок имеет право на сцену после отказа. Но родитель обьясняет, что есть ответственность взрослого за удовлетворение потребностей и желаний семьи, каждого из членов семьи, и есть иерархия потребностей. Именно ожидание, отказ в немедленном удовлетворении его желаний позволяют ребёнку почувствовать себя, свои желания и обнаружить желания другого. Появляется ощущение той незримой границы между Я и Другим, появляется ощущения разности и индивидуальности. Тогда ребёнок всё больше дифференцирует свои ощущения, чувства и потребности как отдельного, другого, и тогда тоже может говорить «нет», отказывать, не соглашаться на предлагаемое. Об игрушке можно подробно говорить: что привлекло ребёнка, чем она так хороша, как бы он с ней играл, какие бы сюжеты с ней представлял, можно прожить игру с ней в фантазии. Если же игрушку пообещали купить позже, сколько возникает чувств, связанных с предвкушением, ожиданием! Страстный поиск реализации неудовлетворенного желания стимулирует мотивацию, направленную на достижение, стимулирует фантазирование, позволяющее придумывать невероятные варианты решений, развивает творческое приспособление. Невозможное реализуется, благодаря людям, жаждущим преодолеть границы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.