|
О природе страхов.Автор статьи: Галина Тимонова
Как соединить аннигилирующую идею смерти с этой неуемной жаждой жизни?
Как соединить ужас перед грядущим ничем с захватывающей радостью любви непостоянной и подлинной?
Марио Бенедетти
Наша жизнь и страхиСтрахи и освобождение от них – одна из ключевых тем человеческой жизни. Это обратная сторона реальности. Мы стремимся к свободе и одновременно страшимся ее, говорим об ответственности, но боимся брать ее на себя, желаем правды и избегаем ее. Вся наша жизнь – это освобождение, это попытка понять, как обходиться и договариваться со своими страхами, как научиться понимать их язык и содержание, как достигнуть осмысления и обрести душевное равновесие.
В детстве мы боимся страшных сказочных героев, пауков, темноты, оставленности. Взрослея, мы понимаем, что вовсе не Кащей Бессмертный представляет угрозу для нас, гораздо страшнее реальные люди, агрессия мира, собственная несостоятельность, непризнанность. В зрелом возрасте появляется страх за других людей и страх смерти становится более осязаемым. Фоновые тревоги, локальные фобии, приступы панического страха становятся нашими постоянными спутниками и существенно снижают качество жизни. И мы начинаем бороться, как умеем. Кто-то через вытеснение тревоги, кто-то с помощью медикаментов, кто-то через осмысление страхов, кто-то через веру.
Какова природа страха и для чего он нам, что мы можем извлечь из этого чувства? Что это – нечто приобретенное или некая данность бытия или расплата человечества за грехопадение? Человеческая жизнь протекает на грани непреодолимого желания жить и осознания собственной конечности. И эту данность мы начинаем осознавать довольно рано. И в этом смысле наша жизнь – это постоянная попытка примирения со смертью и в глубинном смысле каждый страх является страхом смерти, освободиться от которого можно лишь через изменение мировоззрения – через осмысление, веру в Бога. Как пишет психотерапевт Ирвин Ялом: « Смерть – первичный источник тревоги и, тем самым имеет фундаментальное значение как причина психопатологии».
Природа страхаПрирода тревоги, страха, фобий – это чувство нестабильности нашего бытия в мире и отсутствие опоры. По словам американского психолога Ролло Мэйя: «Тревога – это скорее онтологическая характеристика человека, корнями уходящая в само его существование. Тревога есть переживание угрозы надвигающегося небытия». Тревожный человек постоянно испытывает возбуждение, которое связано с мобилизацией энергии, необходимой для увеличения шансов на выживание в сложившихся условиях. Неосознанная тревога постепенно нарастает, что приводит к психическому и физическому истощению человека и в крайних случаях к нервным срывам и затяжным депрессиям. Ролло Мэй разводит понятия чувства тревоги и чувства страха. Он отмечает: «Тревога наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Страх, напротив, представляет угрозу для периферии его существования; его можно объективировать, и человек может дистанцироваться от него и взглянуть на него со стороны». Так, например, мы можем испытывать страх перед прыжком с высоты и тревогу, когда значимый человек игнорирует нас. Ощущение тревоги более продолжительно во времени, но ощущение страха проходит, когда мы удаляемся от объекта, вызывающего его. Чувство страха можно рассматривать как аффект, как реакцию на угрозу со стоны внешнего мира. Но, в данной статье, мы, говоря о страхе, прежде всего, имеем в виду не эмоциональные характеристики, а его содержание.
Виды страховСуществуют два основных вида страха – это фундаментальный (общий) страх. Он проявляется в чувстве незащищенности, непрочности общей опоры в жизни, постоянной напряженности, проблемах со сном (что естественно, так как сон лишает тревожного человека возможности контролировать ситуацию в условиях «нестабильности» мира). Глобальные страхи, связанные с катастрофами, эпидеями, стихийными бедствиями относятся именно к этому виду страха.
Второй вид страха - это фобии, которые всегда имеют какую-то конкретную причину: пауки, микробы, возможность сердечного приступа и т.д. Страх, что бытие не выносимо для нас, в фобии локализован: «Этого я могу избежать. Я делаю всё, чтобы этого больше не испытывать». Наличие фобии выдерживать легче, чем общий базовый страх.
Что делать со страхами?Как же справляться со своими страхами? Для избавления от страха необходимо повернуться лицом к нему и всмотреться в пугающие условия, приглядеться к своей реальности. Задать себе вопрос: «Если я упаду в критические условия, которые пугают меня, то на что я упаду? Если я останусь без работы, окажусь больным, на что я смогу опереться?» Таким образом, мы смотрим, где можно найти твёрдую почву, т.к. на твёрдой почве тревога снижается. Убегая от страха, мы не сможем избавиться от него, принятие страха – это первый шаг к исцелению. Принятие реальности готовит нас к тому, что все, что нас пугает, может случиться, но это не будет катастрофой. И даже если наша тревожность связана со страхом смерти, с которым сталкивается каждый человек мы должны интегрировать смерть в свою жизнь. Позволить себе умереть, чтобы после научиться полноценно жить: «Это в порядке вещей, что люди умирают и я могу умереть в любой день. И это закон для всех. Это контракт с жизнью». Мы должны принимать реальность такой, какая она есть, то, что мы не принимаем, не может использоваться как опора для бытия.
В жизни верующих людей, страх Господень побеждает человеческие страхи. Страх Божий наполнен другим качеством и содержанием. Этот страх есть христианская добродетель. Христианин, исполненный страха Божия всегда благоговеет перед Богом и это благоговение связано с доверием Господу и безмерной любовью. «А в любви нет страха», - пишет святой апостол Иоанн «но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершен в любви».
Опыт столкновения со страхами Работая со страхами, я пытаюсь окончательно излечить и себя. Несколько лет назад у меня были проблемы со здоровьем, все благополучно разрешилось, но следы от потрясения я переживаю до сих пор. Я во всей полноте осознала свою конечность в этом мире, я испытала ужас неизвестности. Отсутствие контроля над ситуацией лишало меня опоры. И в этой ситуации именно вера стала для меня тем поддерживающим источником, в котором я нуждалась. Самое интересное то, что при всей сложности ситуации и пережитой боли, это был очень важный для меня опыт, который позволил взглянуть честно на себя и свою жизнь, пересмотреть свои ценности и смыслы, увидеть ошибки и получить возможность их исправить. Последующие годы я прожила с большей степенью осмысленности, чем предыдущие 30 лет.
Анализируя свой опыт, мне хотелось бы отметить важный аспект тревоги, а именно тот факт, что она приводит к внутреннему конфликту, к диалогу с самим собой. В тревоге бытие сталкивается с небытием. Небытие указывает, что личностный потенциал имеет ограниченные возможности, связанные со временем, пространством, ресурсами и т.д. Но самое главное, что эти возможности есть и в этом столкновении свой потенциал человек может прочувствовать физически, так у новорожденного желание быть побеждает ограничивающие рамки небытия.
Глубокий смысл тревоги заключается в том, чтобы дать нам стимул расти. Тревога слишком ценна, чтобы задавливать ее медикаментами или психотехниками (хотя вспомогательная роль и того и другого не отвергается). Но тревога должна быть понята нами, и это обогатит нашу жизнь и позволит нам жить в мире с собой и со своими страхами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|