Утверждение, вопрос, полувопрос, полууверенность - более глубокий уровень, такой же, на котором мы понимаем музыку, чувствуем равновесие завершенность в тонике, вопрос в доминанте. Чем менее плоской будет идея, тем она воспринимается динамичнее, минор может звучать в ответе, и надежда в вопросе.
"Смерть неизбежна", - утверждение в миноре, "Что я оставлю после себя?" - звучит как переход в другую модальность. Это движение дает жизнь, но сохраняет притяжение к ключевой идее. Смерть в этой мелодии не является ни отрицательной, ни положительной.
Минор не бывает беспросветным минором, мажор не может быть абсолютно плоским: пока гармония в движении, логика и эмоция не заканчивается. Никому не комфортно в состоянии подвешенности, без всяких ответов, и слишком прямые утверждения звучат фальшиво. Там где логика и эмоции приходят к единому знаменателю, система перестает быть двузначной. «Да» и «нет» статичны. На языке «да» и «нет» думают роботы, компьютеры. Переходы поиск, возвращение, новая мелодия – это настоящая система координат для того, чтобы думать, создавать, воспринимать мир. Поиск, движение от вопроса к ответу, от мажора к минору, от отчаяния к счастью, от понимания к свободе, неопределенности, полету. Эта музыка, которая соединяет в себе и простое знание неопровержимое и точное, такое как – «Я есть, мир существует»; и вопрос, такой как: «Возможно, что этот мир только снится мне, и я лишь, то - что я думаю о себе». Эта музыка, которая идет в глубину и не завершается одним вопросом, одним ответом. Сила не в завершающем аккорде - утверждении, но в возможности продолжать напевать свой вопрос и идти все дальше, понимать все глубже реальность.
Сновидение звучит сначала, как вопрос-субдоминанта, импровизирует вокруг нее, возвращается домой и снова движется к вопросу, переходит в другую тональность, в другую реальность, живет там, мечтает, заряжается другими мирами, и возвращается в домой, в первоначальный мир.
Даже в самом счастливом состоянии, в доминанте звучит минор. И самое суровое «нет» имеет потенциал для мечты. Музыкальная цикличность, невольное стремление к завершенности, и к новому движению, потребность создавать мечты и возвращаться в реальность, преобразуя ее, - свойственна нам больше, чем мы осознаем.