В поисках себя. Вечный вопрос "Кто Я?"

В поисках себя Вечный вопрос Кто Я

Кто я? Чем мне заниматься? Куда двигаться? Чего я хочу? - с такими вопросами в своей практике часто сталкиваются психологи.

Неопределенность целей, желаний и самоощущения характеризует кризис самоидентичности, который может встречаться у людей разного возраста, но, по моим наблюдениям, особенно сильно проявляется в период 20-30 лет. Для этого есть свои социальные и внутриличностные предпосылки, связанные с динамикой развития.

Вопросы действительно важные и найти на них конкретный, не вызывающий сомнения ответ непросто. Традиционное для нашего разума словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление не способно решить эту задачу.

Для начала важно понимать, что самоидентичность - это не относительно статичная структура психики, как Эго, образ Я, самооценка, защитные механизмы или способность к рефлексии, которая теперь является частью Вас, Вашим достоянием.

Все компоненты, о которых мы говорим касаемо структуры личности, не лишены динамики, но они подразумевают некоторый предельно-конечный результат. Например, сформировались зрелые защитные механизмы и в поведении преобладают над незрелыми, они есть в структуре психики. Конечно, может произойти регресс в экстремальном или кризисном состоянии, но их возможно восстановить, опять достигнув предельно-конечного результата.

С самоидентичностью так не получится. Самоидентичность -это процесс, "постоянно становиться тем, кто я есть."

Самоидентичность непрерывно воссоздаётся человеком в его деятельности. Вы, наверное, помните один из принципов гуманистической психологии "в основе любого действия лежит позитивное намерение", и не просто намерение, а процесс воссоздания, утверждения и проявления своей идентичности, в этом кроется "загадка" лежания на диване, или переедания, или любых других дезадаптивных механизмов поведения, и соответственно избавления от них через поиск деятельности, которая будет так же реализовывать процесс самоидентичности, но это отдельная тема.

Самоидентичность, как и смысл, это категория чувств, а не логики, поэтому поиски логичных ответов могут оказаться безуспешны.
Самоидентичность не одно и тоже, что образ себя, самооценка или самоотношение.
Это как теория корпускулярно-волнового дуализма в физике, электрон одновременно является и частицей, и волной.
Образ себя - структурный компонент, который может изменяться, но при определенных внешних условиях, самоидентичность - это процесс, где не предусмотрен предельно-конечный результат. Поэтому окончательного ответа на вопрос "Кто Я?" получить нельзя, вернее получить можно, но он будет требовать постоянного воспроизведения и утверждения через деятельность, в процессе которой будет преобразовываться и меняться, создавая новый вопрос, а в периоды жизненных кризисов самоидентичность требует не просто деятельности, а инновационной деятельности.

Для самых терпеливых, кто дочитал до этого абзаца.
Как же все таки "понять себя", "найти себя", "знать, кто Я"...?

Через 3 оси "видения": ментальную, эмоциональную и телесную. Логическими вербальными категориями эту задачу не решить, ответ на вопрос "Кто Я?" содержится в той области, где "не передать словами", Вам потребуются образы, абстракции, метафоры, эмоциональные переживания и ощущения.

Секрет кроется в том, что Вы уже есть тот, кем хотите быть.

Упражнение:
Найдите лестницу, лучше на природе, а не в помещении, выберете то место, где Вы редко бываете, оно не является для Вас привычным.

1 ступень: ярко представьте самый лучший сценарий жизни для себя на данный конкретный момент, не надо пытаться решить на 20 лет вперёд, все может поменяться. Только честно, без социальных стереотипов, надо, так ведь у всех. Не торопитесь, это может занять немало времени. Подумайте, как бы Вы хотели жить именно сейчас в самом наилучшем варианте. Теперь представьте образ того, как это происходит: где Вы? Что Вас окружает? С кем Вы? Как Вы выглядите? Какие Вы слышите звуки? Ощущаете запахи? Как чувствует себя Ваше тело? Нарисуйте в воображении картину, как яркую цветную фотографию

2 ступень: картина оживает и Вы можете увидеть, что Вы там делаете?

3 ступень: какие свои качества, способности и таланты Вы проявляете в своей наилучшей версии жизни?

4 ступень: ещё раз воссоздайте весь образ, учитывая детали, осознавая какие Ваши лучшие черты проявляются. Почему это важно? Какие ценности Вы воплощаете в своей жизни?

5 ступень: Вы видите себя в наилучшем сценарии своей жизни, действуете, проявляя свои способности, и воплощаете свои ценности, кем Вы тогда становитесь? Кто Вы?
Запишите несколько ярких метафор и ассоциаций. Не пишите о своих социальных ролях или биологических категориях: человек, женщина/мужчина, мать/отец, профессионал.... Чем абстрактней, нелогичней и метафоричней будут Ваши ответы, тем лучше.

Не буду писать, какие метафоры и образы встречаются чаще всего, чтобы не провоцировать повторение по шаблону.

Напротив каждой метафоры напишите "Что он(а) делает?"
Напоминаю, что самоидентичность достигается через деятельность.
Что для Вас значит в реальной жизни то, что делают Ваши метафоры? Как Вы можете это делать в своей жизни? Какая деятельность поможет Вам пережить каждую из метафор в своём ощущении?





Просмотров: 884
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Я потратила на тебя лучшие годы своей жизни!"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь