Продолжаю серию про родительские послания. И сегодня поговорим о послании «Не чувствуй»
Его нет в списке основных 12ти, у Гулдингов в книге «Транзактный анализ. Терапия нового решения» это послание идет отдельно.
Суть этого послания в том, что чувствовать запрещено.
Признаки послания «не чувствуй»
Человек вытесняет свои чувства.
Т.е. физически он их ощущает — чувства присутствуют в теле как дискомфорт, как мышечные зажимы. Но человек не отдает себе отчет, в том что чувства есть. Не может их назвать. На вопрос «какие у тебя чувства», говорит «не знаю».
Под запретом могут быть все чувства. А могут быть только определенные — например радость, агрессия, злость, раздражение, страх, печаль…
Человек может считать, что чувства опасны, от чувств одни проблемы.
Не позволяет себе чувствовать, опасаясь что это будет разрушительно для него, что он не справится.
У такого человека может быть очень «зажато» тело. В зависимости от того, какие чувства запрещены и вытеснены — это может локализоваться в разных областях.
Например агрессия — сжатые зубы и челюсти, напряженные руки.
Страх — зажатые и напряженные плечи, втянутая в плечи голова, человек все время «готов к обороне», как в боксерской стойке.
Есть термин «Алекситимия» — неспособность к выражению эмоций и чувств в устной форме. Человек не может назвать и выразить свои чувства. Алекситимия бывает врожденной и приобретенной. Послание «Не чувствуй» может привести к приобретенной алекситимии.
Что происходит, если человек «не чувствует»
Чувства конечно же никуда не исчезают, человек продолжает их испытывать.
Вытесненные чувства всё равно остаются — и становятся мышечным напряжением и зажимами, могут выражаться как психосоматические заболевания. (например раздражение — в раздражении на коже)
Кроме этого, могут быть внезапные вспышки чувств. Например агрессии, гнева — когда человек выплескивает всё накопившееся за месяцы на тех, кто в данный момент попался под горячую руку.
Или человек может испытывать депрессивное состояние, как будто бы беспричинное.
Как передается и принимается послание «Не чувствуй».
Родители запрещают ребенку выражать те или иные чувства. Неприемлемыми могут быть либо все чувства, либо часть из них.
Могут наказывать ребенка за проявление тех или иных чувств.
Говорить что чувства это плохо, от них одни проблемы
И конечно же, сами родители вряд ли открыто выражают свои чувства.
Ребенок в результате делает вывод, что проявлять чувства небезопасно, их лучше скрывать. И в принципе не обучается быть в контакте со своими чувствами.
Чтобы понять, какие чувства под запретом у Вас и каким образом Вы получили этот запрет, можно сделать простое упражнение. Гулдинги приводят его в книге. Это простое упражнение может вызвать у Вас целую гамму чувств. Вы можете ощутить и осознать то, что было долгое время вытеснено. Когда я сама делала это упражнение в первый раз, мне стало очень грустно, буквально до слез.
Упражнение «Вы вбегаете в родительский дом»:
(привожу с небольшими изменениями от меня под наши реалии)
Представьте, что Вы маленький ребенок. Вы видите дом, в котором жили в детстве. Ваша семья внутри, Вы снаружи. Вы собираетесь вбежать в дом, показать и рассказать своей семье, что Вы чувствуете.
1. Вы упали и разодрали колено. Капелька крови стекает по ноге. Вы вбегаете в дом, всхлипывая от боли. Покажите и расскажите об этом своей семье. Посмотрите на выражение лица каждого. Что они чувствуют. Что говорят Вам и друг-другу. Что делают с Вами, с коленом.
2. Вы вбегаете в дом, плача. Вам очень горько и обидно, Вы только что потеряли мяч. (дальше — те же вопросы, что в п.1)
3. Вы рассержены и кричите, захлебываясь от гнева. Большой мальчишка только что отнял у Вас мяч.
4. Вы вбегаете в дом и Вы злы на маму — потому что она забыла положить Вам в портфель печенье
5. Вы в страхе вбегаете в дом. Вам кажется что во дворе за деревьями прячется огромный дикий зверь
6. Вы вбегаете в дом и говорите что завидуете соседской девочке, потому что ей подарили новые прыгалки, и Вы хотите такие же
7. Вы вбегаете в дом и шепчете родителям на ушко, что Вам очень стыдно. Потому что Вы намочили штанишки и дети смеялись над Вами
8. Вы вбегаете в дом, хохоча и смеясь. Вы счастливы, потому что получили пятерку за контрольную работу
9. Вы вбегаете в дом, счастливые и смеющиеся, не зная почему. Вам просто хорошо.
Пример: (с разрешения клиентки)
Я работала с клиенткой, и в процессе работы выяснилось, что у неё под запретом все негативные чувства. Она не могла их назвать, не могла осознать, что она это чувствует и позволить их себе. Говорила, что она всегда «на позитиве», ни на кого не сердится и не обижается, всё принимает с благодарностью. В то же время это звучало неестественно, у меня возникала ассоциация, что есть красивый фасад дома, но это муляж, самого дома нет.
Сама клиентка жаловалась на нехватку сил, депрессивное состояние.
После того как в результате нашей работы, она разрешила себе чувствовать агрессию, у неё появились силы. Она нашла в себе силы закончить отношения, которые уже давно изжили себя. Плюс к этому, у неё произошел прорыв в профессиональной деятельности.
Что делать родителям, чтобы не формировать у детей этого послания:
Не запрещать ребенку проявлять чувства
Учить ребенка понимать, осознавать, чувствовать, выражать и обозначать словами свои чувства. На эту тему есть множество хороших статей от детских психологов. Я не буду здесь их пересказывать, найти их легко.
Учиться самим быть в контакте со своими чувствами
Что можно делать самостоятельно, если у Вас есть послание «не чувствуй»:
Учиться чувствовать и принимать свои чувства, осознанно и безоценочно
Учиться замечать связь между чувствами и ощущениями в теле
Позволять чувствам быть, давать им время и место, чувствовать их.
Если есть чувства — это не значит, что надо сразу бежать что-то делать. Можно просто побыть в этих чувствах. Чувствуя их и наблюдая за этим процессом. И уже понаблюдав достаточное время, ответить себе на вопрос, о чем это чувство мне сигнализирует, какие мои потребности не удовлетворены.
Учиться выражать свои чувства подходящим способом.
Искусство — музыка, театр, живопись, хорошие фильмы — помогают обратиться к своим чувствам.
Можно рисовать свои чувства — абстрактный рисунок на листе или в круге «Мои чувства сейчас»
В терапии:
Цель терапии: Снять запрет на чувства, разрешить себе их испытывать и чувствовать. Научиться быть в контакте со своими чувствами, чувствовать их, понимать о чем сигнализируют эти чувства и выражать их.
Это можно делать разными способами, в зависимости от того что подходит конкретному клиенту.
Например: арт-терапия, работа с субличностями в техниках психосинтеза, работа с ситуациями, когда ребенок принял решение «не чувствовать» — на отреагирование и принятие нового решения.
Хорошо помогают практики осознанности — позволять чувствам быть, никак их не оценивая
Приглашаю к обсуждению в комментариях, если есть вопросы, то задавайте!