Любви не бывает много

Любви не бывает много

1 июня почти во всех странах отмечается праздник детей. Это не только один из самых радостных праздников для детей, но и напоминание взрослым о том, что дети нуждаются в их постоянной заботе и защите и что взрослые несут ответственность за них. Уважаемые жители г. Миасс поздравляю вас с Международным Днем защиты детей! Это статья посвящена специально этому дню. Желаю вам и вашим детям здоровья, уверенности, счастья, гармоничных отношений с миром!

Руководитель Психологического Центра «Развитие» Нарницкая Г.И., г. Миасс


Я не детский психолог, и ко мне в основном обращаются с личностными и семейными проблемами взрослые люди. Огромное число людей страдает от одиночества, тревожности, неуверенности в себе, чувствуют себя непонятыми, незначительными. Другие подавлены, утомлены, озлоблены и негативно настроены против окружения. Часто причины этих проблем корнями уходят в детские годы. Именно детство определяет во многом психологические особенности личности: степень самооценки, потребность в достижениях, уверенность в общении, успешность в жизни. Родители обязаны воспитать психологически здоровую, счастливую личность. И в этом они ответственны перед собственными детьми.

К сожалению, многие родители видят свою роль в первую очередь только в материальном обеспечении своих детей и в их образовании. Но есть более ценное, что невозможно оценить в денежном эквиваленте, что является изначальным фундаментом ощущения полноты жизни и личностного счастья – это состояние внутренней гармонии и состояния целостности личности. Именно в детстве формируется самоуважение личности, здоровая самооценка и ассертивность – неагрессивная уверенность в общении с другими людьми.

И все эти качества могут сформироваться только в обстановке любви, заботы, внимании, ощущении защищенности и безопасности.

Э.Берн, основатель транзактного анализа в психологии, определил основные стремления ребенка, которые должны удовлетворить родители или другие взрослые, заботящиеся о нем. Ребенок, как и взрослые, нуждается в стимулах (побуждениях), признании и структурах. Детям необходима ласка, внимание и забота. Оказываемое внимание отвечает стремлению ребенка к признанию. Благодаря ласке, нежности, внимании ребенок понимает свою значимость и то, что он любим. Потребность в любви, эмоциональные контакты так важны в жизни ребенка, что их отсутствие (эмоциональная депривация) может привести к невосполнимой задержке умственного и психического развития. Недалеко то время, когда даже врачи в роддоме советовали молодым мамам не приучать ребенка к рукам и не брать его на руки без необходимости. Возможно, в нашем обществе еще долго будет ощущаться влияние недостатка любви и внимания, недополученных людьми в детстве... Очень хочется обратиться ко всем родителям маленьких детей: не бойтесь избаловать своих сокровищ, любви не бывает много!

Дети учатся тому, с чем они живут. Если ребенок живет с критикой, он учится осуждать. Если ребенок живет с враждебностью, он учится сражаться. Если ребенок живет со стыдом, он учится чувствовать себя виноватым. Формирование здоровой самооценки ребенка - важнейшая задача родителей. Иметь высокую самооценку – это значит иметь убежденность в собственной ценности как личности. И именно внимание родителей формирует представление ребенка о собственной значимости и ценности.

Иметь высокую самооценку – значит считать себя достойным уважения. Человек с высокой самооценкой лишен высокомерия и гордыни. Ему не нужно переоценивать себя или недооценивать других, он глубоко осознает ценность самого себя и каждого другого человека, у него нет нужды нестись вперед, давя других или бросая на них тень. Человек с высокой самооценкой согласен со справедливой критикой и не склонен переоценивать себя. Он ищет возможность лучше понять себя, развиваться. Он готов к общению с другими, терпимости и желанию понять других и весь мир. Без высокой самооценки не может быть качественной жизнь.

Самооценка не исключает жизненных трудностей: потерь, утрат, смертей, сожалений, неудачи. Но она позволяет сохранять позитивное отношение к жизни в целом. Встретившись с жизненными трудностями, человек с высокой самооценкой способен принять ответственность за свои чувства на себя. Он вместо того, чтобы сказать: «Мне сломали жизнь», «Меня заставили озлобиться» … говорит: «Я позволил мне сломать жизнь», «Я почувствовал озлобленность»… Понимание своих чувств, ощущений в сложных ситуациях и принятие ответственности на себя за них позволяет еще больше повысить собственную самооценку, полюбить еще больше себя и суметь полюбить других. Вместо культивирования в себе состояния беспомощности жертвы судьбы, озлобленности или хронической подавленности и тоски.

Ребенок также нуждается в определенной структуризации, ему необходимо чувство уверенности, безопасности. Для него очень важно доверять взрослым и окружению.

По классификации потребностей, предложенных А. Маслоу, потребность в защищенности и безопасности является второй по значимости после удовлетворения физических (еда, сон и т. д.) потребностей человека.
Известный психолог К. Хорни считает, что, если детская потребность в защищенности и признании фрустрируется родительским поведением (подавлением, безразличием, отсутствием уважения к ребенку и т.д.), это приводит к “первичной тревоге” - чувству изолированности и беспомощности.

Первичная тревога - субъективный фактор, который толкает ребенка к поиску косвенных путей удовлетворения своей потребности в общении и безопасности. К примеру, ребенок может пытаться заслужить хорошее отношение покорностью и примерным поведением, разжалобить родителя болезнью, попытаться изменить свой собственный образ, образ ребенка, которого не любят и т.д. Любая из этих стратегий может стать более или менее постоянной защитной характеристикой личности и привести в конечном счете к невротическому развитию.

Повышенная личностная тревожность проявляется у детей даже в самом раннем возрасте. Родители могут определить по позе спящего ребенка повышенную тревожность. Вот некоторые настораживающие позы во сне: «Калачиком»: поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза - признак высокой тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше "сжата" фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение.

Другие особенности поз: ребенок как будто ухватывается ногами за постель - признак сопротивления жизни; ноги сильно подогнуты в любой позе - не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать; руки, сжатые в кулаки, в замок - знак обороны; одна рука расслаблена, другая сжата - возможен конфликт с кем-то из окружающих; ребенок как будто отгораживается, закрывается руками - в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты.

Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. Задача взрослого - помочь ребенку справиться с неприятным состоянием:

1. Обратить внимание, как это ни банально прозвучит, на душевный дискомфорт ребенка. Тревожный ребенок не обратится сам за помощью.

2. Оказать поддержку, дать понять ребенку, что он не один, рядом с ним человек, который поможет и защитит.

3. Помочь найти выход тревожащим мыслям, образам и чувствам через символические действия: игра, лепка, рисование, танец, сочинение сказок…

4. Если потребуется обратиться за помощью к психологу.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Самое ценное, что каждый родитель может дать своему ребенку – это модель собственного психологического благополучия: высокой самооценки, уверенности, умения гармонично строить отношения с миром.

https://www.youtube.com/watch?v=peDx1L5BNpM



  Психолог Нарницкая Г.И.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Языки любви у детей. Как определить язык любви у моего ребенка?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Ребенок плохо себя ведет: причины и способы справиться
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь