|
Образ аппетитаАвтор статьи: Кузьмичев Александр Сергеевич
Отличительной особенностью пищевой зависимости является критическая неспособность человека с лишним весом справляться со своим аппетитом – навязчивым желанием кушать любимую и/или просто вкусную еду (по совместительству ту еду, которая в себе содержит значительное количество калорий). Причин тому несколько. Если быть совсем точным - 4: 1) сложность контроля своего пищевого поведения на фоне эмоционального напряжения (стрессов) – так как в этом случае человеку нужен навык управления проблемными для себя эмоциями 2) сложность контроля себя в момент сниженного настроения, и сочетанная с этим состоянием отсутствие умения получать короткие интенсивные удовольствия непищевым способом 3) сложность контроля своей тяги к еде в моменты усталости, и сочетанные с этим состоянием проблемы с физическим расслаблением (что, в принципе, вытекает из сложностей обращения со своим телом). 4) сложность мотивации себя в моменты, когда человек сталкивается с любым внутренним сопротивлением на пути к своей стройности. Но сегодня я бы хотел сделать акцент на еще одном важном моменте, который невозможно соотнести ни с одной из указанных выше проблем противостояния с аппетитом – на алекситимии человека с лишним весом. Алекситимия - это неумение человека распознавать свои чувства, эмоции, переживания и потребности. То есть, 4 базовые причины возникновения аппетита хорошо известны (и зачастую активно признаются человеком с пищевой зависимостью), но проблема человека с нарушенным пищевым поведением заключается еще и в том, у него НЕ получается распознать даже сам аппетит! 80% людей с лишним весом путает понятия голода и аппетита. Еще столько (те же 80%) не могут в большинстве случаев даже сформулировать то, по каким ощущениям (сигналам, критериям) они понимают, что ощущают именно аппетит (хотя умом и понимают, что в данный момент испытывают НЕ голод). В результате – вероятность эффективно контролировать свое пищевое поведение значительно снижается. В этой ситуации есть два базовых способа. Первый – постоянно фиксировать внимание на механических ощущениях и критериях, характерных для аппетита и голода. Второй - можно предложить использовать метафорический вариант работы с образом аппетита. Так, например, на детских группах снижения веса я предлагаю использовать сравнение голода и аппетита с животными. Чаще всего голод сравнивают с волком, аппетит – с лисой. Но могут быть и самые различные индивидуальные варианты. Если мы берем взрослых – то им часто нравятся метафоры Карлсона, слона, хомяка и т.п. образы. Как только вы выбрали для себя некий образ - его нужно сделать максимально материальным – для этого я всегда рекомендую использовать яндекс поиск (через слово вначале, например, фото Карлсон). Из полученного поля картинок выбрать наиболее приглянувшуюся – распечатать (обязательно в цвете) и поместить ее не менее чем в 3х местах, где аппетит вас накрывает чаще всего. Ведь сам по себе образ аппетит мало эффективен, если только вы на него не натыкаетесь в момент тяги к перееданию. Стоп сигнал. Еще одна пакостная особенность, характерная для людей с лишним весом – многие из них привыкли ограничивать и сдерживать себя в питании. А потому каждая новая попытка сброса веса у них сопровождается индивидуальным набором психологических защит. Например: - рационализация и отрицание (ну, и что, что я переела – я знаю, как сбрасывать вес – завтра сяду на диету и сброшу то, что наела) - вытеснение (заходим на кухню – съедаем - и не думаем о содеянном) - сублимация + рационализация (сейчас поем вдоволь, а потом сожгу набранные калории на велотренажере) и т.п. Именно поэтому всегда полезно использовать дополнительные формы стоп сигналов. Если мы говорим о направленной визуализации – то тут вы поступаете тем же образом, что и в случае образа аппетита. Вы подбираете для себя картинку, которая у вас ассоциируется с запретом какого-либо действия. Знак дорожного «кирпича», жест «стой», знаки, связанные с запретами и опасностью. В общем, любые эмоциональные ограничительные образы. Далее, вы скрепляете две распечатанные картинки в одну. Из опыта моих клиентов полезней всего вешать распечатанные картинки на холодильник (и В холодильник), над кухонным столом, на микроволновке, выставлять их на рабочем офисном столе или использовать в качестве заставки рабочий стола вашего компьютера или телефона. Также полезно бывает поместить картинку аппетита в свой кошелек или прикрепить его к обложке пищевого дневника. Что делать дальше. Каждый раз, когда начинается очередной прием пищи, спрашивать себя (пусть, даже, с ощущением легкого идиотизма): «кто пришел ко мне?». Второй контрольный вопрос: «а не аппетит ли» и переключать внимание на картинку аппетита. В принципе, все описанное можно делать и у себя в голове. В принципе…На практике же наличие алекситимии мешает своему воображению по полной программе. А потому внедрение образа аппетита выполняет сразу две функции: - эмоционально – бессознательно блокирует нежелательный тип поведения (бесконтрольное пищевое поведение) - повышает степень осознанности своего питания Реальным минусом описанного способом является его внешняя «несерьезность». Особенно критичной эта «несерьезность» может показаться человеку, который годами борется с лишним весом и склонен гипертрофировать свои проблемы. Таким людям я рекомендую пользоваться образами аппетита чисто механически. И потом делиться своими ощущениями. Принцип: «вначале делай – потом думай». Если для вас актуальна тема сброса/поддержания веса - вам будет полезен мой интернет-курс "Пищевая Независимость"
Буду благодарен вам за выражение одобрения этой публикации в форме "сказать спасибо" - чуть ниже. Также было бы занятно услышать конструктивную обратную связь в комментариях.
Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь
Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|