Как выбрать компетентного НЕЙРОПСИХОЛОГА и что для этого нужно знать.

Автор статьи: Буданов Д.А.,Клинический психолог – нейропсихолог.

 Как правильно выбрать нейропсихолога и какими знаниями нужно обладать чтобы определить компетентность специалиста. Как выбрать компетентного НЕЙРОПСИХОЛОГА и что для этого нужно знать

   Когда вы, как ответственный родитель, решили помочь своему ребенку в его развитии с помощью нейропсихолога, перед вами стоит задача определить компетентность профессионала, к которому вы хотите обратиться, и степень помощи, которую он сможет оказать вашему ребенку. При выборе компетентного специалиста нужно узнать о нем:

  1. Насколько он владеет знаниями о клинической или медицинской психологии (необходимо понимание основ детской неврологии, психиатрии, возрастной психологии, общей психологии) и нейропсихологии эти знания необходимы специалисту для качественной диагностики, чтобы выявить противопоказания к нейропсихологической коррекции и для правильной ее организации в целом (например, при склонности к эпилепсии у ребенка необходимо исключить из коррекционной программы дыхательные упражнения)
  2. Каким опытом работы или стажировкой обладает специалист в соответствующих учреждениях
  3. Имеет ли психолог специализацию по нейропсихологии (когнитивной или сенсомоторной), это очень важный фактор, поскольку нейропсихология это очень узкая специальность появившаяся на стыке двух наук: психологии и неврологии, поэтому для ее понимания необходимо отдельное обучение
  4. В своей работе специалист должен руководствоваться нейропсихологическими методами, которые доказали свою эффективность (которые уже были опробованы на большом количестве испытуемых), методика должна быть завершенной и известной в научном сообществе (например, на данный момент общеизвестными авторами методик и научных трудов по нейропсихологии признаны: Глозман Ж.М.; Семенович А.В.; Ахутина Т.В.; Корнеева В.А.; Цветкова Л.С.; Симерницкая Э.Г.; Микадзе Ю.В. и т.д.)

   Если все вышеперечисленные пункты вы узнали о специалисте и он им соответствует, то следующее, что вам может помочь оценить компетентность нейропсихолога уже в процессе коррекции это знание ее принципов, которые должны быть четко видны в процессе работы с ребенком.

   Принципы нейропсихологии:

  1. Для правильного функционирования психической функции необходим определенный уровень зрелости структур мозга и нервной системы ребенка. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
  2. Принцип системности, при любом нарушении психической функции (например, при несформированности речи) страдает множество элементов и подсистем, обеспечивающих ее функционирование.
    Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями (Глозман Ж.М. 2009)
  3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности. Основан на развитии слабых звеньев высших психических функций при опоре на сильные стороны психики ребенка.
  4. Принцип эмоционального вовлечения. Нейропсихолог должен создать ситуацию включения ребёнка в процесс коррекции для создания необходимой мотивации.
  5. Принцип «замещающего онтогенеза». Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, ко­торые по тем или иным причинам не были эффективно освоены ранее (Семенович А.В. 2007)
  6. Принцип комплексности. В ходе коррекционной программы воздействие оказывается в совокупности на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы
  7. Принцип «от простого к сложному». При работе с ребенком необходимо шаг за шагом осваивать каждое упражнение по мере его усложнения  

 

   Следует отметить, что деятельность нейропсихолога не может протекать изолированно от работы других специалистов (например, из учебных заведений), необхо­димо проводить достаточно четкие границы как направленности, так и содержательной стороны деятельности всех специалистов взаимодействующих на данный момент с ребенком. Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, должен вносить собственное понимание в одну из составляющих целостной картины состояния и разви­тия ребенка, а также прогноз его возможностей в плане дальнейшего развития (Семаго Н.Я., Семаго М.М. 2000).

   Проблемы, с которыми работает нейропсихолог: нарушения функции речи, чтения, письма, внимания, поведения, трудности со счётом, запоминанием информации, пространственными нарушениями. Нейропсихологическая диагностика также позволяет определить внутренний потенциал ребенка (зону его ближайшего развития). Следует отметить, что нейропсихологическая коррекция показала высокую эффективность в работе с детьми с СДВГ, ЗПР, ЗРР, ОНР, ММД, ИПР, РДА, ПЭП.

   Также стоит помнить, что лучшая форма развития высших психических функций ребенка (в том числе речь, письмо, внимание, память, мышление и т.п.) это то, что объединяет нейропсихологическую коррекцию с деятельностью ребенка в его повседневной жизни (Feeney et al, 2001, Feeney & Ylvisaker 2003). В ходе своей работы, главная задача нейропсихолога это создать наиболее эффективную среду для развития высших психических функций ребенка соответствующих его актуальному развитию, а не в коем случае не научить его делать автоматизированные упражнения.

   Я рад, если статья оказалась вам чем то полезной, желаю читателю найти эффективное решение для благоприятного развития своих детей.

С уважением, Дмитрий Буданов.

 

Контактные данные автора:

[email protected]

т. 8(985)113-114-1

 

   Список литературы:

  1. Глозман Ж.М.//Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений; 2009.
  2. Семенович А.В.//Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис; 2007.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М.//Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ; 2000.
  4. Feeney, T., Ylvisaker, M., Rosen, B. & Greene, P.//Community supports for individuals with challenging behaviour after brain injury: an analysis of the New York State Behavioural Resource Project. Journal of Head Trauma Rehabilitation, 16 (1), 61-75; 2001.
  5. Feeney, T. & Ylvisaker, M.//Context-sensitive behavioural supports for young children with brain injury: short term effects and long-term outcome. Journal of Head Trauma Rehabilitation, 18, (1), 33-51; 2003.


Просмотров: 661
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как узнать, нужна ли Вашему ребенку консультация детского нейропсихолога?
  • Нейропсихологическая коррекция и абилитация. Метод замещающего онтогенеза.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Главный фактор развития ребенка
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Копилка нейропсихолога. Вечерние игры. Как играть с ребенком вечером, перед сном.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития. «Метод замещающего онтогенеза»
  • Метод метафоры, принцип его работы и сфера применения.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Этика работы психолога. Принцип уважения
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Принцип работы психолога/психотерапевта в Позитивной Психотерапии
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Работа мышц, как важная составляющая развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь