Основные критерии Личности

Автор статьи: Ермаков Сергей

Продолжая раскрывать наполнение своей Теории Личности, сегодня познакомлю вас с тем, что определяю, как «основные критерии Личности»

Итак, выделяю 2 основных критерия Личности, овладение которыми в совокупности позволяет говорить о том, что человек на правильном пути к самостоятельной, настоящей Личности, а не просто иллюзорная маска, шаблонно созданная «Внешней средой», и эти критерии: Контроль и Выбор.

*Сразу поясню, что Контроль рассматриваю не как постоянное, тотальное напряжение и непроницаемые границы, ведущие к недоверию, а как позитивный навык, позволяющий, особенно на начальном этапе пути к Личности, отделять именно себя от и из массы «Внешней среды», осознавать разницу между «моё и навязанное мне».

До тех пор, пока Контроля и Выбора как навыков у человека нет, речь не идёт о Личности, а только о человеке с абстрактным набором качеств, свойств и проблем.

Личность начинает зарождаться лишь и только тогда, когда человек на определённом этапе своей жизни осознаёт, что существует значимая разница между его внутренними ощущениями жизни, её желаемым содержанием и тем, что предлагает, точнее, навязывает «Внешняя среда», в которой человек живёт. Вспоминая стадии, на которых может прибывать человек относительно себя как Личности, это как раз момент перехода со стадии «Личность «Внешней среды» на стадию «Личность процесса». Именно здесь человек начинает разбираться в сложившихся обстоятельствах, беря тем самым Контроль над наполнением жизни в свои руки, постепенно осознавая и стряхивая оковы установок ограничений и долженствований, наложенных будто сдерживающие печати «Внешней средой» за годы жизни, и начиная осуществлять по-настоящему самостоятельные Выборы дальнейших действий, на основе своих желаний и чувств, которые направлены на собственное развитие и движение вперёд в том направлении, которое человек ощущает как своё.

Обратимся к вопросу: Контроль чего и Выбор чего именно? Ответ на этот вопрос кроется в самой сути Личности, не как чего-то определяемого через связи с обществом, а как чего-то, рождённого и произрастающего изнутри. Когда я говорю о Контроле и Выборе, то имею в виду возможность осуществления человеком осознанных действий, направленных на достижение собственных, индивидуальных целей по наполнению своей жизни желаемыми событиями, отношениями, занятиями, чувствами и эмоциями, созданием комфортного окружения.

В осознанном Контроле вижу движущую, а в осознанном Выборе - направляющую силы развития человека на пути становления, обретения себя как Личности. В данном случае Контроль и Выбор подразумевают под собой действия, осуществляемые, как на внешнем уровне, так и на уровне внутреннего мира.

На внешнем уровне Контроль и Выбор - означают возможность самостоятельного определения направлений и способов предъявления себя другим и социальному миру в целом. Например, на этом уровне решаются задачи заботы о здоровье, питании, внешнем виде, а также способах выстраивания отношений внутри своих «кругов общения» и выстраивание личных границ.

На уровне же внутреннего мира Контроль и Выбор - означают возможность получения доступа к своему внутреннему миру, информации о его содержании, особенностях, возможных проблемных и кризисных моментах, а также к способам получения помощи от специалистов и оказания помощи самому себе.

Именно в увеличении качества и количества Контроля и Выбора вижу процесс развития человека на пути к Личности, который я называю «Раскрытие «Я».

Почему именно так? Обратите внимание на само слово - Личность, есть производное от него слово - «личное» - оно означает своё собственное, то есть больше ничьё, что-то, что принадлежит только каждому из нас. Но при определении понятия Личность в современной психологии происходит отказ от этого принципа, возникает «сверхобобщение», которое лишь по нескольким критериям, вроде возраста, образования и уровня развития условного списка качеств, - автоматически определяет каждого человека, как Личность. При таком подходе абсолютно исключаются и даже не принимаются в расчёт вопрос, например, а насколько человек действительно сам и по своей воле наполнил жизнь тем, чем она у него сейчас наполнена?

Задайте этот вопрос сами себе. Не важно сколько вам сейчас лет, просто спросите себя о том, сколько к настоящему моменту своих, личных выборов вы сделали и сколько сфер и аспектов жизни вы лично реально можете контролировать и направлять по вашему выбору? Действительно ли вы сами выбрали где будете учиться, работать, с кем, как и сколько общаться, чем заниматься, когда и как отдыхать, в каком возрасте создать семью, родить детей, сколько детей и как их назвать, и не забудьте про более простые вопросы, что вы кушаете, что вы одеваете, какая у вас причёска, машина, телефон и почему это именно так?

Только отвечайте честно и искренне, ведь ответы на эти вопросы нужны не мне для знания о вас, а вам для знаний о самих себе. И если вы действительно можете на подобные вопросы ответить утвердительно, пользуясь формулировкой: «да, всё выше обозначенное я выбирал и выбираю сам, определяю направление, наполняю содержанием и контролирую в максимально каждый момент времени развитие своей жизни», то исходя из моей логики вы – как минимум уже на пути к Личности.

Если же источник ответов на подобные вопросы лежит не внутри вас, а где-то в социальных институтах «Внешней среды», которая аккуратно и последовательно за долгие годы вам всё внушила и объяснила на пальцах, то, увы, о Личности в таких обстоятельствах говорить бессмысленно, или, как минимум, преждевременно. В таких обстоятельствах уместно говорить о человеке с набором надиктованных мнений, поведенческих масок и ворохом психологических проблем, большую часть которых он даже близко не начал осознавать.

Выше я привёл вопросы для примера, лежащие на поверхности, однако, ответы на них очень хорошо демонстрируют моё мнение относительно понятия Личность. Но ведь есть и куда более важные, более глубокие вопросы о самом себе, своих переживаниях и чувствах, своей боли и одиночестве, запретах и долженствованиях, жизни и смерти и ещё многом другом. И на них тоже нужно отвечать исходя из того, по-настоящему ли это мои чувства, переживания, отношения…?

Отдельно стоит обратить внимание на возрастной аспект. Существующие теории личности предполагают, что формирование и развитие Личности идёт параллельно с физическим и социальным развитием, и заканчивается в возрасте начала юности (20-23 лет). В связи с этим подумайте вот о чём, многие уже давно по паспорту взрослые люди (куда старше 23 лет) – автоматически психологией причисляются к Личностям, но при этом большая часть из них не сможет утвердительно ответить на большинство вопросов о Выборе и Контроле, которые были приведены чуть выше, даже на самые простые. Что уж говорить про людей в возрасте 20-23 лет.

Если вы не станете себя обманывать, обратившись к своему собственному прошлому, то увидите, что реально ваших собственных Выборов и уж тем более Контроля над событиями, не говоря уж про уровень взаимодействия со своим внутренним миром, нет и не было в возрасте «чуть за 20» даже близко. А если человек никогда ещё ничего не выбирал сам, не имел возможности контролировать направления движения своей жизни, то о Личности здесь говорить невозможно, тем более о полностью сформированной. В реальности современного социального мира ещё нет и не может быть к 20-23 годам сформированной Личности. Возраст в принципе, на мой взгляд, сомнительный и не объективный критерий при рассуждении «уже Личность или ещё нет». Ответ на этот вопрос заключается в ответе на другой вопрос: придёт ли человек к Контролю и Выбору, пройдёт ли путь «Раскрытия «Я» или нет? Этого может и не произойти никогда, а, значит и Личностью человек может никогда не стать.

Как же человек может прийти к Контролю и Выбору? Человек может встать на путь «Раскрытия «Я» через вывод на уровень осознания противоречий между внутренними ощущениями и тем, как обстоит ситуация на данный момент в реальности. Механизм, который позволяет распознать такие противоречия, имеет некий, пока неопределимый, внутренний природообусловленный источник, на данный момент он не имеет названия, нет и способов его измерения. Однако, как известно, большое количество явлений существуют и развиваются, даже если у людей на каком-то этапе развития системы познания нет для них названий, приборов для измерений, либо же вообще веры в их существование.

В существующей сейчас модели общества, а именно от неё отталкиваюсь, говоря о том «кто может стать и быть Личностью», произойти освоение Выбора и Контроля может в любом возрасте, предположу лишь, что не ранее 25 лет. Однако, замечу, что цель создания новой, единой Психологии и на её основе – нового устройства общества – создать такие условия, чтобы человек мог с рождения идти по пути становления себя как Личности, не тратя 25 лет жизни на накопление проблем, требующих преодоления и исправления.

Возвращаясь к тому, как может в человеке произойти осознание того, что «что-то не так» и что что-то нужно менять, можно обратиться к метафоре о накоплении и противостоянии Энергий.

Предположим, существует наша основная Энергия (Душа), являющаяся основой Сознания, данная нам Вселенной при рождении, в которой и скрывается суть возможной будущей Личности и весь её потенциал, грандиозные возможности нашего Сознания, и есть вторая Энергия, искусственная, сгенерированная «Внешней средой», которая воздействует на нас с момента рождения, подавляя нашу собственную Энергию так, чтобы мы стали в точности такими, как нас заранее видит «Внешняя среда», то есть – управляемыми, зависимыми, слабыми существами-рабами.

Социальный мир устроен так, что через воздействие на нас наша внутренняя Энергия с рождения подавляется и постепенно замещается Энергией «Внешней среды», однако, эта внутренняя Энергия никуда не исчезает, даже будучи заблокированной, она накапливается. Как известно, вечно накапливаться Энергия не может и со временем начинает просачиваться в наше Сознание (в бессознательную его часть). Вначале в виде спонтанных образов, сновидений, отдельных мыслей, переживаний, мечтаний, воображения. Постепенно внутренняя и внешняя Энергии в процессе жизни человека начинают соприкасаться, создавая «точку давления». Принято называть подобные периоды жизни «кризисами того или иного возраста», вот только к возрасту это имеет отношение косвенное, исключительно внешнее, когда речь идёт о физиологических перестройках организма, но никак не связано с вопросами, которые касаются Личности.

Именно в той самой загадочной и необъяснимой «точке давления Энергий» вижу ключевой момент, где и срабатывает (или не срабатывает) столь же пока что загадочный механизм, выводящий человека на путь Контроля и Выбора, то есть на путь «Раскрытия «Я», который ведёт к формированию Личности. Сработает ли этот механизм зависит от того, прислушается ли человек к самому себе, разрешит ли обратить внимание на свои ощущения, воспримет ли знаки, которые даёт ему Энергия (Душа) через Сознание.

Как следствие мы можем получить два варианта развития событий: первый состоит в том, что Энергия «Внешней среды» перевешивает, уже не подавляя, а вбирая и поглощая внутреннюю Энергию навсегда, в результате чего человек уже никогда не сможет стать Личностью. Второй же вариант состоит в том, что внутренняя Энергия шаг за шагом начинает поглощать Энергию «Внешней среды», и человек «открывает глаза» на то, что происходит в его жизни на самом деле. Разбираясь в том, кто он, уже в прямом смысле открывает себя, свою жизнь, свои чувства и желания, постепенно освобождаясь от оков как раз через Контроль и Выбор, становясь собой, - Личностью. 

Основные критерии Личности



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Личность и границы личности.
  • Из цикла вечные вопросы. Как долго может жить человек?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Внутренний диалог - механизм развития личности
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Никогда не поздно создать себе счастливое детство! Типология личности.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Границы личности – то, что позволяет сказать «Я – есть!».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь