Часто встречаю мнение, почему-то сильно сейчас популярное среди далеких от гештальта людей (клиентов терапевтов других направлений или потенциальных клиентов), коротко мнение звучит так: гештальт не работает с прошлым, а значит, это ограниченный метод.
Несправедливо считают, что гештальт-терапия – метод быстрый, прикладной, помогающий справляться с узкими, изолированными задачами и бессильный для решения глубинных проблем, тянущихся из детства.
Поэтому люди предпочитают доверяться в решении таких проблем специалистам, представляющим психоаналитические направления.
Да, подавляющее большинство проблем, с которыми обращаются клиенты, возникли в раннем опыте, в детстве. И гештальт-терапевт, действительно, не изучает подобно то, как проблема возникла (хотя и это важно, и тоже попадает в поле внимания терапевта), но работает в первую очередь в синхронном срезе – исследует, как проблема воспроизводится сейчас, как в настоящем она влияет на жизнь, как мешает жить здесь и сейчас.
Мы не можем переделать прошлое, но можем изменить настоящее. И синхронный срез, конечно, содержит проекции трудностей, возникших в прошлом, в истории клиента.
По сути, гештальт работает не столько с прошлым и не только с настоящим (синхронией), но с синхронно-диахронной связью.
Если показать это на схеме, то будет так:
Нижняя плоскость α – это прошлое клиента, верхняя плоскость αˊ – его настоящее. Окружность с центром О – детская, скажем, травма. Окружность с центом Оˊ – последствия травмы, воспроизведение ее в настоящем.
В гештальт-терапии же нас интересует то, что на схеме представлено цилиндром :)