|
Когда ребёнку положен тьютор?Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
Часто родители детей с особыми образовательными потребностями обращаются ко мне за помощью, когда начинают подвергаться психологическому давлению со стороны образовательных организаций. Выглядит это давление следующим образом: 1. Родителей отправляют на повторную ПМПК с целью изменения рекомендаций по обучению ребёнка, перевода в другую образовательную организацию; 2. Открыто предлагают обучаться на дому; 3. Препятствуют ребёнку в посещении образовательной организации на полное время её работы, жалуясь на трудности поведения ребёнка, нехватку финансирования, кадровых средств и просто "давя" на родительскую жалость, что дома их ребёнку будет лучше, чем в детском саду, школе; 4. Включают административный ресурс, грозя отчислить ребёнка из образовательной организации (например, из-за жалоб других родителей), оставить на второй год. Родитель чувствует страх, полную свою беспомощность противостоять этой стихии под названием "система образования", и часто соглашается со всеми рекомендациями образовательной организации (бегает по ПМПК, переводит ребёнка из одного детского сада (школы) в другие или вовсе начинает обучать его на дому теми силами, какие ему доступны. Если с дошкольным периодом дела обстоят немного проще, то главные трудности настают, когда ребёнок с ОВЗ приходит в школу. Родители детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые слышали моё интервью по областному радио (как раз на тему прав детей с ОВЗ в образовательной организации), обращаются ко мне с сакраментальным вопросом: "А правда ли нам положен тьютор? Или такое возможно только в Европе? Мы обязаны сами оплатить услуги тьютора?" Как правило, на момент обращения ко мне, родители уже почти готовы смириться с предстоящим домашним затворничеством. Но всё же оставшиеся капли надежды, что ещё не всё потеряно, приводят их на мою консультацию. И это правильно. Никогда не нужно сдаваться! Больше узнавать о своих правах и отстаивать их. Без гражданской активности невозможны качественные изменения в обществе, даже при наличии всех необходимых законов. Государство выпустило закон - наше гражданское дело внедрить его в жизнь. Да, процесс этот не быстрый и требует от родителя воли и настойчивости. Приведу выдержки из нормативных документов, гарантирующих права ребёнка с ОВЗ на тьютора. И это только верхушка айсберга! 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" Особенности деятельности тьютора Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать ребенку благоприятную атмосферу для успешной учебы и социальной адаптации. Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств. Тьютор может выполнять следующие функции: - педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать); - специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога). Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время. В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога. Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО. Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/ Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО (индивидуальном плане обучения). http://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/06_PrAOOP_NODA_03_04_2015.pdf Дополнительно о правах ваших детей вы можете узнать в другой моей статье https://www.psyoffice.ru/article/72960/ Консультация бесплатная для родителей детей с ОВЗ. Запрос отправляйте личным сообщением. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|