Чаще женщина оказавшись в ситуации разрыва отношений, приходит на консультацию, реже - мужчина,но оба хотят от психолога часто в первую очередь, обьективный взгляд на ситуацию,совет,как быть дальше, или выяснением,кто виноват.
Однако,на эти вопросы психолог ответа знать не может,возникает необходимость формулировки клиентского запроса.
В зависимости от того,какую стадию горевания проходит клиент и как бы он не хотела прекратить свои страдания,создав условия извне:
* чтоб сделать,чтобы он (а) ко мне вернулся.
* как быстрее найти поддержку другого мужчины ( женщины),чтобы не мыкать горе водиночку.
* ничего не хочу,лежу как грязь,как заставить себя работать как раньше.
При этом окружение ,к словам которого он(а) аппелирует, делится на 2 части:
1.Осуждают бывшего/шую мужа/жену ,поддерживают разрыв: лучше ужасный конец,чем ужас без конца.
2.Осуждают брошенного/выгнавшего/оставленного/одинокого.Например женщину, а "поддерживают" бывшего мужа: что уж,потерпеть не могла (пьёт,но дело знает// не мыло- не измылится// бьёт значит любит и т.д.)
В целом обе эти группы оценивают ситуацию как критическую для оставленного или оставшегося одиноким ,но никто исходя из суждений,не оказывает поддержки.
Клиент нуждается в поддержке,но запрос окружению на нее по разным причинам так же не задаёт:
* По инерции пребывает в состоянии жертвы
*Гордость и сдержанность, неадекватное патологическое желание " со всем справится самостоятельно" ,но должных ресурсов уже нет...
* Упорное желание сохранить видимость " порядочности" и "цивилизованного развода" в силу разных причин.
* По инерции пребывает в состоянии " без тебя нет меня", говорит, что привык /ла жить для семьи,для него/неё ,а сейчас ничего этого нет.Нет его желаний- нет дел- нет жизни.
На вопрос: "Кто вас поддерживает?", обычно отвечает,что им ( окружению) нечем поддержать//никто и.т.д.
Часто с женщиной рядом остаются дети-подростки.
Будучи надломленными расставанием родителей, на них надевается либо роль "спасителя" ( папа ушёл,теперь ты моя опора и поддержка) или жертвы ( как мы с тобой будем,сиротинушки), агрессора,преследователя ( не будь таким,как он.видишь, как он делает- тебе так нельзя!!!)
Когда на первых консультациях клиент подходит к мысли о том,что нужна поддержка и как- то хочет выйти из изоляции, я часто использую наглядные модели социальных отношений.
Одна из них- модель "Анализ социальной сети" А.Ленца.
Продолжая разговор о методиках первого этапа консультаций,хочу поделится опытом её организации.
Цель: создать предпосылки для
• анализа социальных отношений,сложившихся вокруг клиента
•оценки уровня удовлетворенности ими
Задача: сделать наглядными отношения и их структуру.
Стимульный материал: на Листе А4 изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга - слово «я».
шаг 1: Представьте себе людей, с которыми чувствуете себя особенно тесно связанным, без которых вам трудно.
(Кружками или любыми другими обозначениями покажем их,расположив в первом круге вокруг «я».)
Я шаг один,чтобы избавить клиента от напряженных пауз раздумья,мягко убрать свету поспешных "расстановок", обычно предлагаю слепить из пластилина небольшие шарики и расположить их на окружности,цвет выбрать на свой вкус. ( я кратко записываю рассуждения клиента. На этом этапе часто использую канцелярский файл,чтобы шарики пластилина легко можно было переставить)
Шаг 2: Подумайте о людях, которые так важны в вашей жизни, но с ними вы все же связаны хотя и меньше, чем с людьми из первого круга.
(В вашем распоряжении все окружности кроме последней)
Шаг 3: Поселите на последней окружности людей, с которыми социальные контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы, они живут своей жизнью,а вы своей.Вы знаете друг о друге из разговоров общих знакомых,со внутренних кругов,например.
Шаг 4: Отметим на бумаге,рядом с нашими кружками тех, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.
(Я обычно использую маркер,им клиент обводит положения участников ( наши пластилиновые кружки),вызывающие наибольшее напряжение.)
Шаг 5. На основе модели строится анализ структуры отношений, который продолжается на последующих консультациях.
Кейсы для исследования в рамках анализа подбираются в соответствии с выделенными темами:
•вид отношений ( взаимная неприязнь, близкие- дальние[дружба] детско- родительские, супружеские)
•структура социальной сети;( нарушение личного пространства, изоляция,сложности в сохранении границ, половой и возрастной состав окружения) •качественные изменения отношений в последние годы ( сценарии,повторяющиеся ситуации, токсичность,усиливающаяся привязанность,отдаленность)
•опыт отношений ( чаще всего в окружении есть кто-то,напоминающий кого-то из прошлых отношений,юности,первую любовь и т.д.,обозначаем это любым значком,если клиент считает это важным)
•степень удовлетворенности отношениями в сети, •доступность членов сети.
•Желания,стремления,намерения "Я" по отношению к членам сети.
А именно обсуждение ресурсов поддержки в сети: возможность располагать поддержкой; значимость неформальной поддержки; желания и ожидания при оказании поддержки; степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях.
Вопрос к клиенту (например)Как бы вы хотели,чтобы М. поддержала вас?Вы не будете чувствовать себя обязанной ей?
Понимание и визуализация социального окружения , в котором живет человек, стимулирует его к эффективному анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться их ресурсами. так же критично отнестись к Это подготовительная работа к разрешению отношений,рождающих экстремальное напряжение в жизни клиента.