Что есть злость и для чего она нужна?

Задумываемся ли мы для чего нам злость?

     Вот мне шести-семилетние детки говорят: «Нет, нам злость совсем не нужна». А так ли это?

 Ведь злость, агрессия – это не причина, а следствие. Следствие того, что что-то идет не так, как человек хочет: не реализуются желания, ожидания, нарушаются границы самого человека.

Злость дана человеку с целью защитной функции, чтобы дать отпор обидчику. И, когда она знает свои границы, она нужна и полезна. Но почему она не всегда находится в рамках разумного?

           Не хочется здесь растекаться по многим причинам. Остановлюсь на одной.

           Всегда  спрашиваю у детей на занятиях по злости: «Ребята, а на что вы злитесь?» и, обычно, всегда найдется один  человек, который скажет: «Я никогда не злюсь». Такое непринятие злости свойственно детям, в которых воспитывают угодливое «Я» (об этом феномене хорошо написано в книге Рональда Лэйнга «Я и другие»). Не то, каким я являюсь, а то, каким меня хотят видеть другие, в первую очередь, родители. В семье такого ребенка «принято делать лицо», поделиться своими чувствами представляется опасностью (Одна мама мне на консультации на полном серьезе  говорила: «Хочу, чтобы Вы убрали слезы моей дочери»). Мама будет злиться, но никогда не скажет причину своей злости (например, неприятности на работе), а обязательно сделает крайним ребенка. Никогда не признается в своей ошибке, потому что боится упасть с пьедестала, боится показаться в глазах ребенка слабой и уязвимой перед другими людьми. И ребенку транслируется: хочешь быть любимым  - будь хорошим, послушным, таким, как я хочу. Испытывать чувство злости ни в коем случае нельзя. Ребенок считывает: моя ошибка – страшная трагедия, удар по самолюбию. Стремится всячески завоевать любовь вначале родителей, затем других людей, стараясь предъявлять то, что они хотят видеть. И начисто забывает о своем «Я». Затем уже и, став взрослым, он не знает: А где он? Что нужно ему? Где его территория? И что является вторжением на его территорию? А также вторжением на территорию другого?

          Такие люди на консультации у меня говорят: «Понимаете, я очень терпеливый. Терплю, пока совсем на голову не сядут.  А потом, как разойдусь». А это терпение и есть неумение вовремя отстоять свои границы, вовремя заявить о несогласии, а главное, вовремя увидеть, что произошло «вторжение» на твою территорию. Обычно говорят: «Да, ладно, ему нужнее», «Ой, что я буду из-за ерунды цепляться?», «Что он обо мне подумает, если я откажу?». А почему нет умения? Потому свое реальное «Я» очень слабенькое, давно вытеснено Угодливым… И вот человеку сказали: «Закрой рот», а у него в голове идет борьба между Реальным и Угодливым «Я». Реальное говорит: «Тебе ответили грубо», а Угодливое в ответ: «Да, ладно, что тут такого.  Я сам виноват, влез.  Если буду молчать, больше так не скажут». И идет борьба   двух мотивов: быть хорошим и быть самим собой. На кону борются чувства: с одной стороны, чувство вины, что я не соответствую образу другого, с другой – обида, злость, что мои потребности игнорируют.

И потом происходит обратный эффект: люди такого человека начинают считать не классным, хорошим человеком (хотя, могут  вслух и восхвалять), а, прошу прощения за грубость, пустым местом. Ведь Реального «Я» нет, границы личности размыты, кто хозяин этой личности, её желаний, потребностей непонятно. Заходи, кто хочешь, бери, что хочешь, делай, как тебе хочется. И хозяйничают там до тех пор, пока пафосность ситуации не станет очевидной.  И тут: взрыв, человек выходит из берегов, мощно агрессирует. А в ответ, естественно, он получает: «Фи, какой некультурный, психованный, невозможный».

Или другой вариант. Человек научается вместо открытого противостояния пассивной агрессии, начинает язвить, подкалывает других, создает ситуации для унижения другого (причем, часто даже не того, кто его обидел)… То есть, такой боец невидимого фронта,  бьет в спину незаметно, но больно.

          В итоге, друзья оказываются не друзьями, родители, как не старался им угодить, недовольны, любят больше того ребенка, кто требовал своё. Один мальчик мне на вопрос: «Почему ты дружишь именно с ним?», ответил: «Потому что только он со мной играет». Страшно? Зато, честно.

           А человек верит всему, что о нем скажут другие («Ой, а вдруг я действительно такой, как они говорят»). И от всех хочет похвалы, так как оценивает себя через других (что свойственно детям до 5 лет). Но это невозможно: для всех мил не будешь.

            Так вот я на занятиях детям, говорю, что злиться можно (они так радуются), но по правилам. Во-первых, обидчику Вы можете спокойно сказать, с чем Вы не согласны и как бы Вы хотели, чтобы было по-другому. Например, «Я не хочу, чтобы меня били, мне больно. Может у тебя сегодня плохое настроение, ты можешь поделиться со мной, что произошло. Но бить меня нельзя, если ты и дальше будешь драться, уйду играть к другим детям».

      Если Вы не можете сказать спокойно, то лучше не выпускать злость на человека. Можно успокоиться так: нарисовать свою злость, а затем нарисовать что-нибудь хорошее, порвать ненужные бумажки, потом их выбросить, слепить свою злость, потом из нее сделать лепешку, побить в подушку. Но потом, после, нужно посидеть или полежать в тишине, успокоиться, представить что-то хорошее.

Один мальчик говорит: «Оксана Владимировна, а мне мама не разрешает в подушку бить», а я ему отвечаю: «Ты в свою, на которой спишь, не бей. Зачем же потом тебе на злости спать? Ты бей в специальную, для злости». «У меня есть груша, я в нее буду».

Затем мы деремся мягкими кинжалами из пенопласта или шарфами. Правило такое: начинать драться и заканчивать по гонгу. И нельзя бить по голове, лицу. Нарушение правила: бой останавливается. Обычно, дети, которые боятся выражать агрессию, стоят, как вкопанные. Но частенько потом расходятся.

    Мама одной девочки мне рассказывает как-то после одного такого занятия: «Пришел муж домой стал кричать, а Настя ему: «Папа, ты неправильно злость выпускаешь. Ты пойди вначале рисунок со своей злостью нарисуй, потом, что-нибудь хорошее, подушку поколоти, а потом злость твоя уйдет, и ты спокойно с мамой поговоришь».

Поэтому, когда злится Ваш ребенок, не нужно кричать: «Прекрати немедленно», а нужно  сказать, что Вы понимаете и видите: ему плохо. Но это не значит, что он может кричать на Вас или кидаться драться, так как Вам это неприятно, Вы это не заслужили..Можете предложить успокоиться, а затем обсудить его трудности, предложить помощь.

    

           Злость – очень жизненно важная  эмоция. Просто нужно уметь (учиться) быть её рачительным  хозяином.



Просмотров: 820
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Злость, раздражение, мизантропия. Если вы устали от собственной злости.
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Злость - наш помощник. Терапевтическая функция злости
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Злость – эмоция, с которой нужно дружить
  • Раздражение и злость на ребенка. Почему такое происходит с нами?
  • Что такое спортивная злость и есть ли жизнь после спорта?
  • Обида- это сдержанная злость, агрессия, которую человек не выразил...
  • Злость - одна из самых полезных эмоций, если злиться правильно
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Злость - это просто злость
  • Что делать, если душит обида и злость?
  • Гнев. Благо или вред? Для чего нужна злость?
  • Злость, тревога и другие отрицательные чувства
  • Злость в отношениях - почему иногда стоит злиться
  • Про злость и личные границы
  • Что делать, чтобы злость не разрушала отношения
  • Ты такая красивая, когда злишься или Злость, которая нам нужна
  • Если обида и злость разрушают отношения
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Про личные границы, здоровую и патологическую злость
  • Боюсь, что потом буду жалеть. Как быть?
  • Почему человек откладывает на потом?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Может ли психолог испытывать злость?
  • Научите детей уважать свою злость.
  • Злость и капризы маленьких детей. Как с ними быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь