|
Об успешных тренингах – взгляд с другого ракурса.Автор статьи: Воропаев Василий Николаевич
Об успешных тренингах – взгляд с другого ракурса.
В последние пару десятилетий большой популярностью пользуются тренинги по приобретению различных умений, как альтернатива традиционному образованию с начиткой лекций. Мне наиболее знакомо тренинговое образование в рамках различных блоков программы подготовки гештальт-терапевтов. Ранее -- также бизнес-тренинги представительств в РБ западных фирм, из которых наиболее авторитетными были тренинги компании «Dymler Chriysler» в которых я участвовал либо переводил которые в Германии. Также вспоминается тренинг родоначальника методики расстановок Берта Хелленгера, для участия в котором я специально съездил в Москву. Кроме того, мне известны тренинги, которые проходили мои друзья/коллеги и некоторые результаты участия в таких тренингах.
Предлагаю небольшой анализ и размышления на данную тему. Далее речь пойдет только об успешных/популярных тренингах.
Что делает тренинг успешным? Мы, как специалисты психологи, обычно измеряем степень успешности тренинга его популярностью и той финансовой отдачей, которую получаем в результате него. Участники тренинга оценивают его на основании того, что они на тренинге получили. О первом из указанных критериев оценки говорить излишне, если мы рассматриваем цель любого тренинга – приобретение навыков. То есть популярность тренинга еще не обязательно говорит о том, что на нем приобретаются новые навыки. По каким же причинам тренинг может быть популярен?
Что касается наиболее мне близких тренингов, элементов гештальт-программы, там, как правило, имеет место именно третий вариант в разумной пропорции, и это позволяет обоснованно считать такие тренинги успешными. Люди на них приобретают как эмоции так и умения/знания, необходимые им для успешной практики, прорабатывают себя, и лет через пять обучения, многие уже успешно практикуют. Люди меняются и профессионализуются. Это, порой, выясняется неожиданно, на встрече через несколько лет на каком-нибудь интенсиве уже в качестве супервозоров. Но тем более явно становится заметно, что данная «финансовая пирамида» -- гештальт программа, может быть действенной (не значит, что всегда действенна – зависит от полноты пройденнго курса и все же от тренерского сотава).
Аналогично успешными можно считать тренинги европейских бизнес-представительств, эффективность которых, чаще всего, обусловлена первой причиной и многократно выверена последующими отслеживаниями, для которых есть специальный термин «Follow Up».
Я предлагаю пристальнее обратить внимание на указанную на втором месте причину популярности тренингов – высокая степень эмоциональной вовлеченности и состояние удовольствия от тренинговых программ. Зачастую именно этот эффект эмоционального подъема от элементов шоу становится фактором, на основании которого люди позитивно воспринимают и рекомендуют другим конкретный тренинг. В частности, из перечисленных мной в начале статьи именно тренинг популярного у многих «мэтра» расстановок Берта Хелленгера представлял собой сплошное шоу для публики, сопровождавшееся сильным эмоциональным подъемом, после которого я разочаровался в данных методиках, и до того рассматривая их с некоторым скепсисом, но по другим причинам (данная статья не об этом). То есть, в общем-то участие в тренингах, популярных по второй причине само по себе оправданно, если человек отдает себе отчет, что он попадет на шоу, а не туда, где он приобретет новые умения либо способность что-то в себе изменить, и что он платит именно за шоу. К сожалению, я замечаю большую распространенность именно тренингов успешных для проводящих их с точки зрения популярности и финансовой отдачи, а для участников с точки зрения преимущественно либо исключительно эмоциональной составляющей.
Но учитывая, что тренинги удовольствие обычно не бесплатное, а зачастую, очень даже недешевое, имеет смысл, кроме изучения информации о тренерах, изучения самой программы и эмоциональных отзывов прежних участников, спросить себя, что я ожидаю от тренинга и что я на самом деле могу на нем получить (на основании того, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛУЧИЛИ от него предыдущие участники. Не руководствоваться только положительными ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ отзывами).
Именно в том, чтобы подвигнуть выбирающих тренинг на исследование данного вопроса, предваряющее инвестирование денег в популярную обучающую либо развивающую программу, смысл написания этой статьи. Надеюсь, она Вам оказалась полезна.
Василий Воропаев, 2 апреля 2015. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|