|
Почему Тренинги не работают, МИФ №1: Тренинги не помогают.Автор статьи: Куликов Глеб Егорович
Почему Тренинги не работают или 7 мифов о психологических тренингах.
Авторы: Борисов Владимир Андреевич - Руководитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт. Куликов Глеб Егорович - Директор Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач, Психолог, Специалист по Эриксоновскому Гипнозу. В постсоветских странах наблюдается рост количества тренинговых услуг. Это хорошо… было бы, если бы этот рост не носил хаотичный характер с отсутствием единого стандарта качества и понимания профессионализма. Создается впечатление, что работа в этой сфере не требует особой подготовки и этим может заниматься каждый. Это очень напоминает ситуацию в сфере свадебных фотографов лет так 10 назад: Купил более или менее нормальную камеру – все, ты Свадебный фотограф! Пора рекламировать свои услуги. Надо выбрать цену. Как? Очень просто: смотрим, сколько стоят услуги у других, и ставим себе столько же, желательно выше среднего. Ну, правильно, а чем мы хуже? Ничего, что опыта нет, подумаешь, был на свадьбе пару раз в качестве гостя и в таком состоянии, что мало чего запомнилось, главное я в себя верю и очень этого хочу! В целом, такой характер развития бизнеса и сферы услуг куда шире отдельной отрасли, это свойственно всему отечественному бизнесу. Отсутствует культура здоровой конкуренции, приводящей к сегментации рынка, стимуляции развития качества производимых товаров и услуг. Как следствие, снижается доверие потребителей и единственным, но уже привычным, выходом является сарафанное радио: обратная связь, отзывы, слухи, мнения и, к сожалению, домыслы. То же самое происходит и в мире тренингового обучения. В результате эта сфера несправедливо обросла слухами и мифами.
7 мифов о тренингах МИФ №1: Тренинги не помогают, это иллюзия, в жизни это не работает. Разумеется, каждый строит свои выводы и оценки эффективности тренингов на своем опыте или опыте окружающих, и так как, к сожалению, не всем повезло поучаствовать в профессиональном тренинге, опыт этот не всегда положительный. Справедливости ради стоит помнить о том, что нет, пожалуй, такой отрасли деятельности, где опыт и оценки качества сугубо положительные. Это естественно! Миф же этот развивается, во многом, благодаря тому, что негативные отзывы распространяются как минимум в 4 раза быстрее, чем позитивные. Спорить нет смысла, полезнее разобраться в том, что такое тренинг. Тренинг - система тренировок с целью личностного совершенствования в различных областях жизни, посредством оптимизации и углублений знаний, развитии существующих навыков, формировании новых умений, а также снятия каких-либо отрицательных воздействий прошлого опыта. Если быть проще, то тренинг в буквальном переводе означает – тренировка. Еще со времен своего спортивно-юношеского периода я усвоил 2 простые истины по этому поводу:
Разберемся подробнее с ошибками психологических «спортсменов», а ошибки тренеров мы обсудим в заключительной части статьи. 4 Ошибки участников тренинга 1. Посещение тренингов без осознания собственных целей. Невозможно дойти куда-то, не зная точного адреса. Польза от посещения тренинга, с целью познакомиться с людьми, пообщаться и весело провести время на выше перечисленном и заканчивается. ВЫХОД: Перед любым обучением, в какой бы форме оно не проходило (тренинг/мастер-класс, школа/университет, беседа с опытным другом/психологическая консультация) осознать и, в идеале, письменно прописать цели обучения, следовать и даже следить за их реализацией по мере прохождения обучения. 2. Выбор низкокачественных тренингов. Отравились дешевой колбасой с явно зеленоватым оттенком - не удивляйтесь и не жалуйтесь, а лечитесь! Естественно у профессионалов. ВЫХОД: Внимательно относитесь к личной истории и соответствующим результатам и достижениям тех, у кого собираетесь учиться. Помните: Мы есть те, у кого и чему учились! 3. Обесценивание информации. Люди не хотят верить, что решения их жизненных проблем очень просты. Хочется получить особое секретное знание, на чем часто ловко играют шарлатаны (до них тоже доберемся). Все ученики делятся на 3 категории:
Те, кто действительно знают очень легко и быстро учатся, так это они и так постоянно делают и поэтому находятся ближе всех к пику знаний. Ближе всего к ним те, кто не знают, так как им остается сделать все один шаг к знанию. Например, вряд ли кому-то из вас стыдно не знать на каком расстоянии от земли находится звезда Бетельгейзе (яркая звезда созвездия Ориона). Тому, кто осознает свое незнание нужно всего лишь узнать нужный ответ, что сразу переводит их в категорию тех, кто знает. Тем же, кто думает, что онизнают часто трудно признавать пробелы в знаниях, особенно в своей профессиональной области. Это часто встречается среди тех, кто уже учился на тех или иных тренингах. Опасность этой тенденции заключается в том, что всего знать нельзя, и испытывая желание скрыть свое незнания, в том числе и от себя, этой категории людей сложнее всего преодолеть пропасть незнания. На деле большая часть проблем решается простым изменением гравитации тела по отношению к дивану. Более того, человек склонен считать уже известную информацию малоценной, забывая, что ЗНАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ УМЕТЬ, а УМЕТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ДЕЛАТЬ, когда это необходимо. На самом деле, если какую либо информацию вы успешно применили в своей жизни, она становится сверхценной для вас, несмотря на ее кажущуюся простоту или очевидность. ВЫХОД: Всему свое время и место: каким бы умным и мудрым «учителем» вы бы не были в жизни, на тренинг вы приходите учиться, вот и учитесь. Полезно уметь смотреть на вещи новым, незамыленным взглядом, особенно если старый взгляд не привел вас к ожидаемому успеху. Есть поговорка: «Если ты такой умный, от чего такой бедный». Не стоит буквально относиться к этой фразе: ум и богатство не всегда связаны напрямую, но если вы пришли на тренинг, то будьте скромнее и осторожнее с самомнением. 4. Отсутствие послетренингового самосовершенствования. Так сложилось, что флэшки с информацией в мозг еще вставлять не научились, но мы верим в светлое будущее. А пока все полученные знания и первичные умения, полученные на тренинге, требуют дальнейшей отработки. Любой навык становится автоматическим путем интенсивной практики. Трудно понять людей, которые приходят на тренинги, вкладывая в себя время и деньги, потом это никак не используют. Представьте себе абсурдность ситуации: Вы прочитали замечательную книгу о плавании, но так и не нашли время хотя бы залезть в воду, будете ли вы потом всем рассказывать, что книги читать бесполезно! Цель тренинга - показать пути развития какого-то аспекта личности или жизни, дав для этого необходимые знания, инструменты и стратегии. В основе лежит ориентация на взрослую часть участников тренинга, способную совершенствовать необходимые навыки самостоятельно и, что очень важно, в бесплатном режиме. ВЫХОД: Просто сильным желанием светлое и радостное (нет, не пиво) будущее не уговорить, его нужно создавать и опять же не сколько размышлениями, сколько действиями: тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться! Если все же на тренировку вам хронически не хватает сил и времени, задумайтесь, как вы устроили свою жизнь, если другие дела вам мешают позаботиться о себе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|