|
Гештальт-подход к проблеме социализации в дошкольном возрастеАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
В психологии под социализацией понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание в дошкольном возрасте является ведущим и определяющим началом социализации. Основным механизмом приобретения опыта в дошкольном возрасте является подражание. Для того, чтобы адаптироваться к окружающей среде, ребенок копирует поведение окружающих людей. Копирование – процесс синтетический, то есть предполагает целостное «проглатывание» объекта или его свойств. В гештальт-терапии, одной из разновидностей экзистенциальной психотерапии, это поглощение получило название интроекции (1), (2). Человек интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления других людей. Часто чужие «интроекты» не соответствуют собственным представлениям человека о жизни и вызывают внутренние конфликты. Например, мужчина живет с полученным еще в дошкольном возрасте интроектом «мужчины не должны плакать» и испытывает большие трудности в выражении чувств, не может плакать в минуту горя, «загоняет» боль внутрь себя, страдает от психосоматических заболеваний. Интроекции – это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. Дошкольники интроецируют язык, мимику, жесты, привычки родителей, социальные рамки и др. Согласно гештальт-подходу, каждый организм (человек) в пространстве окружающей среды растет (развивается), включая в себя новый материал, переваривая и деструктурируя, а затем выборочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или родительское влияние. Однако часто родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который должен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприятие негативного опыта не согласуется с потребностями ребенка. Маленькому человеку дается множество отрицательных интроектов, потому что он еще не научился искусству неприятия и отвержения тех, которые для него вредны. Ребенок принимает для себя все то, что исходит от людей, которым он доверяет. Поглощение негативных интроектов напрямую связано с подавлением эмоций. В результате дошкольник не имеет своего мнения, своих предположений, подавляет чувства, не приобретает или теряет чувство «Я», не осознает своих желаний, стараясь быть «послушным ребенком». Он не научается быть самостоятельным, ответственным за свои поступки, воспринимает мнение другого как догму, не умеет проверять проглоченные интроекты на собственном жизненном опыте. Дети с интроекцией как личностной особенностью стремятся всегда соответствовать запросам общества. Они боятся экспериментировать, быть неуспешными, делать ошибки, стремятся во что бы то ни стало получить высокую оценку, редко проявляют креативность, постоянно ищут абсолютные авторитеты, у них часто присутствует мотив избегания неудачи и отсутствуют любознательность, интерес к миру. Если родители имеют противоположные взгляды и «кормят» ребенка антагонистичными интроектами, то ребенка ждет внутриличностный конфликт. В случае, когда дошкольник не успевает осознать собственную потребность, а она уже удовлетворяется чересчур заботливым взрослым, у ребенка происходит замена значимых потребностей интроектами. Важно, чтобы ребенок сам осознал, что хочет есть, спать и т.д. Иначе он не научается дифференцировать и осознавать свои желания. Если родители много манипулируют, интроекты «заглатываются» ребенком от беспомощности, страха наказания или утраты любви. Таким образом дошкольник приспосабливается к небезопасной для него среде. С точки зрения гештальт-подхода, воспитателю необходимо иметь навыки рефлексии и саморефлексии. Наблюдательный взрослый может обратить внимание на свои интроекты и задуматься о том, какие вещи кажутся ему безусловными и само собой разумеющимися. Например, «нельзя спорить со старшими» (а если он точно не прав?), «некрасиво делать людям больно» (а если честнее сказать правду?), «драться – очень плохо» (а если это единственный способ спасти себя?). Важно учить ребенка смотреть на ситуацию или кажущуюся аксиому под разными углами зрения, с точки зрения разных людей и в различных обстоятельствах. Воспитатель (родитель) может помочь дошкольнику отделять собственные потребности, взгляды от чужих, поощрять самостоятельные ответы, обращать внимание на собственную позицию. Понятно, что такой подход иногда «неудобен» для взрослого, но зато он способствует развитию у дошкольника беглости, гибкости, оригинальности мышления и поведения, креативности и самостоятельности. Человек будет способен осознавать свои потребности, осуществлять свои собственный жизненный выбор. Безусловно, основной путь реализации указанного подхода – игра, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Итак, необходимо учитывать, что интроецирование – важная составляющая процесса социализации, поскольку общество требует от человека усвоения и поддержания некоторых рамок. Однако ребенка важно научить «пережевывать» интроекты, чтобы он жил в гармонии с собой. Только в этом случае родитель сможет осуществить эффективное воспитание дошкольника. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|