Гештальт-подход к проблеме социализации в дошкольном возрасте

В психологии под социализацией понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание в дошкольном возрасте является ведущим и определяющим началом социализации. Основным механизмом приобретения опыта в дошкольном возрасте является подражание.

Для того, чтобы адаптироваться к окружающей среде, ребенок копирует поведение окружающих людей. Копирование – процесс синтетический, то есть предполагает целостное «проглатывание» объекта или его свойств. В гештальт-терапии, одной из разновидностей экзистенциальной психотерапии, это поглощение получило название интроекции (1), (2). Человек интроецирует («заглатывает») информацию, установки, принципы, догмы, представления других людей. Часто чужие «интроекты» не соответствуют собственным представлениям человека о жизни и вызывают внутренние конфликты. Например, мужчина живет с полученным еще в дошкольном возрасте интроектом «мужчины не должны плакать» и испытывает большие трудности в выражении чувств, не может плакать в минуту горя, «загоняет» боль внутрь себя, страдает от психосоматических заболеваний.

Интроекции – это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. Дошкольники интроецируют язык, мимику, жесты, привычки родителей, социальные рамки и др. Согласно гештальт-подходу, каждый организм (человек) в пространстве окружающей среды растет (развивается), включая в себя новый материал, переваривая и деструктурируя, а затем выборочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или родительское влияние. Однако часто родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который должен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприятие негативного опыта не согласуется с потребностями ребенка. Маленькому человеку дается множество отрицательных интроектов, потому что он еще не научился искусству неприятия и отвержения тех, которые для него вредны. Ребенок принимает для себя все то, что исходит от людей, которым он доверяет. Поглощение негативных интроектов напрямую связано с подавлением эмоций. В результате дошкольник не имеет своего мнения, своих предположений, подавляет чувства, не приобретает или теряет чувство «Я», не осознает своих желаний, стараясь быть «послушным ребенком». Он не научается быть самостоятельным, ответственным за свои поступки, воспринимает мнение другого как догму, не умеет проверять проглоченные интроекты на собственном жизненном опыте.

Дети с интроекцией как личностной особенностью стремятся всегда соответствовать запросам общества. Они боятся экспериментировать, быть неуспешными, делать ошибки, стремятся во что бы то ни стало получить высокую оценку, редко проявляют креативность, постоянно ищут абсолютные авторитеты, у них часто присутствует мотив избегания неудачи и отсутствуют любознательность, интерес к миру.

Если родители имеют противоположные взгляды и «кормят» ребенка антагонистичными интроектами, то ребенка ждет внутриличностный конфликт. В случае, когда дошкольник не успевает осознать собственную потребность, а она уже удовлетворяется чересчур заботливым взрослым, у ребенка происходит замена значимых потребностей интроектами. Важно, чтобы ребенок сам осознал, что хочет есть, спать и т.д. Иначе он не научается дифференцировать и осознавать свои желания.

Если родители много манипулируют, интроекты «заглатываются» ребенком от беспомощности, страха наказания или утраты любви. Таким образом дошкольник приспосабливается к небезопасной для него среде.

С точки зрения гештальт-подхода, воспитателю необходимо иметь навыки рефлексии и саморефлексии. Наблюдательный взрослый может обратить внимание на свои интроекты и задуматься о том, какие вещи кажутся ему безусловными и само собой разумеющимися. Например, «нельзя спорить со старшими» (а если он точно не прав?), «некрасиво делать людям больно» (а если честнее сказать правду?), «драться – очень плохо» (а если это единственный способ спасти себя?).

Важно учить ребенка смотреть на ситуацию или кажущуюся аксиому под разными углами зрения, с точки зрения разных людей и в различных обстоятельствах. Воспитатель (родитель) может помочь дошкольнику отделять собственные потребности, взгляды от чужих, поощрять самостоятельные ответы, обращать внимание на собственную позицию. Понятно, что такой подход иногда «неудобен» для взрослого, но зато он способствует развитию у дошкольника беглости, гибкости, оригинальности мышления и поведения, креативности и самостоятельности. Человек будет способен осознавать свои потребности, осуществлять свои собственный жизненный выбор. Безусловно, основной путь реализации указанного подхода – игра, являющаяся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, необходимо учитывать, что интроецирование – важная составляющая процесса социализации, поскольку общество требует от человека усвоения и поддержания некоторых рамок. Однако ребенка важно научить «пережевывать» интроекты, чтобы он жил в гармонии с собой. Только в этом случае родитель сможет осуществить эффективное воспитание дошкольника.

Литература

  1. Брински Бет. Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам. – СПб.: ООО «Институт Личности», 1996. – 34 с.
  2. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.


Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Сам ты тварь! ...или биосоциальный человек глазами гештальт-подхода
  • Агрессивность у детей в дошкольном возрасте
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь